«Интермузей 2017» подвел итоги. Наши – вне конкуренции!

В Москве отгремел 19-й Международный фестиваль «Интермузей 2017» – главное музейное событие года, в котором приняли участие более трех тысяч специалистов-экспонентов и сорок одна тысяча посетителей.

Всего на стендах в ЦВЗ Манеж было представлено 348 российских и зарубежных музеев. Впервые международный статус мероприятия подтвердили эксперты и делегации из 25 стран мира, четырнадцать иностранных участников из 10 стран привезли свои экспозиции.

Тема фестиваля в нынешнем году звучала – «Музей будущего», что нашло свое отражение в дизайне стендов, в обширной деловой и культурной программ. Впервые на время проведения «Интермузея» городское пространство вокруг основной площадки – ЦВЗ Манеж превратилось в фестивально-музейный кластер. Как сообщает ТК «Культура», публичные лекции, конференции, мультимедийные вечера, концерты, выставки, перформансы, творческие лаборатории, детские мастер-классы и квесты проходили в Манеже, а также в близлежащих музеях-партнерах фестиваля – Государственном Историческом музее, Музеях Московского Кремля и Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
В последний день работы «Интермузея» состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса музейных проектов – их было представлено 400! В шорт-лист вошли двадцать российских музеев – финалисты в четырёх номинациях, а победили всего – пять, из них 3 наши!

Гран-при фестиваля получил музей-заповедник «Петергоф» сразу за два проекта – «Петергофские дачники» и «Ораниенбаум сквозь века». Принимая поздравления, генеральный директор ГМЗ  музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая призналась, что в создании обеих экспозиций использовались самые прогрессивные музейные технологии.

Эрмитаж стал победителем в номинации «Лучший проект в сфере музейного образования» – за документальный перформанс, созданный по следам выставки бельгийского художника Яна Фабра. Кстати, благодаря ему в Эрмитаже появился цикл экскурсий “Страхи и фобии”.

Лучшим научно-исследовательским назван проект Новгородского музея-заповедника, применяющего уникальные технологии для сохранения монументальной живописи.

Среди других лауреатов – Музей истории Екатеринбурга – проект «Уралмаш: производство будущего», направленный на социальное взаимодействие и музей музыкальной культуры имени Глинки награжден за лучший проект в области информационных технологий «Звук и Вселенная».

По словам первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова, сегодня  российские музеи находятся на острие информационных технологий, перенимая лучший зарубежный опыт и внедряя собственные идеи.

Петербургская компания «Радио Гид» предложила три дополнительных номинаций  –  первая – “Перспективный музей”, в ней победил – Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник “Куликово поле”, вторая номинация ” Любовь к своему Отечеств  – музей патриотического воспитания”, и  победитель  – Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда”, третья номинация “Лучшие детские образовательные программы” досталась археологическому музею-заповеднику «Танаис».  Все победители получили ценный и полезный приз – полный комплект современного оборудования Радио Гид для проведения групповых экскурсий.

По словам генерального директора «Радио Гид» Сергея Давлетшина, при выборе кандидата принимались во внимание следующие критерии: новаторство, активность, высокая степень ответственности в деле сохранения культурного наследия, энтузиазм и преданность своему делу сотрудников музея.

Для обычных посетителей в программе фестиваля масса интересного ждала, прежде всего, на стендах – интерактивная демонстрация новых изобразительных идей и технологий, а также были концерты, спектакли, встречи с художниками и коллекционерами.

Какой главный итог фестиваля?

Во-первых, мы увидели музей будущего. Именно это привлекает в ЦВЗ Манеж тысячи посетителей и профессионалов. Последние, кстати, успели обсудить свои острые вопросы: о взаимодействии музея и церкви, о законе, о музейном фонде и т.д.

Во-вторых, музеи получили мощный стимул и конкретные стратегии развития, что называется, в наглядном виде. А еще были поставлены первоочередные задачи, которые трудно оспорить. Проблему давно осознала Третьяковская галерея, и уже сегодня создает уникальные программы по привлечению в музей тех, кто вырос с гаджетами, вовлечен в мир виртуальных технологий и «живет» в интернет-пространстве. Увы, большинство молодых людей не привыкли ходить в музеи и вообще не считают это необходимым. Не хотите идти в музей? Тогда он идет к вам! Яркий  пример «выхода искусства за пределы галерейных залов» – проект «Интенсив XX», организованный музеем совместно с Московским метрополитеном. На станции «Парк культуры» и в брендированном поезде на Кольцевой линии появились информационные баннеры с репродукциями картин из коллекции Третьяковки. Были и другие идеи…

Что касается посетителей, то они в очередной раз получили замечательную возможность за один день и в одном месте посетить сотни музеев страны и увидеть самые креативные и современные решения передачи духовной информации новым поколениям.

На фестивале профессионалы утвердили главную задачу музея всех времен и народов — развивать в зрителе эмоциональную сферу.