Конференция «Великий шелковый путь в Санкт-Петербурге».

26 января 2017 года в Ленэкспо прошла  конференция «Великий шелковый путь в Санкт-Петербурге» в рамках Недели импортозамещения в туризме «Россия – территория путешествий», организованной Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга и СПб ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро».

Модератор конференции – руководитель проекта «ВШП в СПб» Татьяна Деменева обозначила основные цели мероприятия – представить Санкт-Петербург как отправную точку туристического маршрута «Великий шелковый путь», оценить потенциал города в рамках данного проекта, рассмотреть тематические турпродукты стран-участниц проекта, поделиться опытом, сформировать мнение по дальнейшему развитию трансконтинентального маршрута.

В конференции приняли участие представители Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, консульств КНР, Казахстана, Азербайджана, туристских организаций, которые развивают маршруты ВШП в Узбекистане и Азербайджане, а также участники петербургского туррынка, научные сотрудники музеев и высшей школы города на Неве.

Необходимый тон задала презентация проекта научной историко-этнографической карты «Великий шелковый путь», удостоенного в 2016 году Премии Правительства РФ. Заместитель директора по научной работе, экспозиционной деятельности и подготовке научных кадров Российского этнографического музея Елена Герасименко сообщила, что в данной работе была рассмотрена историко-культурная и цивилизационная специфика российских территорий в историческом контексте евразийского культурного пространства, а Шелковый путь интерпретирован не только как транспортный маршрут, но как масштабное историческое явление, оказавшее существенное влияние на формирование культурного облика Евразии.

Ученые Этнографического музея выделили основные группы историко-культурных ареалов на территорию современной России: Кавказ, нижнее Подонье, Приазовье, Тамань, Крым (территории непосредственного пролегания древней торговой магистрали), Поволжье (район пересечения Шелкового пути с Великим Волжским путем), Южная Сибирь, Юг Западной Сибири и Южный Урал (земли, вовлеченные в систему экономических связей с областями, по которым проходил Шелковый путь).

Сегодня с объектами наследия, характеризующими связь российских территорий и Шелкового пути, можно познакомиться на местах их происхождения, или в собраниях музеев. Причем не только региональных.

Безусловно, богатейшими коллекциями и артефактами, связанными с историей ВШП обладают многие музеи Санкт-Петербурга: Государственный Эрмитаж, Российский этнографический музей, Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Азиатский музей. Таким образом,  Санкт-Петербург, не будучи генетически и в транспортном отношении связанным с исторической магистралью Шелкового пути, занимает важное место в представлении его наследия. Да и сам город является воплощением идеи диалога Запада и Востока, в его архитектурном ландшафте и в интерьерах дворцовых зданий звучат египетские, среднеазиатские, турецкие, китайские мотивы.

Как заметила Елена Евгеньевна, в контексте темы ВШП музеи Петербурга могут быть использованы в качестве начального или заключительного этапа маршрутов, соответственно, предваряя или суммируя информацию. Впрочем, на базе музейных материалов Петербурга возможно формирование полноценных экскурсионных программ, которые могут дать посетителю необходимый объем сведений и впечатлений по теме ВШП. Возможно, для углубления такого подхода понадобится межмузейный проект с конкретной концепцией, который позволит сделать его важным культурным событием для России.

По мнению Елены Герасименко, дальнейшее развитие внутреннего туризма по Шелковому пути и его достойное позиционирование на международном уровне возможно только в тесном сотрудничестве центра и регионов, музейных/научных организаций и туроператоров.

Специалист по вопросам Дальнего Востока Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Орхан Рзаев выразил готовность Комитета стать связующим звеном в данном процессе. Он подчеркнул, что город обладает огромным  туристическим потенциалом, который сегодня недостаточно реализован, особенно в период межсезонья. Проект Великий шелковый путь мог бы решить эту проблему, так как пик экскурсионного туризма в странах Средней Азии, Закавказья и в Китае как раз приходится на традиционно низкий сезон в Санкт-Петербурге. Развитая туристическая инфраструктура Санкт-Петербурга, его популярность на международной арене, дает ему все шансы занять ключевое место в маршруте ВШП, расширить возможности и положительно влиять на рост турпотока.

Тему продолжил  генеральный директор туристической компании «Мир» Валерий Борисович Фридман, который уже давно занимается разработкой маршрутов цивилизационного туризма на Северо-Западе и даже является соавтором одноименного методического пособия. Книга дает практические рекомендации по развитию культурного туризма, по формированию цивилизационных программ, в том числе и по Великому шелковому пути. По мнению В.Б. Фридмана, города и памятники Северо-Запада, существовавшие во времена расцвета ВШП, по сути, не имеют отношения к древнему маршруту, но по своей значимости не уступают святыням Азии. И в этом смысле они могут быть замечательной базой для развития цивилизационного туризма. Например, экскурсионные программы: «Северо-Западная Русь: от истоков до вершин цивилизации России», «Северо-Запад России — колыбель государственности», «Древние столицы Северной Руси» и т.п. Словом, нам есть что показать и в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном регионе в контексте темы ВШП.

Продолжая конференцию, заместитель генерального консула КНР в Санкт-Петербурге Чжан Шую представил стратегический проект «Один пояс, один путь», разработанный КНР. Это не просто возрождение древнего транспортного маршрута между Востоком и Западом, это —  масштабное преобразование всей торгово-экономической модели Евразии. Одним из главных курсов в рамках экономического пояса Шелкового пути является линия Китай-Россия-Европа через Санкт-Петербург — город, который в последнее время очень привлекает китайских туристов, и поток их постоянно растет. Среди основных целей развития туризма в рамках проекта Новый шелковый путь  китайская сторона видит: расширение гуманитарных обменов между народами и взаимообогащение культур; разработку международного туристического маршрута и турпродуктов под этим брендом; налаживание побратимских отношений между крупными городами ВШП: упрощение визового режима для туристов.

О геополитических рисках в процессе реализации инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь» рассказал заведующий кафедрой стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Колотов. Он обозначил основные геополитические тенденции, способные помешать или притормозить развитие проекта ВШП. Увы, теракты, цветные революции, вспышки болезней, техногенные и природные катаклизмы становятся нормой жизни современного человечества, поэтому турбизнесу приходится  учиться работать и выживать в этих непростых условиях.

Во второй части конференции были представлены туристические проекты и продукты стран СНГ. Так, атташе консульства Азербайджанской Республики в Санкт-Петербурге Азизов Решад Мирзагир оглы рассказал о важных свершениях правительства и президента Азербайджана в развитии проекта ВШП. В частности, речь шла о завершении строительства железнодорожного пути между Баку, Тбилиси и Карсом, что позволит сократить маршрут из Китая в Европу с 30-35 до 14 дней. Кроме того, Азербайджан участвует в проекте «Север-Юг», который соединит Индию, Иран, Азербайджан, Россию, Северную Европу и Ближний Восток. Сегодня запущена та часть маршрута, которая проходит по Стране Огней, и есть надежда, что в ближайшее время данный проект будет интегрирован в Шелковый путь. А еще Азербайджан строит крупнейший в Каспийском регионе морской порт, предположительно на прием более 25 миллионов тонн груза в год, а также — пассажирские суда. В настоящее время рассматривается возможность открытия круизной линии по Каспийскому морю. Господин Азизов также отметил, что Азербайджан вкладывает крупные инвестиции в мероприятия межкультурного диалога. Страна, расположенная между Европой и Азией, одновременно является членом Совета Европы и Организации исламского сотрудничества. Это позволяет ей поддерживать самые разнообразные инициативы в рамках проекта ВШП.

Убедительным свидетельством достойного уровня туристического сектора страны стала демонстрация фильма «Азербайджан — Страна Огней на маршруте ВШП», предоставленного компанией RAYDA TRAVEL. Ее региональный представитель в Санкт-Петербурге Вероника Любченко заметила, что сегодня в Азербайджане много делается для восстановления, поддержания и развития культурных ценностей, имеющих отношение к ВШП. Во многих городах реализуются этнографические проекты, возрождаются древние ремесла, создаются исторические панорамы с целью привлечения все большего количества туристов из разных стран. Российский рынок в этом списке является одним из приоритетных.

Далее на конференции был представлен турпродукт Узбекистана. Тревел-журналист, писатель и фотограф, главный редактор интернет-портала Foto-Travel.NET Евгений Голомолзин поделился своими впечатлениями и фото-подборкой по итогам пресс-тура, организованного в 2016 году Узбектуризмом для петербургских СМИ.

В настоящее время Узбекистан на государственном уровне активно развивает бренд «Великий Шелковый путь». В 1993 году страна стала членом Всемирной организации в сфере туризма, а с 2004 года в Самарканде действует Региональный центр ВТО по Великому Шелковому пути. Более 20 лет в Ташкенте проводится ежегодная туристическая ярмарка под этим брендом, которую имели возможность посетить петербургские журналисты. Евгений Голомолзин отметил хорошее состояние туристской инфраструктуры Узбекистана, ключевых памятников историко-культурного наследия. Каждый древний город «золотого треугольника ВШП» имеет свое неповторимое лицо.  Не случайно эксперты ВТО признали Узбекистан наиболее потенциальным туристическим направлением среди стран Центральной Азии.

Присутствовавшие в зале представители турбизнеса Узбекистана дополнили выступление тревел-журналиста конкретными примерами сотрудничества с туристическими компаниями Санкт-Петербурга и оптимистичной перспективой. В настоящее время «Узбекские авиалинии» и ГТК «Россия» активно обсуждают возможность внедрения туристических тарифов на авиаперевозку из Санкт-Петербурга в города Узбекистана, а это, несомненно, окажет существенное влияние на рост взаимного турпотока.

Завершая конференцию, ее участники отметили, что сегодня и в Санкт-Петербурге, и во многих регионах России и странах СНГ, где располагаются якорные туристические объекты, исторические памятники, связанные с трассой ВШП, уже создана необходимая инфраструктура для приема туристов, но для дальнейшего и устойчивого  развития туризма, активизации культурных и социальных контактов необходимо объединение потенциала, создание совместных программ и маршрутов.