Центр Шемякина в Петербурге – must-see

Санкт-Петербург может гордиться новым туристическим объектом – центром притяжения всех любителей современного искусства и творчества самобытного художника, гражданина мира – Михаила Шемякина. Центр его имени на Садовой 11, недавно открылся в обновленном формате и будет работать не только, как выставочное, но и научно-образовательное пространство. Здесь всегда что-то происходит: можно заглянуть на минутку, выпить чашку кофе, побродить по лаборатории экспериментального искусства или вдумчиво изучить метод автора, подняться на выставку его работ – все доставит эстетические удовольствие.

Инсталляция в Центре Михаила Шемякина на Садовой 11.

Каждая выставка работ Михаила Шемякина – всегда событие и полная неожиданность! Едва вы успеваете привыкнуть к его оригинальной линии рисунка или сложным метафизическим импровизациям, как он являет миру новую художественную серию или театральный проект, где открывается абсолютно с неожиданной стороны. Живописец, скульптор, театральный художник, философ, составитель книг, исследователь искусства – трудно предугадать в каком амплуа он предстанет перед нами в следующий раз.

Экспозицию «Шемякин. Открытие», развернутую в центре на Садовой, представил публике сам автор, она объединила произведения трех периодов жизни и творчества художника: Ленинград 60-х, Париж 70-х и Нью-Йорк 80-х, и отражает его личность, рассказывает об  окружении и друзьях, а также о ключевых творческих открытиях в его картинах и исследованиях.

Специально для этого проекта Михаил Шемякин создал инсталляции натюрмортов из предметов личной коллекции: засушенные фрукты, ножи, медные ступки и битая керамика, одновременно служили и бутафорией для перформансов, и предметами для постановки натюрмортов в 60-х в его мастерской на Загородном проспекте.

Постановка натюрморта М.Шемякина из предметов его личной коллекции

Фотографии, сделанные Шемякиным камерой «Зенит» в 60-е годы, являют нам галерею образов тех, с кем он ставил свои творческие эксперименты и занимался метафизическими исследованиями – поэта Константина Кузьминского, философа Якова Друскина, художника и музыканта Андрея Геннадиева, музыковеда Сергея Сигитова, искусствоведа Владимира Иванова, – многие по прошествии лет с восхищением вспоминают эти срежиссированные и спонтанные, повествовательные и бессюжетные представления, существовавшие словно в двух параллельных мирах — обыденном и фантастическом.

«Из этого окна своей мастерской я сделал несколько пейзажей. Вон там виден Иссаакий, а чуть левее раньше возвышались купола Сенного собора. Однажды ночью, когда я писал этот вид из окна, вдруг дрогнули стекла и на моих глазах собор стал оседать и вскоре исчез совсем.  Потом я узнал, что его в 4 утра взорвали, и на этом месте стали строить метро. Увы, Петербург много чего потерял в те годы, да и потом тоже…», — так комментирует М. Шемякин одно фото выставки.

Своего рода мостом из Ленинграда 60-х в Нью-Йорк 80-х становится картина «Автопортрет с друзьями в бутылке». Написанная в  Америке в 1985 году, она несет в себе прямой отсыл к ленинградскому периоду. Это словно послание художника, способное рассказать не только о его биографии, но и о круге Шемякина, и о ленинградском андеграунде в целом. На большом полотне угадываются разные гротескные образы, сыгравшие весомую роль для самого художника и для всего искусства ХХ века, например, символиста Андрея Белого, чья философия влияла на «петербуржцев» и это отразилось в теоретическом трактате «Метафизический синтетизм».  Кроме того, искусствоведы называют это полотно квинтэссенцией поиска Шемякина в области фактурной живописи.

Сам художник объясняет свою уникальную технику крупных мазков острым дефицитом качественных материалов в советскую эпоху: «Вот, намешал краски, мазнул кистью, и вся щетина осталась на холсте, а в руках голая палочка. Потом я устал вынимать пинцетом волоски с картины. Вот тогда, я взял в руки мастихин и стал писать им. По бедности вообще рождается много чего интересного…».

Автопортрет с друзьями в бутылке 1986г.

В Нью-Йорке художник работает с масштабными полотнами и обращается к скульптуре, развивая в новой технике темы, пробужденные еще в начале творческого пути – метафизические головы и бюсты, коконы и бутыли, каркас мясной туши. Такая последовательность и цельность, скорее нетипичная для увлекающейся творческой натуры, выдает в Шемякине природу глубокого мыслителя и исследователя.

Мотив мясной туши с  изысканной, текучей линией рисунка прославил художника еще в 1970-е годы в Париже. В отживающей свой век остове рынка, с его знаменитыми павильонами Бальтара, сотканными из металла и стекла, он разглядел особую эстетику и смыслы. Нагромождение огромных туш, свисающих и довлеющих над человеком, сильно врезалось в его сознание. На выставке сооружена каркасная конструкция, напоминающая кружево парижского старинного рынка, а внутри – серия фотографий легендарного «Чрева Парижа» и поясняющие подписи художника: «Больше всего мое воображение поражали громадного роста мясники-тушеноши, в которых ощущалась какая-то нечеловеческая сила. Эти гиганты взваливали на спину 400 килограммовую тушу быка и согбенными брели друг за другом в белых халатах перепачканных кровью, являя собой какую-то удивительную картину пантагрюэлевских миров».

Верность себе, способность много и тяжело работать, а также дар Шемякина-философа видеть мир и произведения разных эпох как единое культурное целое, преодолевая границы линейной ментальности и проникая внутрь самой структуры, привели художника к успеху.

Михаил Шемякин — великолепный рассказчик и вниманий человек

Символ или явление, а не конкретная вещь или предмет становятся объектом не только его творчества, но и кропотливого вдумчивого анализа, составившего исследование «Воображаемый музей Михаила Шемякина». Это колоссальная коллекция изображений образов, явленных нам мастерами разных времен и народов на своих холстах, в графике, пластике идругих видах искусства хранится в знаменитых черных папках, в которые художник десятилетиями собирает наглядные типологические ряды пластических форм по множеству самых разных принципов.

На полках центра массивные черные папки, сложенные на полках в художественном порядке и красноречивые надписи говорят о характере и исключительности этого «визуального учебника»: «Карнавальность», «Автомобиль», «Образ смерти», «Крик», «Стул», «Смазанный образ» и многие другие. Уникальная, в своем подходе к изучению мировой художественной культуры, библиотека дает возможность не только острее ощутить привкус той или иной эпохи, но и точнее понять ее психологические особенности, философию, религию, социальные и моральные ценности. Она приоткрывает перед зрителем возможность личностного анализа, учит поиску взаимосвязей и аналогий в культуре разных цивилизаций. Этому Шемякин-педагог учит и своих студентов – искусству видеть, а заодно и всех тех, кто соприкасается с его творчеством и исследованиями.

Воображаемый музей М. Шемякина – институт философии и психологии творчества

На первом этаже центра размещена выставка работ студентов Михаила Шемякина.

Как правило, он выбирал самых талантливых «с тараканами в голове» и, приглашал на свой курс. Для ребят, ежегодно проходят выездные сессии в поместье М.Шемякина во Францию. Там студенты осваивают специальную программу обучения для художников-метафизиков. Занятия направлены, в первую очередь, на раскрытие внутреннего потенциала каждого из них, умение видеть.

По мнению маэстро, одна из важнейших задач художника научиться работать с цветом, чувствовать его малейшие нюансы и находить гармоничные цветовые решения. В ходе мастер-классов студенты получают индивидуальные задания по изучению и трансформации предложенного предмета, например, на основе полосок с орнаментами старинных шелковых кимоно из Японии надо сделать свой вариант геометрической абстракции, причем с пропорциональным сохранением соотношения всех оттенков.

На выставке Центра Михаила Шемякина можно проследить, как одна и та же графическая схема у разных студентов, превращается в различные метафизические образы, и только от таланта художника зависит их вариативность.

Образцы орнаментов старинных шелковых кимоно (Япония).

И еще о людях – в Центре Шемякина на Садовой вы не всегда можете застать автора, как мы сказали выше, он человек мира, но специалисты в его штаб-квартире работают замечательные, плюс сподвижники, ученики, волонтеры. Все принимают участие в поддержании жизни в новом очаге культуры новаций и блестящей изобретательности великого художника великого художника – проводят экскурсии, лекции, мастер-классы.

Впереди юбилейный год, в 2018-м Михаилу Шемякину исполнится 75 лет, и в честь этого события  он вновь намерен нас удивить чередой новых экспозиций в Москве и Санкт-Петербурге, театральными постановками и премьерами фильмов.

Маэстро Шемякин в окружении своих учеников