Во славу тысячелетней Хуанхэ!

Завершение холодного лета 2017-го в моем случае было компенсировано великолепным путешествием по знойному Китаю, организованным Генеральным консульством КНР в Санкт-Петербурге.

Первый город маршрута – Иньчуань в Нинся-Хуэйском автономном районе. Настоящая терра инкогнита! Можно сказать, что сюда, практически, не ступала нога отечественного туриста. Как говорили наши гиды, несмотря на то, что автономия находится недалеко от России, россиян здесь нет. А зря! Нинся очень интересное, самобытное и более того – священное место для китайцев. Здесь начинает свой разбег, рожденная на Тибете, Великая река Хуанхэ, оказавшая огромное влияние на формирование и становление китайского этноса.

Хуанхэ – одна из крупнейших рек Азии, желтый оттенок ее водам придает бурный нрав и как следствие – взвесь глинозема. Имидж у Хуанхэ в Китае двойственный, с одной стороны ее считают «матушкой-кормилицей», а с другой – «горем страны» из-за частых и серьезных наводнений, приводивших сотни лет назад к перемещению русла и гибели большого числа людей.

Известно, что в 11 г. н. э. взбунтовавшаяся река прорвала новое русло, что стало причиной гуманитарной катастрофы и в даже привело к падению династии Синь. Историки насчитывают  1573 прорыва дамб и 26 изменений русла Хуанхэ за период с 602 года н. э. до наших дней. Максимальное зафиксированное перемещение русла Хуанхэ составило около 800 км.! Не удивительно, что китайцы испытывают трепет перед своенравной рекой и до сих пор преклоняются перед могуществом полумифического императора Да Юя, покорившего ее. Этот персонаж заслуживает внимания, и к нему мы еще вернемся.

По Нинся Хуанхэ течёт плавно 390 км. на северо-восток, и никогда не проказничает, наоборот, дарит этой засушливой земле живительную влагу, что местные жители расценивают, как особое к ним расположение. В Иньчуаньской равнине она образует «Великую излучину Жёлтой реки», и врывается сюда через десяток ущелий. Последнее из них — Цинтунся или «бронзовое ущелье» мы посетили в один из самых дождливых дней в году. Местные жители  благодарили нас за то, что привезли им долгожданные осадки, а мы весь день шлепали по лужам и любовались восхитительными отражениями храмов при полном отсутствии конкурирующих групп туристов. Редкий случай для Китая и редкое удовольствие, несмотря на хлюпанье в ботинках!

Итак, в 75-ти км к югу от Иньчуаня в городском округе Учжун на обрывистом левом берегу Хуанхэ, чуть выше плотины ГЭС, перегородившей реку, находится древний буддистский комплекс «108 ступ». Это величественное сооружение впервые упоминается в исторических хрониках династии Мин, как «древние пагоды». Считается, что комплекс «108 ступ»  был сооружен в период монгольской династии Юань (1271—1368 г.г.), правители которой приклонялись перед ведической нумерологией и Книгой Перемен.

Серьезную реставрацию ступы пережили в 1987 году, а в последние несколько лет комплекс значительно расширился благодаря строительству по соседству двух масштабных туристических объектов, стократ усиливших гений этого места.

Впрочем, на фоне новостроя ламаистская пирамида тибетской ветви буддизма из 108 сложенных из кирпича ступ, лишь приобретает большую ценность.

Число 108 считается священным и мистическим числом совершенства и успеха, которое в буддизме выражается количеством основных богов в пантеоне или количеством бусинок в четках для медитации… А еще в жизни человека есть 108 видов страданий и искушений, считая пагоды и называя эти искушения, можно стать счастливее. Или так: совершив в каком-либо виде деятельности 108 попыток (тренировок, повторений и т.п.), человек достигает определённой ступени совершенства.

На вершину пирамиды «108 ступ» ведут 365 ступеней, как дней в году, боковые пролеты расположены между рядами, образующими треугольник, поднимающийся террасами  вверх по склону. Ступы распределены по рядам снизу вверх: 19, 17, 15, 13, 11, 9, 7, 5 , 3, 1, высота каждой составляет от 2.5 до 3.5 м. Понятно, все эти цифры имеют сакральный  смысл и оказывают благотворное воздействие на человека, попавшего в их власть.

На вершине расположена скромная часовенка с колоколом и самая большая ступа, венчающая пирамиду. Верующие поднимаются сюда не для того, чтобы любоваться видами. Если погладить ступу ладонью, обойдя по кругу три раза – сбудется самое сокровенное желание. Для надежности адепты Ламы жгут благовония, бросают монетки в курильницу и повязывают красные ленточки на рядомстоящее священное дерево.

Справа и слева от пирамиды ступ сегодня разместились корпуса современного монастыря, территория вдоль берега благоустроена и в некоторых местах взрывается доминантами позолоченных статуй тысячерукой богини Гуаньинь, оптимистичного Майтреи и двумя рядами архатов в золоченых доспехах. Даже в дождливый серый день приходится щурить глаза от блеска этих творений.

Осмотрев комплекс и совершив обряды, туристы продолжают изучать достопримечательности Учжуна уже с воды (по-другому к ним и не добраться), поэтому напротив пагоды обустроен просторный причал для катеров.

Первая остановка вверх по реке – парк Да Юй, созданный благодарными потомками в 2015 году. Огромная статуя полубога на фоне гор в квадратной шляпе издалека приветствует гостей властным жестом. В левой руке Да Юй держит необычный посох, напоминающий трезубец, оказывается, это специальный инструмент, с помощью которого император боролся с водной стихией.

Говорят, на месте парка еще недавно был древний монастырь Юйван, но во время одного из страшнейших наводнений он сильно пострадал, и его решили не восстанавливать, а построить новый храмовый комплекс, как говорится «на злобу дня», посвященный  усмирителю Хуанхэ – Великому Юю. Он жил в 2205–2198 до н. э., и считается основателем династии Ся. В историю Юй вошел идеальным правителем, который посвятил всю свою жизнь нуждам людей и научил их земледелию. Главная заслуга  императора Да Юя заключается в избавлении своих подданных от ужасных наводнений путем расширения русла рек, строительства дамб и каналов. По одной из легенд, Юй был драконом, и когда возникала необходимость выполнять особо тяжелую работу, он призвал на помощь своих крылатых собратьев. В главном храме комплекса установлена огромная золоченая статуя Да Юя, а над ней в плафоне – изображение дракона, второй сущности правителя, самого почитаемого и священного существа Поднебесной.

Другой важный труд, приписываемый Великому Юю, – разделение империи на девять областей. Для каждой из них он начертил границы, собрал сведения о горах, реках, качестве почвы и, исходя из этого, определил направление земледелия и количество податей, которые следовало  ежегодно отправлять в столицу. Этот судьбоносный момент запечатлен на фреске храма: Да Юй, дракон и девять сосудов, символизирующие провинции древнего Китая.

Вообще, подвигам Да Юя посвящена целая анфилада залов в храме – где родился, как учился, что сотворил, есть даже зал высказываний гиганта мысли. Кстати, два из них актуальны до сих пор. Первое звучит так: научный подход во всех начинаниях; и второе – делись со всеми. Удивительно, что мемориал «жития Великого Юя» создавался в наше время, причем, с огромной любовью и трогательной изобретательностью. В экспозиции можно увидеть камень на постаменте, из которого якобы родился полубог или стилизованные  изображения подвигов Сына Неба на фресках, подкрепленные описанием на бронзовых свитках у стен.

Несмотря на условность экспонатов, бродить в этих новодельных хоромах очень даже интересно. А уж спускаться от храма по длинной лестнице обратно к причалу – сплошное удовольствие. Картина на реку открывается величественная!

Дальше наш путь лежит в ущелье Цинтунся («Бронзовое ущелье»), его так называют потому, что в лучах заходящего солнца скалы отливают бронзовым цветом. В самом узком месте ущелья (90 метров между берегами) некогда проходила переправа одного из участков Великого шелкового пути. Увы, сама дорога исчезла под водой, когда была построена дамба, но проторенные тропы с гор к берегу хорошо просматриваются до сих пор.

При выходе из ущелья находится один из крупнейших орнитологических заповедников Китая, а чуть дальше, на высоком берегу – храмовый комплекс «Тысячелетней Хуанхэ», построенный в 2015 году. Его предваряют монументальные ворота, говорят, даже больше, чем в Гугуне, а за ними – лес стел. Бронзовые плиты с жизнеописанием Великих императоров Поднебесной традиционно покоятся на спинах черепах – младших братьев дракона. В буддизме они – защитники людей, символ стабильности, ответственности за материальное благополучие.

Комплекс построен в древнекитайском парадном стиле, когда одна галерея перетекает в другую и каждая несет особый смысл. Минуя огромную стену-барельеф Великих императоров, мы оказываемся на просторной площади, очень напоминающей партер Запретного города в Пекине – река, горбатые мостики, резные перила, пагоды…. Аналогия не случайна, здесь везде зашифрованы символы и намеки на связь эпох, династий и явлений.

Наше внимание привлекла странная скульптурная группа. Оказалось, это реплика древнего сейсмографа. Китайские императоры определяли с его помощью в какой провинции происходит землетрясение, в зависимости от того с какой стороны сосуда из зубов дракона выпадает шар в открытую пасть лягушки.

Идем дальше и попадаем в сельскохозяйственную галерею. Она демонстрирует результат взаимодействия Хуанхэ, человека и высших сил – по краям колонны, украшенные барельефами сцен из истории китайского крестьянства, а в центре ряд бочек – символ богатого урожая, достатка и процветания.

Следующие ворота, выполненные в мусульманском стиле (дань народности хуэй, населяющую провинцию), ведут на холм науки и искусства, где на высоких постаментах красуются самые знаменитые копии солнечных часов  и компаса в виде колесницы с возницей, указывающего на стороны света. Все приборы в рабочем состоянии.

Идеологи парка «Тысячелетней Хуанхэ» задумали собрать в одном месте все самое ценное наследие страны, лучшее, что когда-либо было придумано, изобретено и сделано в Китае. Этот принцип касается и искусства. Вдоль одной из мраморных лестниц установлены бронзовые ремейки самых знаменитых археологических форм сосудов, созданных за пять тысяч лет славной истории страны, – настоящие сокровища прикладного искусства китайской цивилизации. Оригиналы многих из них не сохранились до наших дней, а здесь – все как на подбор. Можно рассмотреть, потрогать.

Апогей комплекса – пирамида духовной силы Поднебесной. Она состоит из шести рядов архатов, восседающих на колоннах, а венчает композицию бронзовый жертвенный сосуд «дин» на четырех ножках, символизирующий незыблемость императорской власти и возрождение страны.  Отсюда открывается потрясающий вид на Хуанхэ. Несомненно, это сердце всего комплекса! Только представьте: в курильнице дымятся благовония, воздух сотрясают раскаты колокола, а мраморные архаты, застывшие в медитативных позах, словно благославляют священные воды реки на долгое и благополучное течение.  Очень эмоциональное место! Незабываемое.

 

Продолжение следует.