«Свет отражённый» – союз керамики и медиа-арта

В музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП) открылась интерактивная выставка «Свет отражённый».

Проект объединяет произведения известных художников-керамистов и медиахудожников Санкт-Петербурга на новой и очень интересной площадке, называемой «Малый Манеж» и расположенной в уютном дворике на набережной канала Грибоедова, рядом с Мариинским театром.

МИСП учрежден в прошлом году как филиал Центрального выставочного зала «Манеж», хотя свою  художественную деятельность он ведет еще с 90-х.

В зоне интересов музея – история развития искусства Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга, представляющая различные тенденции направлений и стилей двух столетий – от авангарда 1920-х гг., соцреализма послевоенного периода, поисков «левого» крыла Союза художников и андеграунда 1960-1970-х гг. до художественных явлений перестройки и постперестроечного времени, включая тренды сегодняшнего дня.

Выставка «Свет отражённый» – это рассказ художников о свете, сложный проект, потребовавший от каждого мастера напряженной работы с материалом, а потом – совместного творчества с медийщиками по интеграции художественных произведений в пространство звуков и видеопроекций.

Л. Назина, С. Русаков, композиция из 20 объектов “Романтические цветы”, видео А. Антипин.

Проект отличается неожиданным кураторским решением, соединившим два отличных друг от друга вида искусства в уникальные пространственные инсталляции – традиционную керамику и современные технологии медиа-арта. Медиа в данном контексте представляет совокупность звуковой и визуальной информации – графику, видео, анимацию, лазер, аудиотреки и т.д.

В полумраке выставочных залов размещены композиции из разнообразных керамических предметов. Они невероятно пластичны и красивы сами по себе, с характерной структурой, фактурой и цветом. Но когда свет попадает на эти объекты, они начинают играть совершенно иными красками, переливаясь в замысловатых лучах, отражаясь в глазури, свет создает новые объемы и образы, рождая целую волну эмоций.

Д. Ильинский, инсталляция из 11 объектов “Хранитель воды”.

Автор идеи и куратор выставки − Ольга Томсон, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Долгие годы она серьезно изучает возможности медиа-арта и преподает «Новые технологии и культурное наследие», поэтому данная выставка явилась логичным результатом этой деятельности. По словам Ольги Игоревны, было интересно понаблюдать, что происходит в коммуникативной среде музейного пространства, наполненного произведениями искусства, когда свет становится медиа.

Участники проекта – известные художники Санкт-Петербурга, преподаватели Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

С. Соринский, инсталляция из 10 объектов “Кокон”, видео А.Антипин.

В инсталляции «Кокон» художник-керамист Сергей Соринский повторил природную форму, создал объёмы, подобные куколкам будущих бабочек; подвешенные на разных уровнях, они создают иллюзию фантастического мира. Огромные керамические коконы то погружаются в темноту, то оживают в мерцающем свете проектора на фоне бурной реки, плывущих облаков… В этом сплетении и возникает новая метафорическая точность, волнующие образы, заставляющие зрителя сопереживать чудо рождения новой жизни.

Свет на выставке играет главную роль, и именно с его помощью определяются ритмы всей экспозиции. Инсталляция Людмилы Назиной и Сергея Русакова «Письма» − это лаконичные фарфоровые конверты, расположенные в линейном порядке. Но луч света способен рассказать о тех посланиях, которые находятся в этих конвертах. Фарфор и видео оказываются зависимыми друг от друга, и зритель принимает служение света как должное, он перестает быть обыденным, как только становится подвижным.

Л. Назина, композиция “100 глотков голубого чая”

Еще одна работа художников «Сто глотков чая», состоящая из ста идеальной формы фарфоровых плошек, при помощи света оказывается дном быстрой реки. Смещения в пространстве и во времени, перенос значений и понятий, звуковые комбинации усиливают эмоциональную выразительность художественного высказывания, превращая фарфор то в камешки, омываемые быстрым речным потоком, то в глоток моросящего дождя.

Замечательным эпиграфом к выставке может служить предвидение физика М. Лукиша, сделанное в 20-е годы ХХ века: «Может быть, искусственный свет окажется ответственным за развитие духовной цивилизации высочайшего уровня? Если подвижный свет станет произведением, он будет самым абстракционистским достижением искусства, возможно, даже более прекрасным и эфемерным, чем сама музыка».

На выставке «Свет отраженный» союз керамики и видео открывает перед зрителями новые истории обыденности, фокусируясь на магии повседневности. Интуитивно чувствуя каждое произведение, инсталлированное в музейном пространстве, художники соединяют их со светом, чтобы найти новые смыслы и образы.

Выставка продлится до 27 августа.

В рамках проекта его участники проведут серию мастер-классов по керамике и лекций по медиа-арту.