Коноша — дорога к храму

Мы много говорим о патриотическом туризме, о том, что нужно поднимать регионы, продвигать наше родное и больше ездить по России, о том, что есть в нашей стране удивительные города и веси, заслуживающие внимания искушенных путешественников порой гораздо интереснее зарубежных растиражированных курортов.  Так-то оно так, но дело двигается с трудом. Даже при наличии мощного объекта туристического интереса, создание инфраструктуры гостеприимства вокруг него требует колоссальных усилий и затрат. Тем не менее, положительные примеры существуют, есть желание «низов» и последовательная стратегия «верхов». Могу судить по Коноше, где несколько лет назад был создан музей Иосифа Бродского, Туристско-информационный центр и отличный турпродукт «Деревня, которая вдохновляет».

Сегодня коношцы ремонтируют дороги, подтягивают уровень общепита, гостиниц и готовы вкладываться дальше, чтобы увеличить турпоток.  Что нужно еще сделать? – задаются они вопросом. Конечно, инфраструктуру необходимо постоянно совершенствовать, поднимать сервис и качество, но так придется все время догонять уходящий поезд. Гораздо важнее лелеять и продвигать зародившуюся здесь удивительную духовность, сконцентрироваться на аутентичности, всем том, что делает это место уникальным. И дело не только в Бродском.

Коношский район принято считать «Воротами в регион Крайнего Севера», он расположен на юго-западе Архангельской области и раньше входил в Олонецкую, Новгородскую и Вологодскую губернии. У него есть своя история и «изюминка».

День рождения Коноши отмечается 22 октября 1898 года, в день, когда по Вологодско-Архангельской линии было открыто постоянное движение поездов, а сама станция стала узловой. До этого здесь шумела болотистая тайга. Имя поселку дала скромная речушка, протекающая неподалеку, этимология названия проста — «конь» и «ноша», все вместе Коноша.

Симпатичная лошадка с поклажей изображена на гербе города, она — его символ и частенько воспроизводится в разных вариациях.

Со второй половины 20-х годов прошлого века районная власть переместилась в Коношу, т.к. станция имела связь с внешним миром, и стремительно разрасталась, обретая вид, соответствующий районному центру.

Полное представление об истории города дает краеведческий музей и его экспозиция «Железная дорога – узел жизни Коношского района».

В конце XIX – начале ХХ века статус узловой станции способствовал появлению в Коноше разных железнодорожных организаций: локомотивное и вагонное депо, путевая машинная станция (ПМС-65) и т.п.

Первыми жителями Коноши были строители и железнодорожники, пришедшие на заработки из деревень Вологодской и Олонецкой губернии. Вскоре здесь появились вельские купцы, построившие свои склады, магазины и дома недалеко от станции. Через Коношу стали отправлять хлеб — овес и ячмень, а также лен, затем — древесину. Железная дорога позволила развивать маслоделие. Мало кто знает, что в 1930-е годы Коноша была крупным центром по производству Вологодского масла, которое в больших объемах шло на экспорт.

Гордость музейной экспозиции – действующее железнодорожное оборудование прошлого века: телеграфный аппарат фирмы «Сименс», пульт управления дежурного по станции, учебное устройство для сцепки вагонов, аппарат селекторной связи, интерактивная кабина машиниста, жезловые аппараты и железнодорожные фонари разных лет.

Довольно редкий экземпляр – указатель с подсветкой «Заражено» для предупреждения локомотивных бригад о въезде на опасный участок пути. К счастью, за сто лет этим указателем так никто и не воспользовался.

Сейчас станция Коноша – крупный железнодорожный узел РЖД, пропускающий десятки грузовых и пассажирских поездов в день, и до сих пор железная дорога остается градообразующим предприятием.  На втором месте — промышленная древообработка в Коношском леспромхозе, дающем ежегодно стране более 800 тыс. куб. м. древесины и на лесозаводе с мебельным цехом.

Памятник первому паровозу братьев Черепановых в Коноше. В. Гусенко.

С 1930 года Коношский район становится крупнейшим лесозаготовительным центром. В этот процесс было привлечено коренное старожильческое население, которое, тем не менее, умудрялось совмещать лес с подсобным хозяйством.

Кроме того, на лесоповале активно использовался дешевый трудовой ресурс, предоставляемый государством — спецпереселенцы и заключенные Каргопольлага. До войны их прибывало по 1500-1800 человек в эшелоне. Коноша стала одним из мест наибольшего скопления бесправных «колонизаторов Севера». Можно сказать, что Бродский попал сюда уже на излете ссыльной истории края.

За полвека вынужденные переселенцы оседали и смешивались с местным населением, образовав единое целое и во многом уникальное племя «сорока народов». И это вы обязательно почувствуете, общаясь с коношцами!

Золотой век Коноши пришелся на советский период с 40-х по 60-е годы.

Как только в марте 1935 года сформировался Коношский район, его административный центр превратился в обширную стройплощадку. За считанные годы были построены: электростанция, поликлиника, клуб, здание райкома партии и райисполкома, сберкасса, редакция, ветеринарная амбулатория, родильный дом, магазин, столовая, пекарня и жилые дома. Старожилы вспоминают, что в субботниках по озеленению улиц, в спортивных олимпиадах тех лет участвовали сотни энтузиастов. Из стен коношских школ вышло много выдающихся людей, прославивших свой родной город.

За сто лет население Коноши увеличилось до 22 000 человек, но в последние годы отмечается отток молодежи. Впрочем, находятся и предприимчивые патриоты, которые  остаются и стараются жить по принципу «человек красит место».

Центральная доминанта города – храм.

Любопытно, что изначально никакой церкви в Коноше не было, это порождение нового времени. В 90-х годах по инициативе общины во главе с отцом Василием, образовался приход, и администрация района выделила пустующее помещение.

Здание всем миром привели в порядок, и в 1998 году храм был освящен в честь Преподобного Серафима Саровского.

С каждым годом церковь достраивалась и становилась все краше – она обзавелась куполом и колокольней, хозяйственными постройками и церковным домиком во дворе.

В 2009 году воздух над Коношей впервые осенил перезвон колоколов, отлитых на средства общины.

Красивый, ухоженный храм в центре поселка стал гордостью и радостью местных жителей, так искренно радеющих за свой город.

Снаружи и внутри церковь производит очень светлое впечатление, по всему чувствуется активная духовная жизнь коношской паствы.

Сегодня в память о ссыльных и репрессированных россиянах, отбывавших срок и погибших в Коноше, у фасадной стороны храма воздвигнут мемориал.

Кроме того, коношский приход инициировал сооружение в районе шести поклонных крестов и две часовни: в честь Блаженной Ксении Петербургской в деревне Пономаревская и на вокзале станции Коноша в честь Николая Чудотворца.

Комплексный обед в кафе «Минутка» Коноши.

Неспешная прогулка по Коноше с посещением библиотеки, музеев и обеда в уютном кафе займет полдня, а что дальше? Мой совет – ступайте в Центр народного художественного творчества «Радушенька», который возрождает и сохраняет русские традиции, ремесла, приобщает юных жителей городка к исконным занятиям их предков.

Центр открыт с 1991 года, сегодня его посещает около сотни ребят разного возраста и пристрастий. Как гласит вывеска: «Студия народного творчества для инакоодаренных дает возможность каждому выразиться и найти занятие по душе».

В центре представлены основные ремесла региона: плетение из ивы, бересты, кружевоплетение на коклюшках, ткачество, изготовление обережных кукол, вязание и т.д.

Туристам здесь тоже рады! Можно попробовать сделать что-то своими руками или понаблюдать за процессом, насладиться общением с увлеченными людьми, прославленными мастерами и, наконец, приобрести великолепный сувенир на память.

Центр «Радушенька» проводит межрайонные и областные творческие лаборатории по ремеслам, занимается проектной и исследовательской деятельностью. Довольно часто здесь устраиваются выставки декоративно-прикладного искусства «Умелец-подмастерье-мастер», новогодние и масленичные развлекательные мероприятия для детей, основанные на традиционном песенном и игровом фольклоре.

В летний сезон, когда школы уходят на каникулы, мастера центра могут уделить время гостям. Тематические мастер-классы проходят в виде экскурсии по всем мастерским центра, небольшому музею старинного быта и заканчиваются в роскошном сувенирном магазине.

Галина Титова – заслуженная мастерица на все руки «Радушеньки».

Мы застали сотрудников центра в процессе заготовки дров. Во дворе и за домом настоящие русские женщины носили и складывали в огромные поленницы березовые дрова. Тепло в мастерских зимой – это тоже их забота! Все помещения центра отапливаются печами, что вносит романтическую нотку и добавляет аутентичности процессу создания народных шедевров. Прямо таки захотелось провести вечерок возле живого тепла за рукоделием под треск дров!

В «Радушеньку» дети приходят с удовольствием каждый день независимо от графика занятий, потому что здесь им интересно, весело и… тепло.

Безусловно, самое сложное ремесло — Вологодское кружевоплетение, тем не менее, в Коноше есть мастерицы, которые передают свои навыки подрастающему поколению. Стены комнат центра украшают старинные филигранные панно и разные изделия, выполненные руками юных кружевниц.

Как известно, кружевоплетение на вологодской земле в середине XIX века превратилось в популярный промысел, которым занималось почти все женское население независимо от сословия.

Кстати, сейчас в Коноше и в Вологде среди молодежи вновь стало модным плести кружево. И это так здорово, что наш прославленный промысел продолжает жить!

Еще одно трудоемкое ремесло возродили в Коноше – северное ткачество. Количество старинных ткацких станков в одном помещении центра (не менее десяти), производит сильное впечатление! И каждый — функционирует, на некоторых замерла и ждет продолжения чья-то пестрая работа. Мастера стараются продолжать ткацкие традиции Русского Севера, сформированные коренными финно-угорскими народами и переселенцами из новгородских и московских земель.

Наиболее распространенной техникой узорного ткачества были поморские пестряди. Основой для них служили хлопчатобумажные льняные ткани в клетку или полоску.

Ну, а самые сложные узоры выполнялись в технике браного ткачества. В их орнаменте преобладали геометрические узоры. Что нагляднее всего представлено в лучших работах учеников ткацкого класса, которые украшают стены и продаются в сувенирном магазине.

«БабУшки» — так называли игрушки на Русском Севере, которые делали из доступных материалов – дерева, ткани, глины, коры, бересты, щепок, соломы, травы и плодов. Важная роль отводилась кукле, символизирующей продолжение рода. Часто ее как оберег клали в детскую колыбель.

Наибольшее распространение на Севере получила тряпичная кукла. Наши предки «вертели» кукол для своих детей из поношенных рубах. Считалось, что так сохраняется родовая сила и, воплотившись в кукле, передается ребенку, становясь оберегом. Особо ценились яркие тряпочки, красный цвет сам по себе служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Обычно «потешу» шили матери, бабушки, старшие сестры, но с пяти лет крестьянская девочка уже владела традиционными приемами изготовления тряпичной куклы.

Руководитель студии «Обережная кукла» Людмила Тихонова.

Каких только кукол нет в «Радушеньке»! Самые традиционные – «столбушки»,  в их основе использовались столбики из бересты, чурбачки, палочки, тряпичные валики или бутылки. Если в бутылку бросить сухой горох, то «столбушка» будет еще и погремушкой.

В основе куклы «крестушки» — сложенные крест-накрест деревянные палочки, более длинная в форме рогатки – для туловища и ног, другая, покороче, прямая – для рук.  Есть также куклы на палочке, узелковые, пеленашки, скатки, набивные куклы-мешочки и т.д. Между прочим, разнообразные тряпичные куклы бытовали в деревне и малых провинциальных городах России вплоть до середины XX века.

Обережные куклы обязательно делались безликими, так как они считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил и значит, безвредным для людей. В безликости кроется главная обережная функция игрушки, которая должна была принести ребенку благополучие, радость, здоровье.

 

То, как организовано обучение ремеслам в «Радушеньке» восхищает и вселяет оптимизм. ведь это тоже в каком-то смысле возвращение к храму.

Самый простой способ поддержать прекрасный опыт русских мастеров и сами ремесла – приобрести в качестве сувенира какую-нибудь полезную вещицу из коллекции шоу-рума «Радушеньки». Здесь представлена изящная мебель из лозы, домотканые дорожки, изделия из бересты, текстиль, куклы, магниты, и т.д. Настоящий сувенирный рай! Более качественных, аутентичных и доступных по цене «правильных» русских сувениров не сыскать!

К Бродскому в Норинскую за справедливостью.

Приглашает первый в мире музей Иосифа Бродского

Туристско-информационный центр Коноши