Основные маршруты Великого шелкового пути в Таджикистане

Представляет Усманов Мурод Абдуллоевич, кандидат исторических наук, председатель СПб ООТ “Аджам”.

Центральная Азия – ключевой регион Экономического пояса Шелкового пути. На данный момент о таджикском участии в данном проекте известно мало, в то время как страна расположена в фактическом центре этой инициативы, став ее самым чувствительным участком. Рассмотрим основные маршруты Великого шёлкового пути, которые в древности проходили через территории современного Таджикистана.

Путь первый – Согдийский.

Маршрут: Коканд – Исфара – Канибадам – Ходжент – Ура-Тюбе – Бунджинат (Шахристан) – Варзминор (Айни) – Пенджикент – Зеравшан – Анзоб – Душанбе.

Основными достопримечательностями и историческими памятниками этого маршрута являются Калаи Зумрадшох, который располагался на территории нынешнего санатория “Зумрад” в городе Исфаре.

Современная Исфара и ее окрестности славятся своими керамистами (кулолгарами), искусными мастерами по художественным росписям мечетей, жилищ, резчиками по дереву. Следующий город на нашем пути – Канибадам (город миндаля) или Канд. Он упоминается в согдийских письменных источниках, найденных в верхнезеравшанском замке на горе Муг (712-714 гг.). В IX-Х веках Канибадам причислялся к округу Худжанда и располагался на расстоянии 5-6 фарсахов от него.  Фарсах – персидская мера длины,  обычно расстояние, которое проходит караван до очередного отдыха, привала или, иначе, расстояние, которое можно пройти пешком за час.

В центре города расположено оригинальное по архитектуре и убранству медресе Мирраджаб-Додхо (XVI-XVII вв.), ныне историко-краеведческий музей. Выстроенное из жженого кирпича здание медресе оформлено торжественным порталом, ведущим в просторный двор, который по периметру застроен 15 худжрами (кельями) и летней мечетью с многокрасочной орнаментальной росписью колонн и потолка. В центре Канибадама высится минарет начала ХХ века с искусно выложенными поясами фигурной кирпичной кладки, подражающей стилю архитектуры IX-ХII веков. В северо-восточной окраине Канибадама расположено медресе Ойим (XVII-XVIII вв.), также имеющая классическую для подобных сооружений дворовую композицию, с расположенными по периметру худжрами.

Дорога от Канибадама в ключевой город на трассе Великого шелкового пути – Худжанда – проходит сегодня вдоль южного берега, созданного в 1956 году на реке Сырдарья Кайраккумского водохранилища (площадь 520 кв.км).

При Ахеменидах Худжанд являлся восточным форпостом персидской империи. Древнегреческие и древнеримские авторы считали Худжанд границей Азии. 2500 лет назад на этом месте разбил свой военный лагерь Александр Македонский, назвав поселение Александрия Эсхата (Александрия крайняя). Античный автор Ариан упоминает, что в 329 году до нашей эры по приказу Александра город был укреплен крепостными стенами. В 1975 году на срезе стены археологи открыли фрагмент античной кладки, относящейся к V в. до н.э., а заложенный на глубину 27 м шурф на цитадели, позволил выявить слои VII-V вв. до н.э.

Цитадель древнего Худжанда расположена на берегу Сырдарьи, занимая площадь 320х200 кв.м. Неприступные стены ее неоднократно брали штурмом войска омеядских халифов, тюрок, орды Чингизхана. Древний Худжанд, снабжаемый водой пятью каналами, имел крепостную стену, протяженностью 10,5 км с семью воротами, от которых к центру вели магистральные улицы. Арабоязычные географы Х-ХП веков нарекли город высоким эпитетом “Тирози джахон”(невеста мира). В начале ХХ века город еще сохранял свой восточный облик и состоял из 146, объединенных по родственным и профессиональным признакам, кварталов, которые размещались вокруг общественно-культовых центров: 33 пятничных и 121 махалинских мечетей, более чем 100 хаузов, 37 караван-сараев, 300 чайхан. Будучи крупным ремесленно-торговым центром, в том числе шелкоткачества, город имел древние научные и культурные традиции. По количеству медресе Худжанд уступал лишь Бухаре и Самарканду и являлся родиной более 300 выдающихся ученых, поэтов и музыкантов. Умелыми руками худжандских художников-орнаменталистов, резчиков-ycто (Мирфаез, Мирбарот, Умурзок) украшены жилые дома, мечети, чайханы в городе и его округе.

Главной доминантой центра Худжанда является, расположенный у базара Панчшанбе, крупный разновременный архитектурный комплекс шейха Муслихиддина, состоящий из мавзолея, соборной мечети и минарета.

Мавзолей был основан в XI-ХII в, но уцелевшее к настоящему времени здание построено в 1394 году по велению Тимура – мюрида шейха Муслихиддина, и перестроено в XVI веке. Мавзолей представляет собой монументальную постройку, состоящую из поминального зала мечети – зиёратхона – с купольным завершением, раскрытыми на три стороны монументальными порталами, и гурхоны, в которой находится изящное резное деревянное надгробие с мозаичными вставками. Заслуживает внимания также встроенный в восточную стену мечети резной фриз с арабской надписью и спиралевидным орнаментом.

Соборная мечеть (XVIII – конец ХIХ в) комплекса шейха Муслихиддина расположена к югу от мавзолея и представляет собой большой зал с многоколонным навесом – айваном. В северо-западном углу мечети в 1895 году был построен 21-метровый минарет. В его строительстве и декорировании участвовали худжандские мастера усто Ходжи Рахмат и его ученики из предместья Румон.

От Худжанда дорога уходит в юго-западном направлении в сторону города Ура-Тюбе (Устурушан). В 30 км от Худжанда, в 4 км от селения Куркат расположен крупный археологический объект – городище Ширин (2-я половина I тысячелетия до н.э. – VIII в.н.э.).  Городище занимает завершающие скалы горной гряды, именуемой Ширин – той самой Ширин, из любви к которой совершил свой подвиг Фархад. Рядом с городом находился древний некрополь (захоронение), состоящий из выбитых в скалах склепов, в которых по зороастрийской традиции выставляли усопших. На территории городища обнаружены золотой медальон со вставкой из мрамора, на которой вырезано изображение мужской головы в фас; серебренная фигурка верблюда с горбиком в виде стилизованного навершия с насаженным сзади коралловым стержнем в золотой оправе.

В 22 км от Курката обнаружены руины храма огня Ак-тепа (IV-VII вв.н.э.). Здание состоит из центрального помещения, где горел священный огонь, окруженного с четырех сторон обводными коридорами и укрепленного четырьмя крупными угловыми башнями. Славится Ура-Тюбе своими народными мастерами: резчиками по дереву, художниками по росписям, искуссными вышивальщицами сюзане, мастерами, изготавливающими знаменитые ножи, духовые музыкальные инструменты карнаи.

Путь второй – Каратегинский

Маршрут: Термез – Денау – Турсун-заде (Регар) – Гиссар -Душанбе – Кофарнихон (Андигон) Файзабад (Вашгирд) – Гарм (Гурканд) – Джиргаталь – Дараут-Курган – долина реки Кызылсу – Кашгар (Китай).

Каратегинский, или как его еще иногда называют, “Путь Птолемея” – это самый короткий путь с юга Центральной Азии и Хорасана в Китай. На этих землях в VI-III тысячелетиях до нашей эры существовала, так называемая, Гиссарская культура. Древние гиссарцы возводили на тщательно вымощенных камнем площадках легкие каркасные жилища. С I тысячелетия до нашей эры эти области вошли в северную часть древнейшего центральноазиатского государства Бактрия, к названию которой в древности прибавляли эпитеты “с высоко поднятыми знаменами” или “страна тысячи городов”. В окружающих горах с древности добывали медь, серебро, золото. Местные жители выплавляли железо, выращивали хорошую пшеницу, было развито текстильное производство. Все это активно стимулировало международную торговлю.

Следующий историко-культурный памятник расположен на южной окраине поселка Гиссар, у подножия основанной еще в античное время крепости, где сформировался архитектурный ансамбль XYI-XYIII вв. Это монументальные крепостные ворота, два медресе дворовой композиции Кухна (старое) и Нав (новое), мавзолей Махдуми Азам, караван-сарай. К юго-востоку от комплекса расположена мечеть Сангин (каменная) – XVI век, состоящая из зимнего купольного объема, к которому с двух сторон примыкает монументальная на каменных колоннах купольная аркада. К востоку от этой крепости, у источника Чашмаи Мохиен археологами раскопано еще одно медресе. Вся территория вокруг крепости (около 80 Га) входит сейчас в Гиссарский историко-культурный заповедник.

В 25 км от Гиссара, на высокой террасе расположен город Душанбе, считавшийся до недавнего времени новым городом. Но археологические исследования последних лет на Душанбинском городище позволяют с полной уверенностью отнести его возникновение к III веку до нашей эры. Любопытно, что современная трасса Гиссар – Душанбе проложена по древнему пути и подводит к крепостным стенам греко-бактрийского города, именно к тому месту, где был расположен караван-сарай. В настоящее время раскопана незначительная часть просуществовавшего до V-VI вв. городища. Раскрыты крупные мастерские, связанные, вероятно, с ткацким производством.

 Третий путь – Южный

Маршрут: Душанбе – Тамилот (Нурек) – Бурбан (Дангара) – Мунк (Ховалинг) – Хульбук (Курбоншахид) – Рустак (Сайед) – Пархар – Ковбандж (Пяндж) – Халовард (Колхозабад) – Левканд (Курган-Тюбе) – Кобадиан.

Эта трасса пересекает древнюю Бактрию – Тохаристан с севера на юг по направлению к столице – городу Бактры (Балх) – на севере Афганистана. Одним из значительных городов на этом пути по праву считается Хульбук (современный Курбоншахид), в IX-XI вв. – столица государства Хутталь. Здесь в течение 30 лет велись раскопки богатого дворцового комплекса, состоящего из двух частей: возвышенной цитадели и расположенными ниже жилыми помещениями с просторными, фигурно вымощенными обожженным кирпичом дворами, роскошными покоями, небольшим театром и мечетью. Интерьеры были богато украшены резным ганчем, росписями с изображениями людей, животных, искусно вплетенных в орнаментальную вязь. Поражает воображение продуманная система отопления в виде подпольных воздуховодов, водоснабжение и канализация, оригинальная по конструктивному решению дворцовая баня. Недавно обнаружен фрагмент рухнувшего портала входной группы комплекса, декорированного изящной арабской надписью.

Следует отметить, что Хульбукский дворец, равно как и саманидские постройки Бухары и Самарканда (IX-Х веков), по пышности декора и комфорту не уступали халифским дворцам арабского мира, Хульбук не единственный памятник высокого градостроительного искусства.

Из памятников архитектуры средневекового Хутталя следует отметить мавзолей Амир Саида Хамадони, построенный в XV в. в Кулябе и со временем превратившийся в сложный разновременной комплекс.  Хамадони прославился своей проповеднической деятельностью в Кашмире, где его звали “Амир Кабир”. Затем он переселился со своими учениками в Хутталь, где и был впоследствии похоронен.

К юго-востоку от Хутталя находится современный поселок Колхозабад, на территории которого исследован крупный ранне-средневековой город V-VIII вв. Халовард, являвшегося некогда столицей Вахша. Обнесенная крепостной стеной с башнями, высокая цитадель города с дворцом и буддийским храмом была отделена глубоким рвом с водой от остальной части города. Буддизм, возникший в Индии и Афганистане еще в первые века нашей эры, существовал здесь наряду с зороастризмом и манихейсгвом. Блестящим памятником буддийской архитектуры и искусства является храмово-монастырский комплекс Аджина-Тепа VII-VIII вв. близ современного города Kypган-Тюбе.

Двухдворовая композиция комплекса застроена по периметру купольными и сводчатыми помещениями. Во дворе храмовой части поднималась многоярусная ступа. В одном из коридоров археологами была обнаружена 14-метровая скульптура Будды в Нирване. Стены комплекса сплошь покрыты росписями, рельефами, а в глубоких нишах установлены скульптурные изображения Будды.

Из Курган-Тюбе (древнего Левканда) дорога уходила на юг в земли Кобадиана.

Путь четвертый – “Великий Памирский путь” 

Маршрут: Балх – Файзабад – Барпанджа.

Четвертый путь, как упоминалось ранее, имеет три ветви:

  1. Ваханская ветвь: Кухилал – Вранг – Ишкашим – Лангар – долина реки Вахандарья (Афганистан) – Ташкурган (Китай).
  2. Шугнанская ветвь: Барпанджа – Хорог – Мургаб – Ташкурган.
  3. Каратегино-памирская ветвь: Дарбанд – Тавильдара – Калаихумб – Калаи Рохар (Ванч) – Язгулем – Калаи Вомар (Рушан) – Барпанджа.

Памир, Бадахшан, занимает почти половину территории современного Таджикистана – 63,7 тысячи кв.км. Охваченный со всех сторон непрерывной цепью высочайших гор, Памир является одной из самых высочайших горных систем планеты с абсолютными высотными отметками ‪1800-7425 м.

Вытянутые вдоль долин рек селения Бадахшана состоят из отдельных усадеб, вмещающих большую патриархальную семью. Выработанный и отшлифованный веками традиционный уклад жизни, основанный на поливном земледелии и отгонно-пастбищном скотоводстве, позволил горцам адаптироваться на высотных отметках ‪1800-4000 м. Они выработали оригинальный тип высокогорного жилища, состоящего из слитного комплекса жилых и хозяйственных строений с большим замкнутым центральным (до 100 кв.м) пятистолпным залом, перекрытым ступенчатым деревянным потолком “чорхона” со свето-дымовым люком “раузан”. Такой тип жилища был привнесен в Центральную Азию индо-арийскими племенами и имеет аналогии в древнем зодчестве обширнейшего региона от Средиземноморья до Китая.

По Каратегино-Памирской ветви пути в центрах существовавших княжеств располагались небольшие крепости: Калаихум, Калаи Рохар (Ванч), Калаи Вомар (Рушан), Калаи Барпанджа (Шугнан), Калаи Пандж (Вахан). По основному, Ваханскому пути расположена группа памятников, имеющая непосредственное отношение к торговле на Великом шелковом пути.

В 47 км от Хорога над селением Кухилал высится одноименная гора – месторождение знаменитого бадахшанского “лала” – благородной шпинели, известной также под названием “Бадахшанский лал” и упоминаемого в Худуд-ал-Аламе (982 год), книге “Минералогия” Аль-Бируни и в книге Марко Поло (ХIII век), писавшего о том, что местные жители “роют в горе Шигхинан (Шугнан) и добывают там балаши (рубины) по царскому приказу”. В горе Кухилал обнаружено около 500 древних выработок VIII-XI вв.

Помимо торговых караванов и военных отрядов по памирским трассам Великого шелкового пути проходили миссионеры и паломники, что позволяет называть эту дорогу “дорогой идеологий”. Археологические исследования свидетельствуют о пестром характере доисламских верований бадахшанцев, которые поклонялись огню, солнцу, проповедовали культ предков и почитали Будду (бадахшанская разновидность буддизма). Над селением Вранг, на изрытом искусственными пещерами утесе раскопан культовый буддийский комплекс IV-VII веков, состоящий из трехступенчатой постройки, возвышающейся над двором, окруженным высокой стеной с башнями и монастырскими помещениями по периметру.

Об увиденных в Вахане в VII веке буддийских монастырях писал путешественник Сюань Цзянь и вряд ли случайным выглядит факт обнаружения на Памире буддийской надписи, расшифрованной как “Нарайяна побеждай”.

Завершается маршрут в последнем селении Вахана – Лянгаре, над которым на пологих гранитных склонах выбиты наскальные рисунки с изображением горных козлов, караванов, всадников со штандартами, исмаилитскими знаками пятерни.

Наличие на ваханском отрезке Великого Шелкового Пути многочисленных памятников истории и культуры позволило археологу А. Зелинскому назвать его “Великим Памирским путем”, а А. Стейну отметить, что этот путь “является главной дорогой, связывавшей Западную Азию и, следовательно, классический мир, с глубинной Центральной Азией и, следовательно, с Дальним Востоком”.

Выше Лянгара, у слияния реки Памир и Вахандарья, где начинается Пяндж, высится крепость Ратм. Отсюда основная дорога уходит по линии афганского “ваханского коридора” в Ташкурган (Китай).

Интеграция Таджикистана в проект «Один пояс, один путь»