Турфирма или самодеятельность?

На днях СПбТурКит совместно с редакцией газеты «Мой район» собрали за круглым столом экспертов туристического бизнеса Санкт-Петербурга, чтобы обсудить тему «Нужен ли современному, продвинутому туристу посредник в виде турфирмы?». Встреча проходила накануне банкротства туроператоров «Натали-Турс», «DSBW-Tour» «Авроры БГ» и потому ее итоги сегодня выглядят весьма актуально.

Как известно, из 10% россиян, которые имеют загранпаспорта и ездят за рубеж, менее трети путешествуют самостоятельно. Это связано с тем, что далеко не все наши соотечественники хорошо знают иностранные языки, не все владеют системами бронирования в глобальной сети. Именно поэтому индивидуальный туризм более свойственен молодым людям, которые с Интернетом на «ты» и зачастую стремятся организовать для себя уникальные впечатления. Ведь самостоятельные путешествия — это шанс пройти по нехоженым тропам, заглянуть в самые труднодоступные уголки и внезапно изменить маршрут, чтобы захватить что-то сверх намеченной программы или задержаться где-то подольше. Именно эта тенденция сегодня на гребне волны.

И. Туркова (СаутТревел), Т. Деменева (СПбТурКит), П. Румянцев (СЗРО РСТ).

Автор туристско-информационного проекта СПбТурКит Татьяна Деменева:
— Отмечу, что тема – поглотит ли интернет и индивидуальный туризм турфирмы – обсуждается туристическим сообществом на протяжении последних десяти лет. На Западе еще раньше. Опыт зарубежных турфирм показывает, что нет, организованный туризм останется: индивидуалы, и турфирмы вполне могут мирно сосуществовать, что дает каждому туристу возможность выбора.
Не будем забывать про ряд стран (Турция, Египет или некоторые мусульманские страны), куда или невозможно поехать самостоятельно, или не имеет смысла, потому что их пляжные продукты «All Inclusive» — выгоднее всего и надежнее покупать у туроператора. Туристы всего мира это знают и с удовольствием пользуются.
Генеральный директор компании «Петротур» Игорь Мазулов:
— Сегодня у молодежи популярны, так называемые сити-туры выходного дня. Например, петербуржцы ездят в Москву, а к нам едут москвичи и т.п.. Однако, автобусные туры по Золотому кольцу – это исключительно категория группового туризма и старшего возраста, когда людям кроме путешествия, важна коммуникация – они едут пообщаться. Кроме того, есть виды туризма, где возможны только организованные поездки — социальный, детский туризм. И есть люди, которым нравится ездить в составе группы. Это относится и к западным пенсионерам (75-85 лет), в части экскурсионного туризма, особенно автобусные туры в низкий сезон по Европе. А вот сегмент делового туризма четко ушел в сторону самостоятельности. Даже крупные корпорации теперь обходятся без помощи турфирм.
Если раньше турист приходил в офис, обсуждал с менеджером возможные варианты отдыха, то сегодня он самостоятельно изучает информацию на интернет-ресурсах, выбирает то, что ему нравится, и только после этого приходит в турфирму покупать тур, хотя частенько менеджер корректирует этот выбор.

 

По мнению замдиректора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павла Румянцева, рост самостоятельного туризма – это современная тенденция, связанная, прежде всего, с желанием людей сэкономить бюджет. Существует убеждение, правда, не всегда верное, что самостоятельное бронирование жилья или покупка билетов обходится дешевле. Второй аргумент — стремление уйти от стандарта пакетных туров, и составить собственную программу путешествия, основываясь на личных предпочтениях и свободе передвижения. Третья причина, и одновременно следствие – развитие электроники и IT-технологий, доступность международных систем бронирования.
Генеральный директор «СаутТревел» Ирина Туркова подтверждает эту тенденцию, но с оговоркой: «Часто нам звонят клиенты и говорят: мы нашли такое классное предложение, посмотрите, сколько это будет стоить у вас. Довольно часто у нас дешевле. Действительно, в последнее время появилось очень много систем бронирований отелей, авиабилетов, но зачастую турфирма можем предложить клиенту более выгодные условия в смысле «цена-качество» — прежде всего, за счет контрактов, заключаемых с поставщиками услуг. К тому же, туристам все же спокойнее и комфортнее ощущать, что за них кто-то несет ответственность.

М. Ушакова (Арт-Тревел), С. Хохлов (Вест-Тревел), О. Островская (Мой район СПб).

Генеральный директор компании «Арт-Тревел» Мария Ушакова:
«Три года назад, разговаривая с американскими операторами, где, как известно, цифровые технологии развиты намного лучше, мы узнали, что у них идет прирост клиентов за счет занятых людей, которые не могут себе позволить такую роскошь, как тратить время на самостоятельную организацию тура. Для них личное время – это самый ценный ресурс»!
А чтобы организовать поездку времени действительно требуется много: надо найти оптимальные рейсы и купить авиабилеты, найти и забронировать по лучшей цене подходящий отель из десятка предложений в интернете и т.д. Если у человека есть драйв в поиске вариантов путешествия, ему нравится этот процесс и у него есть время – тогда другое дело.
Как показывает практика, благодаря контрактам с поставщиками услуг, подразумевающие бонусы и скидки, через турфирмы 80% отелей бронировать выгоднее, чем в букинге. Мало кто знает, но сегодня в букинге далеко не самые низкие цены, хотя в современном быстроменяющемся мире нельзя упускать все точки сбыта.
Не лишним будет позвонить туроператору, чтобы посоветоваться. Кстати, это очень свойственно для петербуржцев — они любят сперва все изучить, потом позвонить, а потом лично приехать в офис и поговорить. Средний возраст клиентов петербургских турфирм – 40 лет.


Заместитель председателя Правления, ведущий юрист МОО СЗППТ «Северо-Западный клуб защиты прав туриста» Михаил Житнухин напомнил, про безопасность туристов и идею создания Клуба после резонансных крахов туристических компаний в 2014-м году. Тогда же началось реформирование закона «Об основах туристской деятельности» и было введено страхование ответственности туроператоров. Тем не менее, турист, один раз «обжегшись» на нерадивой компании, испытывает уже определенный страх. Многие тогда зареклись никогда больше не ходить в турфирмы.
Несомненно, подбор тура, выполненный профессионалом, намного качественнее, чем самодеятельный, но многие люди больше не хотят рисковать.
Увы, турбизнес, как и любая другая сфера услуг, где «крутятся» деньги, притягивает всякого рода мошенников, и это касается не только организованного туризма, но и «левых» систем бронирования, несуществующих отелей, сайтов-двойников, торгующих мифическими путевками в санатории, итальянские апартаменты и т.п. В этой круговерти предложений неопытному туристу порой непросто разобраться.
Между прочим, от событий 2014 года был и положительный результат – серия банкротств научила людей держаться за проверенных туроператоров, а не ходить «за угол» ради копеечной скидки.
Коммерческий директор компании «Вест Тревел» Сергей Хохлов:
«Призывы бронировать поездки самостоятельно появились в 2014 году, когда СМИ постоянно сообщали о крахе многих туроператоров. И это можно понять, но лично я всегда за профессионализм. Есть туроператоры, которые давно на рынке, в полной мере добросовестные, хорошо работают, а не занимаются перерегистрацией своей турфирмы».
Туризм – бизнес интересный, но очень зависимый от внешних факторов: курс рубля постоянно меняется, где-то вулкан, землетрясение или безобразия какие в стране происходят, все это мгновенно отражается на продажах. Турист замирает недели не две-три, но потом едет, куда запланировал.
Во всем мире известно, что русские туристы самые смелые – первыми возвращаются в «закрытые» дестинации, веря, что в одну воронку снаряд два раза не попадет.

М. Житнухин (Северо-Западный клуб защиты прав туриста), И. Мазулов (Петротур).

Как распознать надежного туроператора?
Сегодня существует четкий механизм выяснения добросовестности туркомпании: на сайте Ростуризма реестр туроператоров, есть Общероссийский генеральный реестр туристических агентств, есть сайт Турпомощь.

Туроператоры всегда работают с надежными партнерами, кого хорошо знают и обязаны вывешивать на сайте информацию о своих договорных отношениях с контрагентами, поставщиками услуг. Каждое турагентство обязано информировать клиентов, через какого оператора оно работает. Человек, бронируя у агентства путевку, тут же в офисе может зайти на сайт компании и посмотреть, есть ли у него договор с туроператором и с каким.
Как выбирать турфирму.Согласно исследованиям международного поисковика Мomondo, среди самых популярных источников информации для путешественников являются: рассказы друзей – 48%, информация с сайтов – 41%, соцсети – 40%, ТВ и радио – 24%, советы турагентств – 22 %.
Огромную нишу в Интернете занимают ресурсы, посвященные туризму и путешествиям, потому что это самый эмоционально-приятный, интригующий и романтичный и зрелищный вид досуга, заставляющий людей мечтать и планировать награду за каждодневный труд.
Благодаря невероятным возможностям глобальной паутины, идет передача визуальных впечатлений от путешествий и быстрый выбор направления для отдыха. Он основополагается на эффектных картинках, остроумных комментариях.
Мы живем во время лайфхаков и хайпов, это то, что сейчас «цепляет» массы. Кто-то отреагировал сразу, кто-то прокомментировал, кто-то перепостил… и пошла идея гулять в сети, стимулируя людей к путешествиям в конкретные места. Так рождается спрос и новая генерация туристов.
Если подвести черту нашей дискуссии, то все ее участники выразили уверенность, что хоронить турфирмы преждевременно. В настоящее время параллельно и вполне успешно развиваются два направления в туризме – индивидуальный и организованный.
Наряду с упрощением и автоматизацией процесса покупки тура и самостоятельных инициатив отдельных туристов, по-прежнему востребованы профессионалы. И всегда будут востребованы. Сегодня вопрос выживания туркомпаний не стоит. Просто они меняются и приспосабливаются к новым условиям и вызовам времени.