Великий шелковый путь в Светлогорске

Кто бы мог подумать, что в небольшом курортном городке Калининградской области на берегу Балтийского моря появится великолепная коллекция артефактов из Китая, Индии, Непала, Индонезии, Новой Гвинеи, Бали, Таиланда, Мьянмы и других стран Юго-Восточной Азии?

Впрочем, благодаря янтарю, дорожка на Восток с берегов Балтики была проторена давно. Солнечный камень высоко ценился в Азии, его остатки до сих пор встречаются в украшениях и декоре костюмов многих народов, населявших страны вдоль Великого шелкового пути. Скорее всего, и обратно много чего доходило, но, так чтобы настоящая сокровищница – это впервые.

В апреле 2016 года в филиале Музея Мирового океана в «Янтарь-холле» Светлогорска открылась экспозиция «Люди моря» – самый грандиозный выставочный проект региона за последние десятилетия. В его основу легла уникальная этнографическая коллекция известного путешественника, документалиста, этнографа Хуберта Матишека (более 1000 предметов), которую приобрел для музея не менее известный калининградский бизнесмен, коллекционер и меценат Владимир Щербаков.

У Музея Мирового океана много филиалов, но выбор залов для экспонирования коллекции пал на Светлогорск, на это повлияли многие факторы, включая замечательную архитектуру здания музея и личность генерального директора музея Светланы Сивковой. Как ни крути, а в Калининграде Музей Мирового океана – это бренд, не вызывающий сомнений!

Благодаря строительству комплекса “Янтарь-холл”, и открытию в нем филиала Музея Мирового океана в Светлогорске появилась точка культурного притяжения. Коллекцию Матишека назвали “Люди моря” – всеобъемлющее понятие, поскольку 70% земного шара занимает вода. Значит, все мы, в той или иной степени, люди моря.

Конечно, проект «Люди моря» произвел фурор, а музей стал инициатором и участником крупных городских мероприятий. Его экзотическая экспозиция привлекла внимание туристов и жителей области, которые стремятся приехать в Светлогорск, чтобы ее увидеть независимо от сезона.

За год с небольшим выставку посетило около 80 000 человек. По статистике музея, 50 % посетителей составляют гости Светлогорска, можно сказать, почти все постояльцы местных гостиниц и санаториев посещают музей во время своего отдыха. Выставка популярна у семейных туристов, групп школьников, отрядов пионерлагерей, пенсионеров, ветеранов.

Пространство музея, действительно, впечатляет: огромный выставочный зал (более 3 000 кв. метров) наполнен воздухом, светом, прозрачными витринами и уникальными экспонатами. Первый уровень выставки посвящен первобытному искусству воинственных племен с острова Новая Гвинея – папуасов, асматов и дани, до сих пор живущих в каменном веке. Головные уборы с перьями казуаров, вязаные кольчуги, украшения из перьев, бусин и раковин, ритуальные ножи, различные статуэтки божков. Стену за витринами украшает ряд резных и расписанных щитов и выразительные фотографии. В центре солнечного атриума возвышается сложная композиция бога-покровителя обезьян Ханумана, по кругу – ритуальные парные столбы с фигурами предков Ай Тос, дарующие процветание и благополучие, защищающие индонезийскую деревню от несчастий и болезней. Гуляя между этими фигурами и стендами, создается очень забавное ощущение времени: вроде, перед глазами предметы древнейшей культуры, но поданы они в пространстве экспозиции так, что становятся близкими и понятными, и уже нет тех 11 тысяч километров, разделяющих нас. Что и говорить, экспозиция организована великолепно!

На втором уровне представлена культура острова Бали, полуострова Индостан и материковой части Юго-Восточной Азии. Среди скульптурных изображений особо выделяются реплики трех изумрудных и одного покрытого сусальным золотом Будды, золоченые фигурки трех времен года (прохладного, дождливого и жаркого) и т.д.

А вот роскошная пожирательница людских сомнений Гаруда – мифическая ездовая птица бога Вишну с телом человека, но с клювом и крыльями. Как национальный символ она изображена на гербах Индонезии, Таиланда, Улан-Батора. А еще ее помещали на боевые знамена калмыцких воинских частей в Российской империи.

Китайский стенд виден издалека, его осеняют изображения терракотовых воинов первого императора династии Цинь – Шихуанди. Конечно это уменьшенные копии, но по ним легко можно представить, как выглядят оригиналы, и, к слову, это единственные копии во всем собрании. Рядом с ними – шикарное изображение бога войны Гуань-ди (глазурованная керамика).

С проникновением в Китай буддизма в первых веках нашей эры, в пластическом искусстве страны появились многочисленные статуи буддийского пантеона. К наиболее почитаемым бодхисатвам относится Гуань-инь – богиня милосердия, чадоподательница и искусная целительница. Кроме того, в храмах помещали скульптуры даоских святых, полумифических императоров Поднебесной, прославленных ученых и полководцев. Здесь же выставлены парные фигуры львов и коня в натуральную величину, выполненные в сложной наборной технике резьбы по кости. Они являются замечательными образцами декоративно-прикладного искусства Китая середины ХХ века Китая.

Как известно, китайская культура повлияла на искусство многих стран, где часто копировали китайские образцы, либо делали искусные стилизации, вещи в китайском стиле. На выставке представлена большая статуя Бу-Дая – китайского бога счастья, богатства и благополучия, выполненная на острове Бали, а также ряд произведений буддийской бронзовой пластики, созданных в так называемом сино-тибетском стиле, сочетающем в себе элементы разных культур: Китая, Индии, Центральной Азии.

Небольшая, но очень интересная по составу коллекция представляет полуостров Индостан и Гималаи – место столкновения и взаимодействия рас и народов, культур и исторических эпох. Здесь, на границе современного Непала и Индии в середине 1 тыс. до н.э. зародился так называемый, северный буддизм (Ваджраяны – «алмазной колесницы»), который впитывая влияния местных верований и представлений, обрел свою эстетическую и философскую форму.

Чупака – персонаж балийской легенды, олицетворение жадности и обжорства.

Побывавший на открытии выставки посол Индонезии в России г-н Мохамад Вахид Суприяди, предложил музею на базе экспозиции «Люди моря» реализовать ряд совместных проектов и провести Музыкальный фестиваль Индонезии в Музее Мирового океана Светлогорска. Кстати, первый уже с успехом состоялся, в настоящее время обсуждается возможность “выхода” фестиваля на городской уровень.

Также Мохамад Вахид Суприяди выразил готовность помочь с пополнением экспозиции новыми предметами, отметив, что Индонезия – это 17 тысяч островов и 500 разных народностей, их самобытная культура заслуживает внимания жителей России и Европы, ибо все мы – люди моря, люди мира и наше единство – в разнообразии.