Роль чеснока и апельсинов в искусстве
В Государственном музее-заповеднике «Павловск» опробовали оригинальный способ реставрации картин. Уникальная методика разработана и протестирована два года назад в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа. Как сообщает телеканал «Культура», возвращать оригинальные оттенки красочному слою картин отныне будет модифицированный чесночный сок.
Вымытый и высушенный от поверхностной влаги яровой чеснок очищают от пленок, с помощью пресса отжимают сок. Составом чесночного сока с необходимыми ингредиентами обрабатывается поверхность картины. Впервые этот состав опробовали на полотне Франца де Паула Ферга «Сельский праздник».
В реставрационной мастерской картину с чесночным покрытием выдерживают под прозрачным коробом 5-7 минут, чтобы смягчить красочный слой. Затем для его укрепления на поверхность наклеивают папиросную бумагу, оставляют сохнуть неделю, после чего бумагу аккуратно смывают. А дальше начинается уже художественная реставрация. Этот способ обновления картин придумал заведующий Лабораторией научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Виктор Коробов. Теперь его освоили и в Павловске.
Все художники-реставраторы весьма сообразительные люди и вечные экспериментаторы! В их арсенале целая кладовая растений и натуральных продуктов: хлеб, молоко, яичный желток, вываренное пиво, а с недавнего времени еще мед, спирт и чеснок.
В этой связи, мне вспомнилась одна незабываемая сцена в Рабате во время путешествия по Марокко: перед входом в королевский дворец специальная бригада реставраторов очищала старинные бронзовые ворота апельсинами. Одни сотрудники разрезали плоды пополам, а другие, стоя на стремянках, активно натирали благородный металл до поразительного блеска! Правда, есть один секрет. Апельсины для этой процедуры следует выбирать очень кислого сорта, которые для пищевых целей никак не подходят. Зато какое эффективное, ароматное и сочное решение!