Дворец-призрак и призрак во дворце

Чтобы в Румынии, да без сверхъестественного? Невозможно! В огромном разнообразии архитектурных чудес этой страны есть замки, которые отмечены особой печатью мистицизма.
Один такой – построил миллионер Кантакузино, бросивший вызов королевской роскоши и дерзнувший воздвигнуть памятник своему тщеславию, но по фатальному стечению обстоятельств ни ему, ни его потомкам, ни кому-либо еще, так и не пришлось пожить в роскошных хоромах! Дворец был и остается призраком.
Второй замок возвел великий ученый для души своей безвременно ушедшей дочери с целью спиритического общения.
Оба сооружения объединяет примерно одинаковый период постройки (на рубеже веков) и непростая судьба, в остальном – это совершенно непохожие творения, уникальные в своем роде и претендующие на определение «единственный в мире».

Дворец Кантакузино в Буштени, 2017 г.., Румыния.

Замок Кантакузино в маленьком селении Буштень возле Синая (район Замора) был построен в 1904 году по велению князя Георге Григоре Кантакузино – крупного землевладельца, мэра Бухареста и премьер-министра Румынии. Благороднейшая фамилия Кантакузино ведет свою родословную еще от византийских императоров. Об этом свидетельствует уникальная коллекция геральдики, занимающая огромную стену приемного зала дворца. Здесь представлено генеалогическое древо из гербов боярских семей, связанных с членами семьи Кантакузино валашской ветви.
В Румынии Георге Григоре Кантакузино привел семью к процветанию, о его несметных богатствах ходили легенды, князя нередко называли «Набоб» — ироничное определение быстро разбогатевшего человека, выскочки, который ведёт расточительный образ жизни. Кантакузино построил три дворца: один в Бухаресте, другой во Флорешты и третий в Буштени, поблизости от королевской резиденции Пелеш. Кантакузино пользовался благосклонностью короля, поэтому такое соседство с одной стороны льстило, а с другой – обязывало.
Над проектом замка работал один из самых лучших архитекторов того времени — Йохан Бериндей, применивший в строении французский академизм, элементы рококо и ар-нуво, что неизменно соединилось в неороманском стиле.

Витражи замка поддерживают тему фамильной резиденции Кантакузино.

Дворцовый комплекс состоит из 4-х корпусов, расположенных на территории 3 148 м² – собственно дворец, служебный павильон, административная вилла и часовня.
Замок окружен террасой, каскадным парком, где есть укромные гроты, водопады, пещеры, фонтаны. Весь комплекс признан вершиной дворцового строительства в Румынии, имеющий большое архитектурное, историческое и художественное значение.
Кантакузино не поскупился и на внутреннюю отделку дворца. В дизайне интерьеров присутствует итальянская керамика, румынская мозаика, оригинальные кессонные потолки, украшенные цветочными мотивами или резьбой по дереву, лестницы из каррарского мрамора с коваными перилами, внутренние колонны и арки с румынским орнаментом, камины и т.п.
Во многих декоративных элементах — богатых витражах, хрустальных люстрах, ручках окон и дверей присутствует фамильный герб Cantacuzino.
По старой европейской традиции в главном зале родового замка под самым потолком висят портреты предков Кантакузино, выполненные на коже cordoba. Все это богатое убранство, эксклюзивные материалы и идеи, примененные в интерьере, создают в замке романтическую атмосферу, даже, несмотря на отсутствие обстановки.

Парадный зал замка Кантакузино в Буштени. Румыния, 2017.

У родового поместья Кантакузино в Буштени странная судьба. Своему прямому назначению он, практически, не служил. На момент полной отделки старый князь сильно болел и большую часть времени лечился в Париже. Георге Григоре Кантакузино умер в 1913 году, а в 1928 году последний его наследник – Михаил трагически погиб. Его вдова Мария вышла замуж за известного в Румынии музыканта — Джордже Энеску, который тоже вскоре умер. Мария передала замок в собственность государству с условием, чтобы там был открыт музей знаменитого композитора.
Потомки «Набоба» владели замком до его национализации в 1948 году, а потом — разные учреждения появлялись в роскошных стенах и все — временные, как будто неведомая сила не давала здесь никому обосноваться. Сегодня бывшая семейная резиденция Кантакузино находится в списке крупнейших европейских памятников культурного наследия, здание полностью отреставрировано, в одном его крыле находится музей, все остальное — пустует. В замке проводятся временные выставки, он принимает временных посетителей, в его стенах проводятся временные мероприятия.

Вид на горный массив Бучедж с террасы замка Кантакузино в Буштени. Румыния.

Нынешние арендаторы активно продвигают замок Кантакузино на внутреннем потребительском рынке в качестве идеальной площадки для проведения торжественных событий в уникальном окружении и с аристократическим размахом. Многочисленные проспекты пестрят картинками свадеб, балов и прочих праздников в красивых интерьерах, на террасе и в саду замка.
Сегодня в нем функционирует ресторан Canta Cuisine, обслуживающий туристов, небольшие группы, а также грандиозные свадьбы, предлагая интернациональное и традиционно румынское меню. Размещение возможно только в вилле Hunter’s Lodge, построенной в саду замка в 1930 году и полностью отремонтированной в прошлом году. Уютный дом сохранил исторические стены, но получил современную технологичную начинку для максимального комфорта постояльцев. На вилле единовременно может разместиться семья из 4 взрослых и 2 детей. Остальные туристы, решившие задержаться в Буштени, будут вынуждены искать кров в отелях и гостевых домах городка.
Таким образом, сегодня замок Кантакузино в курортном месте Южных Карпат превратился в активно эксплуатируемый туристический объект. Сюда любит приезжать на уик-энд столичная публика, чтобы провести время в горах, неспешно потягивая кофе на террасе, между активными забавами в парке приключений, прогулками на лошадях и экскурсиями по замку. Родовое поместье «Набоба» теперь живет под рекламным слоганом: история и искусство, плюс релаксация и приключения!

Фасад замка Юлии Хашдеу в Кымпине. Румыния.

А теперь переместимся в городок Кымпина, что в 50 км от Синая, где находится единственный в мире музей спиритизма, который возник совершенно естественным образом на базе замка Юлии Хашдеу. Необычное здание построил известный румынский ученый-филолог и писатель Богдан Петрисику Хашдеу по проекту, который «передала» ему с того света умершая дочь.
Юлия была гениальным ребенком — в возрасте 6 лет она написала исследование о жизни и творчестве Михаила Храброго, в 8 лет окончила начальную школу, свободно владея французским, английским и немецким языками, в 11 лет — окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано. В 1881 году, в сопровождении матери, Юлия отправилась в Париж, где была принята в престижный колледж, а потом стала первой румынской женщиной — студенткой Сорбонны. Ее научная карьера развивалась стремительно – Юлии уже доверили читать лекции в университете по логике гипотезы и по второй книге Геродота, она начала писать докторскую диссертацию по теме румынской народной философии, демонстрировала глубокие познания в логике, психологии, метафизике, этике и теологии. И в этот самый момент хрупкая Юлия заболела туберкулезом. Она вынуждена была вернуться в Бухарест, где скоропостижно скончалась 29 сентября 1888 года и была похоронена на кладбище Беллу. Жизнь в 18 лет пронеслась как яркая комета!

Портрет семьи Хашдеу – родители и дух Юлии между ними. Кымпина.

Можно себе представить горе отца, безмерно гордившегося своей дочерью и пророчившего ей великое будущее. Богдан Хашдеу был безутешен и искал общения с Юлией через медиумов. Во время одного из таких сеансов она «подсказала» идею создания замка и даже «начертила» его проект.
Строительство началось в 1893 году, и через три года здание было закончено. По стране поползли слухи, что де сумасшедший профессор построил безумный храм, где вызывает духов.
Отчасти это соответствовало действительности. В замке и сегодня можно рассмотреть «комнату мертвых», где проходили спиритические сеансы. Помещение абсолютно темное, на стенах висят странные картины, кое-где еще просматриваются две небольшие части фресок: голова Юлии, имеющая пару неопределенных крыльев, иллюстрирующая ее ангельский образ в композиции Троица. Из комнаты в гостиную ведет круглое отверстие – энергетический приемник, передающий сигналы из параллельного мира. Связь этих комнат важна, потому что только в темноте можно увидеть небольшой свет в конце туннеля! Спиритическая рукопись и некоторые эктоплазматические фотографии удовлетворят любопытство посетителя, который недоумевает, как Хашдеу говорил со своей мертвой дочерью. Оказывается, все происходило посредством прямого автоматического письма, практикуемого многими медиумами. На столике в углу комнаты представлены атрибуты этого процесса, с их помощью Богдан Хашдеу общался не только с духом Юлии, но и со своим отцом и дедом.

Энергетический приемник в стене между комнатами в замке Юлии Хашдеу.

Иногда письменные сообщения подкреплялись фотографическими сессиями, ученый был пионером спиритической фотографии Румынии. Впрочем, как и спиритической литературы, вдохновленной, по его же словам, личными отношениями с мертвыми.
Замок – храм в Кымпине построен из камня, железа и дерева, в совершенных архитектурных пропорциях. В центральной башне находится «церковь», божественное пространство, куда ведет массивная дверь из камня, с фамильным гербом Хашдеу и девизом «PRO FIDE ET PATRIA» (лат. «за веру отцов»). Над дверью — «всевидящий глаз» в треугольнике, окруженный лучами – символ Троицы!
Через эту дверь можно попасть в круглый неф — центральную комнату замка, соответствующую самой высокой башне. В ее центре металлические балки образуют «ось мира», в высшей точке купола — отверстие, обрамленное геометрической фреской, символизирующей Святой Грааль. Очень необычно выглядит натуралистичное изваяние Иисуса, выполненное скульптором Рафаэле Кашиани. Говорят, что с момента установки и до сегодняшнего дня статуя не покидала свое место, несмотря на войны, землетрясения, человеческое невежество. Было время, когда замок стоял в руинах, но Иисуса это как будто не касалось!
В 1936 году, обнаружив его посреди разрушенных стен, двое молодых людей стали легкомысленно фотографироваться рядом. Один из них надевал кепку на образ Христа. придумывая забавные сцены, а через несколько дней он умер от ожогов серной кислоты. Подтверждающие документы можно найти в архивах музея.

Храм Иисуса в центральной башне замка Юлии Хашдеу. Кымпина.

Алтарь этого храма символизирует знания, науку, которая отгоняет тьму невежества! Он окружен с обеих сторон библиотекой, рядом – рояль, на нем мраморный бюст Юлии. С левой стороны купольного храма дверь ведет в столовую и гостиную, с правой – в кабинет ученого и спальню.
Общая атмосфера этого замка вполне располагающая, он как будто приглашает на медитацию, приносит мир душе и очищает разум, который так часто перегружен материальными проблемами.
Замок Юлии Хашдеу, серьезно пострадал во время двух войн, но был восстановлен в 1955 году и сегодня входит в Перечень исторических памятников Румынии.
С 1994 года в здании устроен музей спиритизма и мемориальная экспозиция ученого Богдана Хашдеу, где представлена историческая обстановка, личные вещи членов семьи, фотографии и оригинальные документы, рукописи. Смотрители говорят, что время от времени в комнатах происходит необъяснимое движение, слышатся странные звуки, неожиданно подает голос рояль и т.п. Эти байки только добавляют таинственной привлекательности месту.
По большому счету, замок Юлия Хашдеу — это место памяти, где гармонично объединились реальность и мистика, где вера в Бога и Любовь побеждает смерть и устраняет барьеры между видимыми и невидимыми мирами.

Богдан Хашдеу вывел свою философскую формулу счастливого существования: «Нет молодости, нет старости; жизнь и смерть — всего лишь этапы вечного пути человека».

Любимая кукла и прижизненная фотография Юлии Хашдеу. Кымпина.

Замок Пелеш или тайны румынского двора.
Светлый замок Бран — обитель Дракулы?
Обаяние горнолыжных курортов Румынии
Румыния — страна, где царят легенды