«Великое Саянское кольцо» – лучший тур по северной ветви Шелкового пути
Недавно в Санкт-Петербурге министр культуры Красноярского края Елена Мироненко представила уникальный тур «Великое Саянское кольцо», который является обладателем Национальной туристической премии им. Ю.Н. Сенкевича в номинации «лучший межрегиональный турпродукт», а также премии Gold Brand в номинации «Gold Tour».
Великое Саянское кольцо – круговой маршрут с возможностью прикоснуться к природе и культуре трех совершенно разных регионов: Красноярского края, Тувы и Хакасии.
Как известно, сегодня эти земли населяют более 100 национальностей, самая многочисленная часть – русскоязычные выходцы, переселившиеся сюда за почти 400 лет освоения Сибири, а также солидные по численности диаспоры народов Кавказа и Средней Азии, немцев и татар. Из старожилов – ненцы, энцы, эвенки, нганасаны, хакасы, тувинцы, долганы, якуты, кето или енисейские остяки.
Этно-путешествие «Великое Саянское кольцо» позволяет с головой окунуться в многонациональный быт нынешних сибиряков, ощутить их гостеприимство, узнать, насколько богата культурными традициями эта бескрайняя земля.
Путешествие длится 10 дней и стоит не дешево – 78 000 рублей, но имеет хороший спрос, особенно со стороны иностранных туристов. Когда знакомишься с программой тура, понимаешь – оно того стоит. Судите сами.
В Красноярске туристы посещают заповедник “Столбы”, знакомятся с экспозицией Краеведческого музея – одного из лучших музеев истории и этнографии Сибири, который дает первое представление о том, что предстоит увидеть гостям на маршруте.
А дальше – увлекательные переезды на микроавтобусе по самым живописным местам через Енисей, горы Западного Саяна, степи и тайгу. Ночевки – в архитектурно-этнографическом комплекс музея-заповедника «Шушенское», на берегу реки Бий-Хем в настоящих войлочных тувинских юртах, а на берегу реки Аскиз – в хакасских деревянных юртах, или таежной турбазе «Снежный барс». Везде – посещение самых аутентичных объектов: буддийских монастырей, шаманских общин, поселений скотоводов-кочевников. Гостям показывают уникальные коллекции и артефакты. Например, выставку «Золото скифов» в Национальном музее Тувы, доисторические наскальные рисунки и настоящие археологические раскопки в Хакасском государственном музее-заповеднике «Казановка», знаменитую экспозицию каменных изваяний – отголосков древнейших культов и верований в хакасском Республиканском Краеведческом музее и т.д.
Из Абакана путь по кольцу ведет в Долину Царей, где находятся около 30 могильных курганов III-IV века до н.э., а кульминация всего путешествия – Большой Салбыкский курган, когда-то сооруженный над могилой знатной семьи тагарского племени.
Одним словом, путешествие мечты! Особенно для тех, кто любит культурно-познавательный туризм и поставил перед собой исследовательскую цель – пройти по всему Шелковому пути. Маршрут «Великое Саянское кольцо» лежит на, так называемой, северной ветви древней дороги, которая была актуальна в периоды военно-политических конфликтов на южном участке ВШП.
Как утверждают ученые Российского этнографического музея, геополитическое значение северной ветви состоит в том, что она смыкалась со «степным коридором Евразии», протянувшимся от Байкала до Балатона. В него входят Южная Сибирь, юг Западной Сибири, южное Приуралье и Нижнее Поволжье, степи Предкавказья и Причерноморья, Крым. Сегодня эти территории находятся в фокусе проекта «Великий шелковый путь в России», реализуемый министерством культуры РФ.
В истории были периоды, когда земли по трассе северной ветви Шелкового пути объединялись под властью единой политической системы тюркского каганата (VI в.) и Монгольской империя (XIII- XIV вв.). С середины XVI в. установление контроля над территориями, примыкающими к Шелковому пути с севера, стало одним из важных этапов формирования многонационального российского государства и продолжением многовековых славяно-тюркских отношений.
В период Нового и Новейшего времени, когда Шелковый путь утратил свою актуальность в связи с перемещением международных торговых трасс на морские просторы, устоявшиеся культурно-экономические связи данных регионов продолжали развиваться, оказывая влияние друг на друга.
В этом смысле Южная Сибирь хранит немало достопримечательностей: от древних городищ до культовых святынь, действующих храмов и уклада жизни местных народов. Особого внимания заслуживает разнообразие нематериального наследия. Чего стоит искусство тувинского горлового пения – «хоомей»!
Сибирь только начала открывать туристам свои тайны и сокровенные места, где мощь природы неоспорима, где мирно живут язычники и христиане, где почитаются древние боги, сохраняются традиции предков, а в степях еще кочуют потомки Чингиз Хана.
Судя по отзывам туристов, впечатлений на маршруте они получают так много, что еще долго приходится их «переваривать», но неизменным итогом путешествия становится желание его продолжить. Возможно, в другом месте, по другим регионам, имеющим свои яркие этнографические особенности…главное – идти дальше. Однозначно, за такими этно-проектами будущее туризма в Сибири и прилегающих регионов.