Новая жизнь Смольного собора

Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор – одно из великих творений зодчего Растрелли в Санкт-Петербурге в стиле елизаветинского барокко. Храм был заложен в 1748 г. изволением императрицы Елизаветы Петровны, а освящен 20 июля (2 августа по новому стилю) 1835 г. Достраивал интерьеры собора другой знаменитый архитектор — В. П. Стасов, уже в начале ХIХ века.
Император Николай I присвоил ему статус собора всех учебных заведений в память своей матери, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны.

Собор стал «родным» для смолянок – воспитанниц первого высшего женского учебного заведения России – Воспитательного общества благородных девиц, возникшего в 1764 г. в монастырских корпусах, окружающих собор. Сейчас репродукции картин знаменитых смолянок висят на стенде слева от входа, здесь обычно начинаются экскурсии для сборных групп по субботам и воскресеньям в 13.00, 14.30 и 16.00, в другие дни по предварительным заявкам. Пожертвование — 200 р., студентам и пенсионерам – бесплатно.

Смольный собор строился дольше всех зданий в Санкт-Петербурге на месте, которое некоторые считают магическим. По этому поводу есть легенда, связанная с нумерологией: собор строился 87 лет, служил он тоже 87 лет и ровно столько же он стоял закрытым. Что бы это значило, пока не понятно. Хотя обе цифры несут положительный заряд, но влияние их на судьбу здания было неоднозначным. Главное – собор пережил все невзгоды, и сегодня активно возрождается.
Из сохранившихся описаний известно, что огромный зал Смольного собора вмещал до 6 000 человек, и был украшен мрамором, лепниной в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин. Справа под балдахином было устроено Царское место, с другой стороны — кафедра для чтения проповедей. Белые иконостасы покрывала золоченая резьба, а перед алтарем — установлена великолепная балюстрада из хрусталя и бронзы. Запрестольный образ и ещё несколько икон, в том числе «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института», написал художник Алексей Венецианов.

Как известно, революция не щадила церковь, поэтому в 1922 году новая власть изъяла из собора ценности и закрыла его для прихожан на долгие годы. В 1974 году в нем был открыт филиал музея истории Ленинграда, а в 90-е Смольный собор стал концертно-выставочным комплексом. Только спустя двадцать лет многострадальные стены осенила первая Божественная литургия. И вот, 25 января 2016 года в день святой мученицы Татианы Смольный собор власти торжественно передали Русской Православной Церкви. Сегодня собор можно посетить ежедневно с 7 до 20.00 совершенно свободно.
Поскольку Воскресенский Смольный собор исторически является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга, то приоритетным направлением деятельности клира и мирян храма стало продолжение дела духовно-нравственного просвещения юношества. Постоянно здесь проводятся специальные службы и духовные мероприятия для разных вузов и военных училищ города.
Традиционно 25 января, — день Российского студенчества в Смольном соборе совершается торжественная служба, после которой отличившиеся студенты награждаются знаком св. мц. Татианы.

По замыслу архитектора, Смольный собор должна была украшать высокая 140-метровая пятиярусная колокольня (макет ансамбля хранится в музее Академии художеств). Если бы она была построена, то стала бы самым высоким сооружением Санкт-Петербурга, да и всей Европы первой половины XIX века.
Как напоминание об этом грандиозном проекте сегодня перед входом в Смольный собор красуется большой колокол (вес — 10 тонн), доставленный из Воронежа в 2013 г.


Колокол украшен иконографическими изображениями, в нижней его части отлиты названия некоторых вузов Санкт-Петербурга. Вообще, вся эта конструкция имеет законченный вид и кажется, пока никто не собирается устанавливать глобальный подарок на звонницу собора. Колокола такой массы в Смольном еще не вешали. Впрочем, серьезные реставрационные работы только в самом начале, как говорится, пути Господни неисповедимы.

Смольный собор находится несколько в стороне от главных городских достопримечательностей, в окружении современных кварталов он смотрится, как взрыв барочного стиля и цвета — мягкий голубой с белым, пучки колонн, золотое оформление куполов.
Пять куполов – это дань древнерусской традиции, но Растрелли расположил их очень компактно, несколько изменив пропорции и сделав акцент на устремленность храма к небу.
Говорят, во время заката через овальное окно на главном фасаде солнечные лучи попадали прямо на алтарь, освещая лики святых поистине божественным светом.
фото


Сегодня огромное пространство храма постепенно заполняется иконами и церковной утварью. Есть интересные иконы – например, копия известного образа IX века Иверской иконы Пресвятой Богородицы, которая сегодня пребывает на святой горе Афон. Икона святой великомученицы Татианы.
Конечно, чтобы восстановить убранство храма потребуется не один десяток лет, но настоятель Смольного собора протоиерей Петр Мухин и паства полны оптимизма. В левом пределе собора отведено место для занятий детской воскресной школы Смольного собора для девочек — «Школа смолянок», для мальчиков — «Пажеский корпус».
Милые барышни в соломенных капорах с увлечением изучают правила светских приличий, изящных манер, домоводство, трапезный и театральный этикеты, музыковедение и стихочтение; учатся игре на арфе; постигают сценические основы; продолжают традиции нравственности и милосердия.

Туристам стоит обязательно подняться на смотровую площадку Смольного собора, откуда открывается потрясающий вид на город, особенно Неву и мост Петра Великого.
Обзорная площадка расположена на одной из четырех звонниц собора на высоте 50 метров, к ней ведут 278 ступеней.
Наверху нон-стопом транслируется аудиоэкскурсия на русском языке, установлен бесплатный бинокль, через который можно изучить панораму исторического центра города.
Доступ на соборную звонницу открыт ежедневно с 07.00 до 20.00.
Пожертвование — 150 р., студентам и пенсионерам – бесплатно.
Все пожертвования идут на восстановление интерьера собора.