Марракеш – красный город джинов
Своей популярностью Маракеш обязан парижской элите – художникам, артистам, дизайнерам, кинематографистам, увидевшим в нем неповторимую магию Магриба, сказочную шкатулку с двойным дном, где хранятся несметные сокровища могущественных джинов. Первым был художник Жак Мажорель, потом Ив Сен-Лоран, Ален Делон, графиня Ротшильд. Известно, что сегодня среди владельцев старинных вилл – риад Марракеша числятся многие современные звезды: Брэд Питт, Мадонна, Наоми Кэмпбел, Жан-Поль Готье, Леонардо ди Каприо. За последние сто лет город стал очень космополитичным, здесь выросли многочисленные европейские отели, рестораны, ночные клубы, тем не менее, он сумел сохранить свой неповторимый дух и цвет. Маракеш – «красный город», яркая терракота стен его домов и улиц, так красиво контрастирующих на фоне заснеженных Атласских гор, по-прежнему манит и вдохновляет путешественников. Это самый посещаемый туристами город Марокко, хотя, при поверхностном знакомстве, не совсем понятно, почему?
В 1924 году ландшафтный дизайнер, французский художник Жак Мажорель купил участок земли на краю большой пальмовой рощи на окраине Маракеша. В течение сорока лет он трудился над созданием великолепного сада, «чтобы ангелы в раю умерли от зависти»! Ему это удалось. Сейчас собрание экзотических растений представляет 1 800 видов кактусов, 400 разновидностей пальм, а также кипарисов, туй, эвкалиптов, агав и т.д.
В центре сада Мажорель разместил свою студию – павильон в мавританском духе и в стиле ар деко, где он работал до самой смерти. К дому стекается сеть пересекающихся тропинок со всех уголков сада.
Настоящая роскошь для Африки – это изобилие водных атракций в парке: ручейки, фонтаны, бассейны, каналы, ведущие к квадратному водоему с зарослями кувшинок и лотосов, где нежатся на солнышке маленькие черепашки.
Новаторская идея Мажореля – раскрасить в яркие цвета дом, а также декоративные элементы сада (бордюры аллей, керамические чаши, борта бассейнов, шпалеры), родилась под впечатлением традиционных декораторских приемов жителей горных деревушек Высокого Атласа. Причем цвета он использовал вызывающе-насыщенные: зеленый, красный, и потрясающий ультрамариновый, который с тех пор во всем мире стали называть «синий Мажореля». Кстати, в Марокко синему цвету приписываются мощные защитные свойства, считается, что он отгоняет злых джинов от человека (вспомните синие одежды туарегов) и домов.
После смерти художника в 1962 году, его владения купил модельер Ив Сен Лоран и Пьер Берже, они отреставрировали поместье и добавили к цветам Мажореля еще ярко-желтый – в детали дверей, решетки и вазы. Сегодня сад в два раза меньше, чем был когда-то, но он так же прекрасен, ухожен и романтичен, это популярный туристический объект, дом художника частично превращен в музей исламского искусства.
Марокканцы очень гордятся садом Мажореля, а для французов, прибывающие в страну – долг чести посетить это культовое место.
Маракеш – один из четырёх древних столиц Марокко, расположен в 250 км от океана, на равнине Хауз, у подножия гор Высокого Атласа. Его самая высокая вершина Джбель Тишка (3240 м.), круглый год соблазнительно сверкает белоснежными склонами, где французы построили первые горнолыжные курорты.
Марекеш был основан примерно в 1060 году Абу Бакром ибн Умаром из династии Альморавидов, и в течение ста последующих лет служил могущественному правителю столицей. Считается, что город дал название всей стране, а на период правления Якубы аль-Мансура (1184 -1199 гг), приходится Золотой век Марракеша. Именно тогда была построена мечеть Кутубия с самым высоким минаретом (77 метров), которая до сих пор остаётся символом города.
К сожалению, после частичной перестройки в XII веке интерьеры мечети утратили прекрасные фрески, изразцы, но общий облик здания и красивый сад вокруг сегодня радуют глаз и дарят прохладную тень пытливому туристу.
Медина (Старый город) Марракеша, причисленная в 1985 году к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО, на первый взгляд ничем особенным не выделяется – ровные, терракотово-красные, глинобитные стены зданий и укреплений, хаотичные улицы, маленькие дворы… Но стоит войти в какой-нибудь дом, как попадаешь в рай на земле! Это риад (в переводе с арабского «сад») – традиционный глухой марокканский дом, из двух-трех этажей, построенный по периметру внутреннего дворика, куда выходят все окна, лестничные марши и террасы, откуда естественный свет проникает во все комнаты дома. Во дворе обустраивалась зона отдыха с бассейном, фонтаном, небольшим садом из апельсиновых деревьев, цветов и газебо – павильоном для чаепитий с лежанкой. Невольно представляется сладкая сцена из жизни восточного гарема с полуобнаженными одалисками… Впрочем, на самом деле все так и было – красота риад скрыта внутри, они создавали уют и негу своему состоятельному хозяину, укрывали от посторонних глаз его частную жизнь и женщин. Обычно, большой дом объединял под одной крышей 3-4 поколения семьи.
Сегодня в Марокко сохранилось около 4000 старинных риад в мединах бывших столиц (Маракеш, Мекнес, Фес, Рабат), но содержать их и жить в них – дорогое удовольствие, поэтому многие владельцы продают свои родовые гнезда иностранцам или устраивают в них атмосферные отели, рестораны.
Как правило, внутренняя отделка риад выдержана в традиционном марокканском стиле: на стенах круговые орнаменты из зелижей – разноцветной глазурованной плитки, кессонированные деревянные потолки, роспись, арочные решетчатые проемы окон, резные двери, покрытые медной чеканкой. Все это великолепие характерно для марокканской дворцовой архитектуры, и по сей день оно вдохновляет современных дизайнеров, привлекает туристов.
Риад – идеальный дом для южных широт, защищающий обитателей от жары. Как известно, летом в Марракеше температура воздуха может достигать +50 C°, в то время как в риаде она будет всего +25 C°, благодаря прохладному источнику воды, тени густой кроны деревьев и продуманной системе циркуляции воздуха.
Самые интересные рестораны Маракеша, конечно, размещены в риадах, где воссозданы изысканные интерьеры: будь то бассейн в центре патио с яркой ковровой мозаикой на дне, или пышный зеленый сад с переливами поющих фонтанов, или шатры из струящихся тканей с уютными подушками. Каждый риад отличается какой-то особой атмосферой расслабленности и неги, потрясающими дизайнерскими решениями, мастерски соединившими антикварные предметы с современной мебелью, сантехникой и т.п. Да, они похожи, но каждый со своей изюминкой. Обед в ресторане-риаде Dar Moha, например, запомнился как раз мозаичным бассейном, благородным блеском бронзовых подсвечников и… пикантной подборкой мезе – маленьких закусочек и салатов, подаваемых перед основным блюдом.
Ужин в Palais Аrabe рядом с площадью Джемаа-эль-Фна произвел впечатление не столько пышными коврами, вкусной едой, сколько великолепным обслуживанием и развлекательной программой с традиционными танцами живота.
Маракеш дарит много неожиданных откровений. За протяженной крепостной стеной медины простирается древняя пальмовая роща, где так приятно прогуляться на закате. Город вообще славится своими садами и парками. Помимо уже упомянутого сада Мажореля, следует выделить оливковую рощу Менара и великолепные сады Агдал.
Дворец Бахия («дворец красавицы») – хорошо сохранившийся образец гражданской мусульманской архитектуры конца XIX века, построенный для двух визирей. Первый служил султану Си Мусса, другой – Бахмаде.
Как и риады, снаружи дворец ничем не примечателен. Все внимание архитекторов было сосредоточено на внутреннем убранстве 150 покоев – приемных, залов, спален и прочих комнат, украшенных зелижем, резьбой по камню и дереву, расписными орнаментами, инкрустированными потолками. Анфилада комнат создает причудливый лабиринт вокруг центральной площади, выложенной из мраморных плит с неизменным фонтаном посередине. Двор по всему периметру окружен изящной галереей с зеленой черепичной крышей.
Женская часть дворца была построена для гарема визиря Ахмеда Бен Муссы, его 4-х жен и 24-х наложниц. Слухи о невероятной роскоши внутреннего убранства Бахии дошли до султана, она «колола ему глаза», поэтому, когда визирь умер, завистник экспроприировал его имущество.
Дворец Бахия пустовал более десяти лет, а потом в нем обустроили резиденцию Луи Юбера Гонзалва Лиотэ – маршала Франции и управляющего колонией Марокко. Он был сторонником так называемого «просвещенного» колониализма и ратовал за сохранение памятников традиционной марокканской архитектуры.
Для туристов прогулка по дворцовому комплексу – это увлекательный квест между жилыми помещениями и патио – внутренними дворами, где разбито несколько прекрасных садов с фруктовыми деревьями и цветниками, проложены тенистые аллеи с изящными беседками и фонтанами.
Сердце Маракеша – площадь Джемаа-эль-Фна (Jemaa-еl-Fna) переводится с арабского как «место, где царит смерть» или «площадь отрубленных голов» и это не метафора, а прямое указание на то, что в древности на этом месте публично казнили преступников.
Сегодня просторная площадь занесена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Ценность представляет даже не она сама, а то, что на ней происходит. Представьте, в наш век высоких технологий, люди собираются здесь кучками, специально послушать сказочников, посмотреть фокусы бродячих факиров, глотателей шпаг, заклинателей змей, сделать ставки на петушиных боях, снять порчу или погадать у колдунов и т.д. Вот это действительно удивляет и впечатляет! Незаметно для себя сам становишься зевакой, замирая где-то в толпе вокруг ряженого балаганщика.
На Джемаа-эль-Фна ни на минуту не затихает жизнь. Днем уличные лицедеи дают свои представления, а вечером площадь превращается в огромный демократичный ресторан под открытым небом: дымятся чаны с мясом и рисом, торговцы зазывают попробовать экзотические блюда, ароматы возбуждают аппетит и пройти мимо невозможно! Перед столиками располагаются музыканты в черных колпаках – гнауа, которые под заунывную музыку быстро впадают в транс, чуть поодаль выступают акробаты и жонглеры с огненными булавами… Зрелище завораживает!
Самое интересное, что все представления на площади Джемаа-эль-Фна устраиваются не для туристов, а для местного населения – они главные зрители, поэтому все выглядит очень достоверно, поистине ожившая марокканская экзотика. Без джинов тут точно не обходится! Правда, фотографировать ее затруднительно – некоторые «артисты» реагируют агрессивно, другие – требуют денег, третьи – увязываются следом, предлагая какие-то сомнительные услуги. Стоит запастись терпением и мелочью, чтобы снять колоритные кадры.
Не будет преувеличением сказать, что вся жизнь города бурлит на этой площади, и к ней ведут все основные туристические маршруты, в первую очередь – любителей экзотического шопинга. С площади удобнее всего начинать погружение в самый большой рынок Марокко.
Это «Чрево Марракеша», город в городе, занимающий огромную площадь, на которой расположены тысячи магазинчиков, лавок, образующие целые кварталы и лабиринты улиц. Есть выделенные зоны, где торгуют кожей, светильниками, металлическими изделиями, целая галерея ковров, дальше – керамика, специи, отдельно – ткани, здесь же их красят и по улицам стекают ручьи натуральных пигментов. Туристы посещают рынок в сопровождении гида, чаще всего из любопытства и весьма поверхностно, вглубь заходить решаются не все, там легко потеряться.
Шоппинг в Марокко – это увлекательное приключение в поисках настоящих сокровищ «сорока разбойников». Любая сувенирная лавка там выглядит именно так. Глаза разбегаются от обилия прекрасных изделий чеканщиков, керамистов, кожевенников и ткачей. Иногда, рядом с туристическим новоделом можно откопать нечто стоящее. Говорят, все лучшие антикварные вещи до нас вывезли французы и европейские дизайнеры интерьеров, но счастливые находки все равно случаются. Как во всех арабских странах, процесс торга в марокканских лавках происходит как театральный ритуал и мучительно долго с точки зрения европейца.
Для удобства туристов в Маракеше открыли огромный государственный центр сувениров, где можно купить любую приглянувшуюся вещь по разумной фиксированной цене и при гарантии качества. Причем сувениры здесь не только марокканские. Забавно было видеть на соседних полках китайский фарфор, индийскую чеканку или японские сервизы…
Художественный дух Маракеша проявляется в огромном числе галерей, литературных кафе, музеев, изысканных ресторанов с террасами, где встречается творческая интеллигенция – экспаты из Европы, чтобы обменяться идеями.
А еще Маракеш славится своими потрясающими отельными комплексами, впитавшими лучшие традиции мавританского искусства жизни и культуры гостеприимства – уют, комфорт, красота, освежающие бассейны, расслабляющие СПА-зоны.
Современная тенденция – строительство шикарных отелей в зеленых пригородах Маракеша. Например, Palmeraie Golf Palace 5* – респектабельное пространство из высотных корпусов и вилл с бассейнами, садами и гольф-полями.
Легенда Маракеша – отель La Mamounia, расположенный в исторической части города, в окружении живописных садов, принадлежавших некогда принцу Малаю Мамуни, правителю Марракеша. Сегодня отель – собственность королевской семьи, и говорят, сам Мухаммед VI-й согласовывал отделку внутренних помещений и убранство его стен во время последней реновации.
Отель на 209 номеров считается лучшим воплощением истинного марокканского стиля, над созданием которого в 1928 году трудились знаменитые французские дизайнеры, включая Жака Мажореля. Фрески его кисти бережно сохраняются, а портрет маэстро висит на самом почетном месте.
La Mamounia славится своим казино и просторным SPA-центром (2500 кв. м). В отеле четыре ресторана и пять баров, которые признаны лучшими в Марракеше и пользуются популярностью среди именитых гостей отеля и состоятельных горожан. Стоит ли говорить, что в ресторанах отеля работают французские повара – обладатели мишленовских звезд, а обед, приготовленный для нас, был верхом совершенства!
На всякий случай, менеджеры отеля озвучили нам новинку – фирменное предложение выходного дня от La Mamounia. Выглядит оно так: клиента из собственного дома (в любом городе мира) на лимузине привозят в аэропорт, сажают в частный самолет и отправляют в Маракеш, здесь его, опять же на лимузине встречают, отвозят в отель, селят в роскошные апартаменты с личным поваром, джаз-оркестром и прочими приятными мелочами. Цена предложения – 100 000 евро за два дня.
Как добраться?
Сегодня долететь до Маракеша из Санкт-Петербурга можно на стыковочных рейсах авиакомпаний S7 Airlines и национального авиаперевозчика Марокко – Royal Air Maroc, которые заключили код-шеринговое соглашение о партнерстве. Это значит, что вся дорога состоит из трех перелетов:
Санкт-Петербург – Москва (S7 Airlines)
Москва – Касабланка (Royal Air Maroc)
Касабланка – Марокеш (Royal Air Maroc)
Пассажирам оформляется единый авиабилет на весь перелет, а багаж регистрируется сразу до конечного пункта следования.