Тайны затонувших кораблей

Впервые проблемы сохранения объектов подводного культурного наследия России обсуждалось на высоком уровне в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Эта тема нова для российской археологии и культурной политики страны. Несмотря на колоссальный объем находок во всех акваториях Российской Федерации (от Тихого океана до Черного и Балтийского морей), подводные раскопки античных городов, исследование и музеефикация поднятых со дна кораблей, ведется при далеко не совершенном законодательстве. Потому что сама подводная археология – наука молодая, ее развитие началось только после Второй мировой войны с изобретением акваланга. Как выяснилось, до сих пор “вне закона” остаются сами подводные объекты, а, следовательно, и механизм их сохранения.Как поясняет заместитель директора Института истории материальной культуры РАН, к.и.н. Наталья Соловьева,  то, что лежит под водой – ничье, и при желании может добыть любой человек, но как только он поднимает сокровища из-под воды, оно сразу становится собственностью государства. Далеко не все хотят это признавать, поэтому кладоискательство и околонаучные археологические исследования подводного наследия стали в нашей стране очень популярными – желающих найти сокровища немало. И пока нет законодательных актов и методик, все подводное наследие страны находится в большой опасности.

На Форуме основной темой для обсуждений стала Конвенция ЮНЕСКО о подводном культурном наследии. По словам Натальи Соловьевой, многие страны с развитой экономикой и большими прибрежными акваториями и сейчас не торопятся подписывать этот документ. Конвенция была издана в 2001 году, а начала действовать только в 2009. Значит, были определенные сомнения. Россия же стремится выстраивать свою культурную политику в отношении подводного наследия, принимая во внимание только лучшие примеры.

В панельной секции принимали участие теоретики и практики по сокровищам подводного мира из Франции, Португалии, Великобритании, Дании и др.

В общих чертах основные проблемы культурного наследия РФ, находящегося в водной среде, можно обозначить так: незащищенность объектов, отсутствие адекватных мер по их консервации и реставрации, расхищение ценностей из затонувших кораблей.

Как отметил, научный сотрудник отдела истории и культуры античного мира Государственного Эрмитажа Сергей Соловьев, у нас нет ни одного археологического подводного парка и даже реестра памятников подводного культурного наследия. Это притом, что подводное наследие составляет значительную часть историко-культурных ценностей страны.

Вместе с тем, многие обнаруженные предметы требуют квалифицированной, дорогостоящей обработки, так как, извлеченные на поверхность, они стремительно разрушаются при взаимодействии с воздухом.

На эту тему и специально к Форуму Русское Географическое Общество подготовило небольшую, но очень значимую выставку «Контрабанда. Три века под водой» – результат многолетнего изучения затонувшего судна «Архангел Рафаил», с захватывающей историей и потрясающими находками.

Судно вышло из порта Санкт-Петербург в Любек в 1724 году, встало недалеко от таможенной границы и начало принимать контрабандный груз. Суровые погодные условия не позволили ему продолжить путешествие, парусник затонул, породив немало слухов. Сам царь Петр I был крайне заинтересован этой историей, так как по имеющимся сведениям, трюмы корабля были забиты ценным товаром.

На экспозиции в РГО представлены уникальные экспонаты петровского времени, поднятые со дна Финского залива в 2014 году, отреставрированные, законсервированные и таким образом, получившие новую жизнь после почти трехвекового забвения на дне. В данном проекте принимали участие крупнейшие реставрационные центры страны – Государственный Эрмитаж и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря в Москве.

Сегодня прекрасно сохранившийся кафтан и штаны из шерсти пассажира «Архангела Рафаила» пополнили текстильную коллекцию Эрмитажа.

Пуговицы, бечевка и деревянные предметы с затонувшего «Архангела Рафаила»

Российский НИИ культурного и природного наследия им. Лихачева начал публикацию уникального исследования «Свод объектов подводного культурного наследия России». вышла уже книга «Черное и Азовское моря», на очереди – второй том посвященный объектам подводного культурного наследия в акватории арктических морей и Дальнего Востока, а далее – Каспий, Балтийское море, внутренние воды России и российское подводное культурное наследие за рубежом.

Кстати, наше Балтийское море хранит более всего затонувших кораблей, как минимум 200 из них представляют исторический интерес, а физический и химический состав северных морей способствует наилучшему сохранению подводных объектов.

Согласно Конвенции и мнению ученых, далеко не все затонувшие суда и артефакты надо поднимать,  разумнее обеспечивать безопасное сохранение объектов на месте их обнаружения. Основанием для подъема артефакта может служить исторический интерес, дабы опознать перевозивший его корабль или угроза повреждения из-за соседнего строительства, разграбления и т.д. В таких случаях подъем оправдан. Но надо понимать, что извлечение из воды предполагает создание условий для быстрой перевозки объекта в реставрационную мастерскую, его специальную обработку.

Ящик с инструментами с затонувшего «Архангела Рафаила»

Реставрация и консервация находок требует времени и наличия дорогостоящего оборудования – вакуумную камеру, в которой проходит сушка древесины и т.д. Например, подъем и реставрация «Васы», выставленной в Стокгольме, оказалось очень сложным и дорогим проектом государственного масштаба. Ошибки, допущенные при консервации его древесины, привели к тому, что и сегодня корабль продолжает разрушаться, несмотря на постоянные усилия реставраторов.

В этой связи предложение российских ученых-подводников кажется более разумным. Они планируют в одном из старейших гидротехнических сооружений России – знаменитом Петровском доке в Кронштадте создать Музей подводной археологии или «музей затонувших кораблей».  Идея появилась после нескольких лет запустения дока, который частично использовался еще до 2008 года, а потом перешёл в ведение Музея истории Кронштадта. Проект выглядит очень соблазнительно: все каналы и резервуары дока будут поделены на экспозиционные секции и накрыты стеклянным куполом. Глобальный музей подводной археологии даст возможность показывать суда, не доставая их из воды, как в океанариуме, где зрители смогут передвигаться по прозрачным галереям и видеть подсвеченную экспозицию, как будто на морском дне.

Каналы Петровского дока в Кронштадте.

В России можно по пальцам пересчитать места, где ведутся серьезные подводные археологические исследования. Так, в гавани Херсонеса отдел подводной археологии Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» изучает основные морские торговые пути и ассортимент товаров древнего рынка, реконструкция прибрежной территории города и хоры, древнего порта в Карантинной бухте. В Великом Новгороде работы ведутся в районе Великого моста с 2005 года. Как известно, город располагался на берегах седого Волхова в 6 км от его истока озера Ильмень – пересечения торговых магистралей «из варяг в греки» и Великого Волжского пути – и на протяжении средних веков объединял земли Северной Руси. На сегодняшний день с места подводных работ поднято значительное количество разнообразных археологических находок, характеризующих хозяйственную деятельность на Великом мосту, и есть планы по созданию одноименного музея в здании караульного дома 19 века.

В районе Керченского моста в Крыму активно исследуется древнегреческий город Акра, не утративший своей целостности благодаря затоплению. Этот фактор выводит Акру на одно из первых мест по степени значимости для подводной археологии, а теплое Черное море дает возможность создания на его базе первого в России подводного парка в рамках строительства дороги и моста, что может послужить толчком для экономического процветания территории. Речь идет о подводном музее, где затонувшие объекты подготовлены для туристического показа, а дайверы ныряют к ним, рассматривают, фотографируют, но не имеют права что-либо поднимать.

Кроме того, необходимо построить наземную часть музея с научной частью, где можно было бы разместить реставрационные мастерские, лаборатории, фондохранилища для временного складирования, обработки и изучения находок.

Еще есть такое понятие, как «Русская Атлантида» – Калязин, Высьегонск, Молога, Корчева, Крохино – десятки городов и деревень, погостов, усадеб под водой. Их взрывали, разбирали и затапливали при сооружении водохранилищ в прошлом столетии.  Работы ведутся и там. Количество находок достигает колоссальных объемов.

В ближайшее время по итогом зимнего сезона 2017 года готовится к открытию 3D–музей Иловны – знаменитой некогда усадьбы Мусиных-Пушкиных, покоящейся на дне Рыбинского водохранилища.

Как видно, подводные археологические памятники по своему уникальны и немногочисленны, они заслуживают самого пристального внимания и более счастливой участи – перехода из разряда «скрытого культурного наследия» в «видимое», что может быть достигнуто только при комплексном подходе со стороны ученых, государства и нас – сознательных россиян, желающих сохранить свою славную историю.