Венеция вновь стала центром мирового искусства.

Сегодня открывается 57-я Венецианская биеннале современного искусства, собирающая каждые два года профессионалов и любителей актуальных художественных практик. Возникшая в 1895 году как международная художественная выставка, начиная с 1976 года, биеннале каждый раз заявляет новую тему, которая отмечает важные тенденции и дает пищу для критических размышлений. В этом году девиз выставки – «Да здравствует живое искусство!»

Свежий ветер с лагуны, солнце Венеции и знаменитые сады Джардини в эти дни особенно привлекают искусствоведов, галеристов, художников и просто людей, которые хотят быть в тренде. На платановой аллее говорят на всех языках, попасть сюда непросто, нужно иметь приглашение или выложить 250 евро за билет.

Традиционно биеннале состоит из основного проекта — кураторской выставки, которая иллюстрирует основную тему, — и из выставок в национальных павильонах. Основной проект всегда располагается в Центральном павильоне в парке Джардини и в венецианском Арсенале. Национальные павильоны разбросаны по парку, а также по палаццо в черте города и пространствам в Арсенале. На 57-й Венецианской биеннале можно увидеть экспозиции 85 национальных павильонов, причем 4 страны принимают участие впервые: Антигуа и Барбуда, Казахстан, Кирибати и Нигерия.

Кураторы биеннале отбирали работы, рассчитанные не на вдумчивое прочтение или критическое осмысление экспертами, а на живые эмоции зрителей. Этим критериям в полной мере соответствует экспозиция Российского павильона Theatrum Orbis Terrarum. Семен Михайловский, ректор Петербургской академии художеств, уже не первый год – комиссар павильона России и куратор выставки. В этом году он пригласил к участию Гришу Брускина, Сашу Пирогову со своим видео-артом и группу Recycle, Андрея Блохина и Георгия Кузнецова.

В этом году в центре внимания оказываются не проблемы искусства, а само искусство, то есть в первую очередь художники. Нынче старый добрый девиз «Искусство ради искусства» заиграет новыми красками, а международной аудитории предстоит выучить много новых имен: из 120 участников 103 впервые показывают свои работы в основном проекте. Среди них — отечественные художники Таус Махачева, Ирина Корина и выходец из Советского Союза Вадим Фишкин.

В списке участников основного проекта хватает и мировых знаменитостей. Можно выделить австрийского скульптора-акциониста Франца Веста, художника датского происхождения Олафура Элиассона, который создает погодные инсталляции, французских топ-звезд Кадера Аттиа и Филиппа Паррено, одного из самых известных мексиканских художников Габриэля Ороско.

Рефлексируя над структурой биеннале, исторически поделенной на главы-павильоны, выставка фокусируется на девяти художественных «семьях» — они же «павильоны» внутри нее, каждый из которых посвящен одной теме. Павильон художников и книг, Павильон радостей и страхов, Павильон общин, Павильон Земли, Павильон традиций, Павильон шаманов, Дионисийский павильон, Павильон красок, Павильон времени и бесконечности — каждый раскрывает тот или иной аспект современного художественного дискурса. Выставку открывает Павильон художников и книг (перед посетителями распахивают двери мастерские), а завершает Павильон времени и бесконечности, где куратор задает свой главный вопрос: в какое же время мы живем?

В павильоне Франции сыграет на самостоятельно изобретенных инструментах художник Ксавье Вейлан. Пространство будет напоминать звукозаписывающую студию, которую разгромил ураган.

Название проекта павильона Италии «Этот волшебный мир» и здесь исследуют значение ритуалов в утрачивающем религиозность современном мире. Выражать свою идею итальянцы будут в трех разных техниках. С объектами из «мастерской шамана-художника» (Куоги) будет соседствовать инсталляция с использованием воды (Кало) и видеоработа на тему радикальной педагогики (Хусни-Бей).

Павильон Исландии заполнят анимацией и рисунками с двумя кровожадными троллями. Комиксы про уродливых персонажей, пугающих людей, но не чуждых при этом искусства, автор замысла Эгилль Сайбьернссон.

Расширить сознание в духе почти кастанедовского «сталкинга» можно будет на выставке «Человек как птица» в палаццо Соранцо, подготовленной ГМИИ им. Пушкина. Четырнадцать художников из разных стран, среди которых несколько известных российских авторов (Софья Гаврилова, Юрий Календарев, Леонид Тишков), будут приучать зрителя к техникам «гаптического зрения». Это новый уровень восприятия искусства, в котором задействованы различные гаджеты, слух, обоняние и чутье.

Проект теневого театра готовят в павильоне Китая. Чтобы подчеркнуть лелеемую китайцами тему преемственности поколений и любви к традициям, вместе с современными художниками главные роли в «театре теней» сыграют мастера декоративно-прикладного искусства: резчики по дереву и вышивальщицы шелком.

Больную тему противостояния исламским экстремистам, пытающимся построить халифат на ближневосточных территориях, раскрывают в павильоне Ирака. Выставка страны, где уже много лет не прекращается война, посвящена проблемам сохранения культурного наследия. С работами современных иракских художников будут соседствовать тысячелетние артефакты из печально известного Национального музея в Багдаде, напоминая о многочисленных утраченных памятниках, похищенных или уничтоженных во время военных действий.

В этом году биеннале совпала с проходящей раз в пять лет выставкой критического искусства Documenta, и сравнений невозможно избежать. Пока что можно с уверенностью сказать одно: вместо тяжелого разговора о несправедливости этого мира нам предстоит интеллектуальная игра, по которой многие успели соскучиться.

57-я Венецианская биеннале современного искусства пройдет с 13 мая по 26 ноября 2017.

По материалам The Art Newspaper Russia