Париж из окна автобуса

Первые впечатления от Парижа у всех разные, чаще – весьма сдержанные, не всегда оправдавшие ожидания. Опытные путешественники говорят, чтобы прочувствовать Париж, его нужно протоптать, не единожды изучить тихие улочки в стороне от туристических троп, купить хрустящий багет в частной пекарне и съесть его вместе с голубями в каком-нибудь парке или выпить чашечку кофе в уличном кафе, разглядывая прохожих. Парижане очень общественный народ, их образ жизни отразился на устройстве городского пространства и чтобы понять всю эту прелесть, надо просто расслабиться и позволить городу вести вас за собой. Но сумки советую держать перед собой – в крупнейшем туристическом центре мира карманники не дремлют!

Обзорная экскурсия по Парижу на автобусе – идеальный вариант, чтобы получить представление о структуре города и наметить свой пешеходный маршрут, когда выпадет свободное время. В туре «Пять столиц Европы» Парижу отведено 3 дня, поэтому времени хватает на обязательную и личную программу.

Мы въехали в город по авеню Шарля де Голля и по Елисейским полям – просторному, оживленному проспекту, не совсем ухоженному в связи с ремонтными работами, но все равно – самому широкому и респектабельному в Париже.

Впрочем, когда впереди показалась Триумфальная арка, все взгляды были прикованы только к ней. Перед самой площадью автомобильный трафик стал весьма напряженным, в немалой степени из-за беспечных туристов, собирающихся на центральном островке проезжей части для того чтобы сфотографироваться на фоне знаковой достопримечательности. Памятник был построен по распоряжению Наполеона в ознаменование его побед архитектором Жаном Шальгреном в 1836 году.

Сегодня внутри Триумфальной арки разместился музей, посвящённый истории её строительства, знаменитым парадам и церемониям, проходившим в ее сени, включая историческое шествие траурного кортежа с прахом Наполеона 15 декабря 1840 года.

Вокруг арки установлено ограждение из ста гранитных тумб, соединённых между собой чугунными цепями – это напоминание о «ста днях» правления Наполеона.

Мы огибаем арку и продолжаем движение по Елисейским полям в самое сердце Парижа – площади Согласия, увенчанной луксорским обелиском фараона Рамзеса II, который египетский правитель Мехмет Али подарил французскому правительству в 1831 году. А то, в свою очередь, решило придать ему более роскошный вид, водрузив на верхушку сверкающий наконечник из чистого золота.

По обе стороны от обелиска со временем появились два великолепных фонтана – уменьшенные копии монументальных сооружений с площади Святого Петра, в память о единственном городе-побратиме Парижа – Риме. Горожане уверены, что только Вечный город может составить им достойное партнерство.

Один фонтан посвящен стихии рек, второй – морей, и не случайно – на площади Согласия находится Министерство морского флота Франции.

Как правило, здесь туристические автобусы делают остановку, предоставив возможность пассажирам подойти к обелиску, рассмотреть золоченые иллюстрации этапов его транспортировки, прогуляться до фонтанов или заглянуть в сад Тюильри. Впрочем, на огромной площади внимание привлекают не только исторические сооружения, но и современные арт-объекты.

Надо отметить, что ориентироваться в Париже довольно просто. Его историческая ось лежит строго по Елисейским полям, через Триумфальную арку, площадь Конкорд (Согласия), дальше через Королевский сад Тюильри, поворачивает на запад через арку на площади Каррузель и заканчивается у статуи Людовика XIV в Лувре.

Вообще, продуманной планировке города парижане обязаны архитектору Жоржу Осману, получившему от Наполеона III неограниченные полномочия в деле глобальной перестройки столицы.  До этого Париж представлял собой хаотичный лабиринт узких, грязных улочек, покосившихся готических зданий, небезопасных гетто и нагромождение форм и стилей.

Период крупных архитектурных преобразований начался в 1853 году в унисон с «Прекрасной эпохой» («Бель-эпок»), ознаменованной подъемом экономики, науки, искусства, литературы, появлением новейших технологий, бульваров, кафе и кабаре, общественных свобод и всеобщего оптимизма. Во всех смыслах это был золотой век Парижа.

Осман взялся за дело радикально, он безжалостно снес большую часть старых домов и разметил новую уличную сеть Парижа вдоль главных осей, которые удобно соединяли районы, создавали великолепную перспективу и открывали взору замечательное архитектурное наследие старого города. Бель-эпок в архитектуре подразумевал смешение различных стилей: неовизантийского, неоготического, классицизма, модерна, ар-нуво, но при полном подчинении единой концепции городского пространства – высота зданий, конструктивные особенности, оформление фасадов.

Тогда же в строительстве стали использовать новые материалы – железо, листовое стекло, плитку и железобетон. Апогей стиля «прекрасной эпохи» – Эйфелева башня, построенная в 1889 году как входная арка парижской Всемирной выставки 1889 года.

Всем известно, что Эйфелева башня – временное сооружение и ее стоимость (7,8 млн франков) окупилась уже за период работы выставки. Решение сохранить «железную даму», предоставив ее смотровые площадки на откуп туристам, оказалось более чем разумным. Сегодня Эйфелева башня стала самой посещаемой достопримечательностью мира –  7 млн человек в год, и по этой же причине она заняла первое место в рейтинге самых разочаровавших туристов достопримечательностей – увы, на ней постоянно пребывает слишком много народу, чтобы можно было насладиться видом.

Днем любоваться Эйфелевой башней лучше всего с площади Трокадеро, что на вершине одноименного холма. Это еще одна обязательная остановка всех автобусных экскурсий. Удобная площадка между двумя зданиями выставочного центра, каскады ступенек, скамейки создают идеальные условия для созерцания и фотосессий.

А вот подсветка Эйфелевой башни и световое шоу эффектнее смотрится на фоне темного неба, поэтому вечером туристы перемещаются на нижнюю площадку, со стороны Марсова поля.  В начале каждого часа начинается световое шоу – ровно три минуты башня переливается и сверкает как новогодняя елка.

Едем дальше и рассматриваем «типовые» многоквартирные дома, построенные при Османе. Впоследствии они стали более декоративными и вычурными, отвечая требованиям стиля модерн – достойное обрамление знаменитых парижских бульваров – широких улиц с зелеными аллеями посередине, которые возводились с XVII века на месте полуразрушенных крепостных сооружений. Кстати, слово «бульвар» обозначает оборонительная стена или вал (от голландского bolwerc). Парижане придумали на остатках таких валов высаживать деревья и устраивать прогулочные аллеи. Самые старинные расходятся тремя кольцами от древнейшей части Парижа, острова Ситэ, другие – отходят под разными углами от Сены. Парижские бульвары признаны красивейшими улицами Европы, с двойными или тройными рядами платанов и стильными домами со срезанными углами.

Очень интересно наблюдать через лобовое стекло автобуса как стройная парижская авеню завершается очередным архитектурным шедевром (тут других просто нет). Например, ансамбль короткой улицы Руаяль замыкает жемчужина французского классицизма –  церковь Мадлен.  Прообразом для ее строительства послужил храм Мезон Карре в Ниме. Античные колонны, глухие стены, свет, льющийся через свод, но в убранстве – классический католический собор. Христианскую сущность подчеркивает скульптурная группа «Страшный суд» на фронтоне главного фасада.

Или Гранд-опера – потрясающий образец эклектичной архитектуры в стиле боз-ар, эффектно вписанный в конце проспекта Оперы. От этого дворца муз невозможно оторвать глаз! Именно так и представляешь себе  легенду – один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира.

У туристских автобусов в Париже трудная судьба – им нигде не разрешают останавливаться более, чем на пару минут. На Вандомской площади, как только мы вышли, чтобы сфотографировать королевский ансамбль, появились строгие полицейские на мотоциклах и потребовали немедленно освободить территорию. К этому надо быть готовыми. Снимаем на ходу.

Классический облик, задуманной в честь Людовикa XIV Вандомской площади сформировался к 1720 году и сегодня оригинальный ансамбль старого города входит в пятерку красивейших площадей Парижа. В ее центре красуется 44-метровая Вандомская колонна со статуей Наполеона наверху, выполненная в 1810 году по аналогии с римской колонной Траяна. Еще недавно туристы могли подняться на обзорную площадку сооружения, но после того, как там забыли и заперли на сутки пару польских товарищей, эту возможность прикрыли.

На Вандомской площади находится штаб-квартира бренда Chanel, бутики Cartier  и Chaumet, но местом паломничества туристов она стала благодаря отелю «Риц» – старейшему очагу роскоши и комфорта Парижа, который нынче принадлежит египетскому миллиардеру Мохамеду аль-Файеду – отцу погибшего вместе с принцессой Дианой Доди аль-Файеда.

Как известно, ночью 31 августа 1997 года с Вандомской площади из отеля «Риц» выехал черный Мерседес, унося пару на трагическую встречу со Смертью в тоннеле под площадью д’Альма. Еще одна печальная история великого города.

К счастью, автобусам разрешено довольно медленно двигаться по улицам Парижа, и мы успеваем все рассмотреть, но новая волна эмоций накрывает нас при выезде на набережную Сены. С левой стороны тянутся могучие стены Лувра, при солнечном освещении они выглядят вполне дружелюбно, а справа раскрываются одна за другой прекрасные виды города – на Консьержери, Дом Инвалидов, Эйфелеву башню, Нотр Дам, и пр. Сами набережные, обрамленные вековыми платанами и тополями, имеют несколько уровней, удобные спуски к воде и множество уютных мест отдыха. Вот, где стоит обязательно прогуляться!

Властям города пришлось немало постараться, чтобы разгрузить транспортные пути вдоль Сены и превратить ее берега в прекрасные зоны отдыха. Глядя на это великолепие, понимаешь, почему неповторимые набережные Парижа внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парижане обожают Сену и любовно называют ее главной улицей города.  Река протекает в его черте более чем на 12 км. и отражает 37 мостов и несколько десятков памятников архитектуры.

На гранитных парапетах кипит жизнь: кое-где отрабатывают пленеры художники, устраивают танцевальные марафоны любители сальсы, пикники – демократичные оригиналы, изысканные обеды в плавучих ресторанах – толстосумы, есть даже место (на Жоржа Помпиду), где насыпают мягкий песочек и открывают летний Парипляж с настоящими пальмами.

Знаковое место для петербуржцев на Сене – мост Александра III, перекинутый между Домом инвалидов и Елисейскими Полями. Он был заложен в ознаменование Франко-русского союза и строился русскими мастерами в унисон с французами, которые возводили ответный Троицкий мост в Санкт-Петербурге. Эдакая культурно-политическая акция по сближению двух государств.

В Париже мост открылся накануне Всемирной выставки 1900 года. Царь Николай II назвал его в честь отца – императора Александра III. Выполненный в стиле боз-арт, изящный мост украсили декоративные фонарные столбы с бронзовыми аллегориями  Науки, Искусства, Промышленности и Сражения, а в центре арок над водой расположили фигуры нимфы Сены с гербом Франции и нимфы Невы с гербом императорской России.

Остров Сите проезжаем очень медленно, благоговейно, но без остановки – в колыбели французской столицы очень трудно припарковаться и не затеряться в толпе туристов. Особенно людно на площади перед собором Нотр-Дам, который ежегодно посещают 14 миллионов человек.

Кафедральный собор архиепархии Парижа строился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли довольно долго – с 1163 по 1345 год, на фундаменте галло-римского храма Юпитера. Только представьте, какое это сильное место! К тому же, в соборе хранится одна из величайших христианских реликвий – Терновый венец Иисуса Христа, привлекающая тысячи паломников.

И это еще не все! На площади перед Нотр-Дам находится центр мира – бронзовый компас в мостовой, «нулевая точка» – point zero, от которой отсчитывают расстояния Парижа и всего мира.

Переезжаем на левый берег Сены и оказываемся в Латинском квартале – владениях университета Сорбонна, где строгие фасады учебных зданий соседствуют с симпатичными жилыми домами и скверами. Чего только стоит Люксембургский сад!

Сегодня в понятие Латинский квартал на склонах холма Св. Женевьевы помимо исторически сложившегося комплекса Сорбонны, относятся и другие высшие учебные заведения Парижа. На местных улицах заметно больше молодежи, которая привносит в академические декорации легкость студенческой беззаботности.

Центральный вход на Архитектурный факультет Сорбонны.

Возле церкви Св. Женевьевы – культовом месте Франции, где покоятся ее выдающиеся сыны и дочери создана очень необычная зона отдыха. Огромные волнообразные деревянные помосты напоминают палубы кораблей, на которых можно не только посидеть, но и полежать. Пафос самого здания, государственный флаг и надпись на входе в Пантеон: «Великим людям благодарная отчизна», отнюдь не мешает обитателям Латинского квартала рядом наслаждаться жизнью. В этом весь Париж!

Самая удобная точка для обеда автобусных групп в центре Парижа – кафе Self Service Food в галереях на улице Риволи напротив сада Тюэльри. Дело в том, что в Париже не так много ресторанов, где можно комфортно посадить и быстро накормить группу из 50-ти человек. Во французских традициях – небольшие, семейные предприятия, подразумевающие авторскую кухню и неспешное обслуживание. Если есть время, надо обедать именно там, а если нет, то пользоваться бюджетной палочкой-выручалочкой для туристических групп в самом центре среди сувенирных развалов и в двух шагах от главной достопримечательности города – Лувра.

На мой взгляд, наиболее красивый проход к Лувру лежит через сад Тюильри – самый старинный королевский парк Франции, заложенный по указанию Екатерины Медичи в 1564 году возле одноименного дворца. Сегодня по-королевски облагороженный зеленый массив в центре Парижа занимает территорию между площадью Согласия, улицей Риволи, Лувром и Сеной, и открыт для свободного посещения.

Любители аккуратно подстриженных газонов, кустарников, деревьев, геометрических клумб найдут здесь немало поводов для восхищения мастерством французских садовников. Типичный регулярный парк прирученной природы и невероятных возможностей по формовке самшита. Кстати, аромат самшита будет преследовать вас во всех зеленых зонах Парижа.

Растения в парк Тюильри привозили из разных уголков мира, и теперь их коллекция насчитывает свыше трех тысяч экземпляров.

Сад Тюильри ещё называют музеем скульптур под открытым небом, ибо в нем собрана уникальная коллекция пластики со времен античности до смелых экспериментов современных творцов. Например, «Поцелуй» Родена, «Паук» Луизы Буржуа, «Добрый самаритянин» Франсуа Сикара», Мраморный Сфинкс из Севастополя и другие яркие работы, которые необычно вписаны в дворцово-парковый ландшафт.

Стройные ряды деревьев, белый гравий на дорожках, рэтро-скамеечки, стулья у фонтанов, все располагает к неге и приятному времяпрепровождению. Здесь довольно людно, но парижан легко определить по свободной позе, импровизированному перекусу в каком-нибудь укромном местечке или по коляскам с детьми. Тюильри чем-то напоминает наш Летний сад, но более обжитой и демократичный.

Со стороны Лувра перспективу центральной аллеи завершает Триумфальная арка в стиле ампир, возведённая на площади Каррузель перед дворцом Тюильри – именно так захотелось Наполеону увековечить свои  ратные подвиги.

Оставляем центр и отправляемся на Монмартр – самый высокий холм Парижа, немного в стороне от исторического центра. Еще в прошлом веке это был пригород Парижа, дешевая, но живописная окраина.

Здесь жили и творили Ренуар, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Утрилло, Аполлинер; чуть позже – Пикассо, Брак, Модильяни. Бедные художники и поэты снимали комнатушки в ветхом бараке Бато-Лавуар, где не было света и газа и всего лишь один водопроводный кран на пять этажей. Излюбленными местами встреч парижской богемы были местные кафе и кабаре «Чёрный кот», «Мулен Руж» и «Проворный кролик».

В конце XIX века Монмартр стали облагораживать. На самой вершине холма (130 м) в 1914 году воспарил Сакре-Кёр или «базилика Сердца Христова». Архитектор Поль Абади построил католический храм в римско-византийском стиле, средства на него собирали местные жители по общественной подписке.

Надо обязательно подняться по каскаду лестниц, останавливаясь после каждого марша и оглядывая панораму города. Впрочем, для ленивых есть фуникулер.

Холм специально обустроен для отдыха и прогулок горожан. На скамейках или прямо на зеленых газонах можно отдохнуть, перекусить и продолжить восхождение. Здесь много семей с детьми и влюбленных.

Посидеть на ступеньках перед Сакре-Кёр – обязательный туристический ритуал.

Многие выстраиваются в длиннющую очередь перед входом в базилику, желая увидеть изнутри великолепные витражи и монументальную мозаику на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним».

Слева от храма начинается самый прославленный квартал, где на рубеже XIX и XX веков жили и творили великие художники Парижа. Правда, великими они стали только после смерти, а до того кое-как перебивались на случайных заказах, и часто расплачивались в кафе своими произведениями.

Сегодня Монмартр оккупирован художниками-портретистами, карикатуристами и графиками. За небольшую плату (в среднем 15-20 €) они предлагают праздно шатающимся туристам нарисовать экспресс-портрет или карикатуру. Недостатка в желающих нет.

Туристический Монмартр – это милые домики, открытые кафе, художественные галереи, заоблачные цены и свободные художники. Толпы туристов осаждают главным образом Сакре-Кёр и площадь Тертр.

Если свернуть в любую улочку, то непременно наткнетесь на легендарное место – здесь жил Тулуз-Лотрек, там погиб Модильяни, это дом последнего периода жизни Далиды, а это любимое кафе встреч молодых и дерзких творцов Серебряного века и т.д.

С северной стороны холма Монмартр тоже есть симпатичный спуск по ступенькам к метро Жюли Жофрен – менее парадный, но не менее живописный.

Час свободного времени на Монмартре пролетает незаметно, и если двигаться в сторону Мулен Руж, заложив приличный крюк вокруг холма через кладбище, получится очень интересный маршрут по нетуристический части Парижа – тихой и пустынной.

Мулен Руж – шикарное место для встречи и посадки в автобус групп туристов. Здесь есть что посмотреть и перекусить в колоритных бистро за углом, на улочке Лепик.

Легендарное кабаре Парижа Мулен Руж строилось на бульваре Клиши специально к началу Всемирной выставки в Париже, наравне с Эйфелевой башней, дабы удивить гостей столицы красочным шоу. А близость квартала красных фонарей у площади Пигаль добавляла пикантности в общий концепт заведения.

Сегодня ярко красную мельницу Парижа на площади Бланш по-прежнему осаждают туристы, вокруг снуют перекупщики билетов, торговцы сувенирами и печеными каштанами на «горячих» тележках.

Трудно поверить, но созданное сто лет назад шоу «Феерия» до сих пор считается лучшим в репертуаре кабаре и неизменно собирает полные залы. В этом представлении задействованы лучшие танцоры, около 1000 костюмов и роскошные декорации. Стоимость места за столиком с бокалом шампанского – 100 Евро и еще никто не пожалел этих денег – искрометный канкан обладает невероятной энергетикой!

Долгожданный для женской части группы пункт программы в Париже – музей парфюмерии легендарного дома Fragonard, который с 1926 года производит духи и косметику на юге Франции, в столице парфюмерного дела городе Грасс.

Обычно экскурсия длится 20 минут и этого вполне достаточно, чтобы узнать историю создания духов, вспомнить фильм «Парфюмер», заглянуть в старинный перегонный аппарат и рассмотреть всевозможные флакончики. Стоит задержаться у главного экспоната музея – парфюмерного органа – это своеобразный рабочий стол парфюмера, где собрана коллекция  ёмкостей с натуральными и синтетическими ароматическими эссенциями.  Из них лучшие  «носы» Fragonard создают свои эфемерные шедевры.

После этого, вдохновленные гости переходят в презентационный зал, где могут выбрать понравившиеся ароматы прославленной марки по очень выгодным ценам.

Париж – мега-комфортный город с точки зрения климата, среды, логистики, архитектуры, очаровательных деталей. Меня поразило небо над городом. Погода здесь меняется так стремительно, что утренняя серость и накрапывающий дождик еще не повод для хандры, потому что через час точно выглянет солнце, а небо станет голубым с живописными (как все в Париже), облаками.

Не секрет, что Париж – самый посещаемый город Европы – 18 млн туристов в год! Туристическая машина работает безукоризненно, хотя перегруз ощущается даже в межсезонье. Понятно, что в «центре мира» все очень дорого, включая отели. Более-менее сносный туристический класс (2*-3*) можно найти только в предместьях за 50€ в сутки, плюс чисто символический завтрак за 10€. Наших туристов часто удивляют теснота комнат и сомнительный сервис в отелях. Это правда! Увы, Парижу не надо стараться привлекать туристов, у него другая проблема – сократить их количество.

Поэтому иногда приходится соглашаться с некоторыми ограничениями и шероховатостями ради удовольствия видеть город-праздник, хотя бы раз в жизни, коротко, из окна автобуса.

Кто ездит в автобусные туры?