Как начать Великий шелковый путь из Санкт-Петербурга?

14 марта 2017 года Российский этнографический музей презентовал участникам Travel Media Club  «Великий шелковый путь в Санкт-Петербурге» (ВШП в СПб) свои новые экскурсионные культурно-образовательные программы: «Дорогами шелка», «Текстиль на Шелковом пути» и «Этнокультурное наследие народов России и Шелковый путь». Мероприятие, прошедшее в форме встречи-экскурсии, предваряло пресс-тур петербургских журналистов в Азербайджанскую Республику.

Таким образом, организаторы хотели на практике реализовать идею интеллектуального туристического маршрута, который начинался бы в культурной столице России и дальше вел в одну из стран Великого Шелкового пути (Китай, Казахстан, Узбекистан и т.д.). В нашем случае получается: от коллекций Российского этнографического музея до конкретных культурно-исторических памятников ВШП на территории Республики Азербайджан.

Кроме того, столь серьезное погружение в культуру страны будет очень полезным для участников пресс-тура и, несомненно, отразится на уровне их пост-публикаций.

Итак, в Российском этнографическом музее журналисты имели возможность пообщаться  с авторами-разработчиками научной историко-этнографической карты приоритетного национального маршрута «Великий шелковый путь».

Отметим, что РЭМ располагает крупнейшим собранием памятников традиционной культуры, которые представляют 158 этносов Северной Евразии. В настоящее время коллекции по народам Кавказа насчитывает около 32 тысяч экспонатов, а по региону Средней Азии и Казахстана — около 28 тысяч. Причем, выставлено всего 2 — 7% собраний по отельным регионам, остальное богатство хранится в запасниках или используется на временных выставках.

Заведующая отделом этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Лариса Попова представила участникам встречи яркую экспозицию, открывшуюся в 2010 году,  дающую представление о среднеазиатском регионе как мультикультурном пространстве, где ощущаются многочисленные взаимосвязи населения, в том числе – влияние Великого шелкового пути. Кстати, дизайн самой экспозиции создан по принципу дороги, открывающей посетителю разные культурные ландшафты: улочки городов, сельские подворья, мастерские, дома купцов и ремесленников.

В ходе экскурсии особое внимание уделялось предметам, которые появились в обиходе тех или иных народов, благодаря оживленному движению по ВШП. Например, комплект деревянных паровых кастрюль, явно прибывших из Китая, или предметы шелководческого промысла, укрепившегося  в Средней Азии в 5 веке н.э. и претерпевшего здесь некоторые технологические изменения. Не говоря уже о ткани со специфическом рисунком – икате, изобретенном в этом регионе. Переливчатую, с яркими разводами ткань называли «хан-атлас». Она высоко ценилась и стала важным направлением растущей городской экономики, денежным эквивалентом и престижным подарком. Столько тонкостей, столько интересных символов и значений может быть зашифровано в декоре тканей, ковра, блюда или украшений!

По мнению научных сотрудников музея, Великий шелковый путь – это метафора, ибо он представляет собой на конкретную дорогу, и даже не сеть торговых путей, а масштабное историческое взаимное проникновение культур и технологий на огромной территории нашей планеты.

Главный научный сотрудник РЭМ Владимир Дмитриев представил журналистам подраздел экспозиции «Народы Южного Кавказа» ‑ «Азербайджанцы», выполненный в духе разных регионов страны, в т.ч. зажиточного восточного города, с непременным присутствием чайханы. Кстати, чай, прибывший в Азербайджан некогда из Китая, прошел дальше в Россию и затем вернулся в укоренившейся традиции пить этот напиток по-русски: из самовара, с сахаром и черной заваркой из стаканчиков и т.д. Вот вам и взаимосвязь культур!

В этом же разделе отмечена роль мусульманства на Южном Кавказе и показана специфика шиизма, состоящая в т.ч. и в бытовании праздника-мистерии Ашура в честь шиитских святых Али и Хусейна. Материализация культовых символов выразилась в декоре молитвенного коврика с изображением человеческой фигуры, «руки Фатимы», особой роли амулетов и гадательных предметов.  Женские образы «мать» и «дочь» представлены в сюжете свадебного обряда «Прощание невесты с родительским домом». Многие предметы костюма и приданного выполнены из азербайджанского шелка, нити которого был толще и короче китайского, зато богатство набивных рисунков и цветов – безгранично! Здесь сказалось влияние Турции, Персии, Индии, Китая и т.д.

Настоящим сюрпризом для журналистов стало посещение Особой кладовой РЭМ, о существовании которой мало кто знал. Так называемая «комната-сейф» изначально проектировалась в здании музея специально для хранения особо ценных предметов. Большинство из них были преподнесены царской фамилии от депутаций знати народов, населявших или окружавших Российскую империю.

Ведущий научный сотрудник РЭМ Галина Романова показала гостям уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, настоящие сокровища Великого шелкового пути. Например, шедевры буддийской пластики или роскошное, сверкающее золотом и драгоценными камнями оружие и конское убранство эмира Бухарского. А вот татарская перевязь, сплошь усыпанная драгоценными камнями, золотыми пластинами, медальонами, перламутром и пр. Мусульманки носили ее, надевая через левое плечо под правую руку. Часто к перевязи пришивали коробочку, куда помещали цитаты из священного Корана, благовония или другие святыни.

Тяжеловесные и в тоже время изысканные воротниковые ожерелья — непременное украшение восточной женщины соседствуют с рафинированным шелковым костюмом бурятской принцессы. В другой витрине – изящные шпильки, заколки и броши, выполненные китайскими мастерами. И все это великолепие усыпано бирюзой, кораллами, топазами, аметистами, малахитом, жемчугом, янтарем, Ни в одной стране мира нет полного комплекта этих самоцветов. Только Шелковый путь мог соединить несоединимое, создать невероятную красоту, трансформировать ее и тиражировать на бескрайних просторах Евразии.

В заключение встречи, участники отметили повышение спроса на турпродукт ВШП и все, что с ним связано на туристическом рынке. Несомненно, программы, разработанные научными сотрудниками РЭМ по этой теме на базе богатейших экспозиций, способны стать украшением любого турпакета.

По словам заместителя директора по научной работе Российского этнографического музея Елены Герасименко, уже сегодня любая турфирма может получить в Российском этнографическом музее качественное обслуживание по приемлемым ценам. РЭМ и дальше намерен проводить научные исследования по теме ВШП и внедрять полученные результаты в практическую деятельность музея и туристических организаций.

Напомним, тема интеграции Санкт-Петербурга в региональные и международные маршруты по Великому шелковому пути в последнее время широко обсуждается в туристском сообществе России и стран-участниц ВШП. Российский этнографический музей и Travel Media Club «Великий Шелковый путь в Санкт-Петербурге» попытались воплотить ее в жизнь, а насколько успешным окажется этот первый опыт, мы сможем судить после возвращения петербургских журналистов из Азербайджана в апреле 2017 года.