Мастер-класс по набойке ткани в деревне староверов

Не будет преувеличением сказать, что сегодня только благодаря туризму сохранились и выживают некоторые старинные ремесла. В качестве примера хочу привести Центр поддержки и развития традиционного рукоделия и истории русских староверов, который находится в эстонской деревне Колькья, он же — туристско-информационный центр Причудья.

Мы уже писали о том, как бережно восстанавливают местные жители культуру и традиции староверов, и какой живой интерес вызывают они у зарубежных туристов.

Помимо посещения музеев, жизни в аутентичных гостевых домах и прогулок по живописным деревенькам на берегах Чудского озера, у них есть возможность принять участие в совместном акте творчества и освоить какое-нибудь редкое ремесло. Нам повезло пройти мастер-класс по художественной набойке ткани и основательно погрузиться в историю этого увлекательного процесса.

Набивная ткань – это полотно из любого материала, на поверхность которого нанесен рисунок. Сегодня этот процесс полностью автоматизирован в промышленных масштабах, а раньше набивка делалась исключительно вручную при помощи деревянных штампов и красок. Сначала узор вырезали на специальных дощечках, выступающий рельеф намазывали краской и аккуратно прикладывали к поверхности полотна рисунком вниз. Для лучшего качества оттиска, дощечки простукивали деревянными молотками. Так, краска отпечатывалась на материи всевозможными затейливыми узорами. Самые роскошные мотивы получались при использовании нескольких трафаретов с разными цветами красителей.

В цокольном этаже старинного дома Центра ремесел Колькья развернулась выставка «По следам Протатова» в рамках проекта «Мастерская синильщика» и Причудской культурной программы «Год набойки Причудья». Главная цель проекта – возрождение набойки по ткани на основе местных традиций.

Странное название выставки стало мне понятным после изучения истории этого древнейшего занятия. Оказывается, самая старая сохранившаяся резная доска для набойки (ее датируют 1379 годом), была обнаружена во Франции, и по имени первого владельца —  типографа Жюля Прота во всем мире ее стали именовать «Доской Прота». Любопытно, что до этого, в течение нескольких столетий раритет служил ступенькой лестницы в старинном доме.

Вообще, простейшие методы печати по ткани существовали еще в доисторическую эпоху. Широко распространены они были в Древнем Риме и Древнем Египте. По одной из версий, набойка возникла в Древнем Китае эпохи династии Хань, сперва рисунки отпечатывали на текстиле, а затем и на бумаге.

По другой версии, искусство набойки зародилось в Индии, где рано научились культивировать хлопок и использовать природные красители.

Считается, что в христианской Европе методика оттиска на ткани впервые появилась около 1300 года в Италии.

Что касается России, то историки с уверенностью подтверждают существование набивных  технологий уже в XII веке. Наши предки расстилали ткань на столе, покрытом сукном, накладывали доску с прокрашенными линиями штампа и стучали по нему деревянными колотушками, набивая изображение. Однотонную крашеную ткань без узора называли «крашенина». В XVII веке она упоминается как «крашенина травчатая», то есть крашеная ткань с растительным узором. Бытовало такое выражение: «крашенины колотить», а мастеров этого дела называли «красильщик-колотильщик».

При вышеописанном способе изготовления набивных тканей на Руси до конца XVII века пользовались масляными красками — берлинской лазурью, мумиём, кроном, суриком и т. д.

Технология трафаретной набойки ткани пришла в поселения западного побережья Чудского озера из соседних губерний России вместе с переселенцами-староверами. Через Причудье и Печоры ремесло распространилось и в другие части Эстонии. Пик популярности здесь набитых ручным методом тканей выпал на то время, когда в самой России этот процесс начал автоматизироваться и уходить на фабрики. Конкурировать с «мануфактурой» было трудно, поэтому красильщики-колотильщики работали с самыми простыми и дешевыми тканями, изготавливая узкие полотнища с сине-белым рисунком. Сегодня их образцы, представленные на выставке. Надо отдать должное — выглядят они очень современно, прямо как дизайнерский деним!

В Причудье центрами набивного ремесла была деревня Колькья, города Печоры и Старый Изборск. Там находились известные мастерские, где работали русские мастера и эстонские подмастерья. Также существовали и передвижные мастерские, которые приезжали в какое-нибудь селенье, выполняли заказы жителей и переезжали дальше.

Специально для выставки «По следам Протатова» были изготовлены полные копии штампов, хранящихся в фондах Музея эстонского народа, а мастерица Ынне Уус использовала эти реплики для ручной печати по льну, предварительно окрашенному в цвет индиго. Из полученных тканей была сшита коллекция одежды в традициях местных староверов. Кстати, при выкройке рубах и сарафанов использовались лекала XIX века.

Сегодня в Причудье ручная набойка силами энтузиастов и любителей переживает второе рождение. В светлом зале Центра поддержки и развития традиционного рукоделия и истории русских староверов в Колькья туристам предлагается приобрести какое-нибудь простое изделие-заготовку и собственными руками набить разноцветные рисунки из предложенных шаблонов и цветов. Дело это совсем нехитрое и захватывающее. Мастер-класс проходит очень динамично и весело – можно поэкспериментировать с рисунками штампов и надписей, создать авторскую композицию. Ограничений нет, но большинство гостей стремятся использовать в дизайне основные символы Причудья – лук, рыбу, самовар и т. д.

Более сложные набивные изделия – одежда, скатерти, декоративные панно и прочие оригинальные вещицы Hand Made широко представлены на первом этаже в сувенирной лавке. Хит продаж – холщовые «экологичные» сумки, украшенные лаконичными принтами.

Обычно творческие изыскания туристов по старообрядческой набойке заканчиваются чаепитием с дегустацией традиционных пирогов, сладостей и осознанием приобретенного ценного опыта.

Луковый путь староверов в Причудье

Пейпсимаа: прокладываем маршруты по Чудскому краю