Рускеала: вторая жизнь мраморного карьера

В конце мая дружная команда Travel Media Club отправилась в научно-познавательный пресс-экотур в Рускеалу, организованный Горным парком «Рускеала» (ООО «Колмас Карелия»), туроператором «СканТур» и Русским географическим обществом.

На один день нам предложили  стать спелеологами, протестировать новые подземные и наземные маршруты, а также собственными глазами увидеть, как некогда депрессивная территория становится крупным центром экологического и приключенческого  туризма.

Всю дорогу группу сопровождал наш коллега — замечательный эксперт по территориальному маркетингу, консультант по комплексному развитию Горного парка «Рускеала» Антон Юшко.

По сути, мы повторили стандартный однодневный тур (с дополнительной подземной экскурсией), который предлагает сегодня петербуржцам оператор «Скан-Тур» за 2 500 рублей с выездом в 07.30 и прибытием в Горный парк «Рускеала» к 13.00.

По пути следования обычно предусмотрено до трех санитарно-технических остановок в Приозерске, Лахденпохья и в Сортавале.

Наиболее интересная и долгожданная для проголодавшихся туристов – фирменный магазин молодого рыбоводческого предприятия «Акуловка» в Лахденпохья. По качеству строений, сервису, ассортименту и свежести продуктов это место ничем не отличается от финских аналогов. А цена традиционной карельской ухи на сливках с лососем составляет всего 200 рублей за порцию.

В последнее время «Акуловка» активно развивает дополнительные туристические услуги: контактный зоопарк, катание по шхерам и т.д. Нужно взять на заметку!

Последний участок дороги самый трудный и живописный – извилистый серпантин не даст вам уснуть. Между прочим, это международный маршрут «Голубая дорога», который связывает Россию с Финляндией, и на котором собственно расположен Горный парк «Рускеала».

Что он собой представляет? Раскрученный туристический объект — удивительно красивый памятник природы, облагородившей следы деятельности человека, огромный заброшенный мраморный карьер, заросший лесом и заполненный грунтовыми водами.  Горный парк находится вблизи поселка Рускеала в 30 км к северу от города Сортавала, на берегу реки Тохмайоки (Республика Карелия).

С каждым годом поток туристов сюда растет и не только российских. По популярности и посещаемости «Рускеала» стоит в одном ряду с Кижами, Валаамом и Соловками, принимая ежегодно порядка более 300 тысяч туристов.

Залежи карельского мрамора были обнаружены здесь почти три века назад, когда Екатерина II повелела начать крупномасштабную разведку природного камня для строительства парадного Санкт-Петербурга. В 1768 года императрица подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора.

С эстетической точки зрения, местный мрамор отличался высокой живописностью — пепельно-серый, серо-зеленый, белый с серыми прожилками, бело-сине-серый, темные оттенки до черного, а еще полосчатый, курчавый и т.д.

Блоки разного размера вырубали, шлифовали, складировали и с наступлением навигации, грузили на галиоты и отправляли по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы.

Со временем Рускеальское месторождение разрослось до 5 карьеров, где бурили и отрывали от скал с помощью закладки пороховых зарядов, куски мрамора, собирали мраморную крошку, обрабатывали камни, получали известь из мраморной породы на заводе.

Чаще всего для описания рускеальского мрамора используют метафору – «цвета белых ночей». И она более, чем уместна, так как этот камень гармонично вписался в архитектурную концепцию Санкт-Петербурга. В той или иной степени серебристый камень присутствует в отделке Исаакиевского собора, Михайловского замка, Мраморного дворца, Казанского собора, Эрмитажа, памятника Петру I, обелиска «Румянцева победам», триумфальных колонн во славу русского оружия и графов Орловых и т.д.

Из современных строений стоит упомянуть подземные вестибюли станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская», тоже украшенных рускеальским мрамором. Кроме того, он шел и на изготовление предметов декоративно-прикладного искусства – ваз, каминов, тумб, столешниц, мелкой пластики. Особенно ценился темно-серый с зелеными разводами, который добывался в карьерах горы Зеленой.

Разработка мрамора Рускеальского месторождения на участке «Рускеала-1» закончилась в конце 1980-х годов, когда качественные ресурсы истощились, и в карьерах остались груды отслужившей техники.

В 1998 году главный карьер мраморных ломок был принят на государственную охрану в качестве объекта историко-культурного (горно-индустриального) наследия республики Карелия. Уже тогда начался процесс рекультивации отслужившего месторождения,  поиски вариантов его альтернативного использования.

С момента разработки концепции развития туристского объекта «Мраморные ломки Рускеала» прошло почти 20 лет. За это время были проведены глобальные мероприятия по очистке, благоустройству и обустройству парка – отмыты от промышленной грязи скалы, вывезены тонны металлолома из акватории Мраморного озера, установлены ограждения, лестницы и мостки, проложены тропы, устроена автостоянка, выстроен современный комплекс приветственной зоны.

Поразительно,  как стремительно карьер Рускеала силами малого бизнеса и науки превратился из запущенной техногенной свалки в процветающий туристический объект,  «новую геологическую и туристическую жемчужину Карелии».

Инициативная группа руководствовалась лучшими практиками современных подземных экскурсионных маршрутов и геопарков, существующих на территории Финляндии, Швеции, Германии, Бельгии, Франции, Польши, Эстонии, и пыталась сделать еще лучше. Не случайно «Рускеалу» так любят финские туристы.

Сегодня на территории Горного парка успешно реализуются два взаимосвязанных творческих проекта: «Рускеала: тайна глубины и «Рускеала: горизонты развития»,  организованные спелеологами Русского географического общества, группой компаний «Колмас Карелия» и туроператором «СканТур».

Сразу по прибытии в парк нас ждал «выход в рускеальский космос» — специальная экскурсия по новому спелеомаршруту «Подземная Рускеала». Облачившись в спасательные жилеты и каски (безопасность превыше всего!), мы отправились по штольне третьего горизонта в сторону Рускеальского провала, вероятно, вскрытого при взрыве полузатопленного и полуоткрытого небу сводчатого зала.

Перемещаться по штольне очень комфортно и интересно — дорожки выровнены бетонным покрытием, а стены представляют собой нескончаемую галерею барельефов, цветовых переливов и старинных маркшейдерских отметок. Самые интересные места подсвечены, их можно довольно детально рассмотреть.

В ходе серьезных работ специалистам удалось расчистить завалы и выходы из двух штолен к провалу, соединить подземные ходы в единый маршрут протяженностью в километр.

Выходя из штольни в Большой колонный зал, вы точно потеряете дар речи. Очень величественно! Туристам предлагают совершить прогулку по кольцевой наплавной тропе на понтонном основании вокруг купола-неба, да еще в сопровождении рунических напевов, с разноцветной подсветкой таинственных уголков пещеры и ледяных глыб. Мурашки ползут по спине! Нам повезло увидеть прекрасно-абстрактное таяние ледяных скульптур в партере Колонного зала, оставшихся с Фестиваля ледовых скульптур «Тайна глубины»,  который  проходил в феврале – апреле 2019 года. Уникальные световые и звуковые эффекты для Колонного зала создавали специалисты из Германии.

Кстати, группа скульпторов и этно-музыкантов из Петрозаводска предложила парку создать под землей помимо скульптур, ледяные музыкальные инструменты и заставить их звучать в колонном зале с удивительной акустикой. Возможно,  в следующем сезоне мы услышим настоящую «ледяную симфонию».

А пока мы продолжаем движение по маршруту и через штольню выходим к небольшой площадке к озеру, куда причаливает самоходная платформа с электрическим двигателем, сконструированная (как и наплавные дорожки, мостики под землёй), специалистами компании «Маринпласт» из Выборга.

Плавное скольжение по глади озера позволяет туристам сделать роскошные кадры Большого мраморного каньона с воды, ощутить его глубину и неповторимую красоту.

Нависающие с двух сторон скалы пронизаны надводными и подводными штольнями, штреками и шахтами, оживляют аскетичные камни мхи и лишайники, на небольших выступах цепляются корнями жизнестойкие ели и березы. Впечатляющее зрелище!

Большинство штолен каньона доступны для осмотра только с воды, поэтому неторопливая экскурсия на весельной лодке, с заездом в причудливые пещеры и гроты пользуется огромной популярностью у туристов.

Мраморный каньон образовался в течение двух столетий по мере углубления и расширения «Главного» карьера Рускеальского месторождения. В итоге его размеры достигли 460 м в длину, 50 – 120 м в ширину и 30-60 м в глубину. Общая длина подземных тоннелей (штолен и штреков), пронизывающих мраморную толщу, составила несколько километров, а глубина трех шахт – по 40-55 м.

После войны, когда работы прекратились, карьер быстро заполнили грунтовые воды, частично затопив его подземные выработки. Так образовалось красивое мраморное озеро — место притяжения и главная «площадка» Рускеальского горного парка.

Любопытно, что во время очистки каньона и подъема со дна брошенной техники, новые хозяева вовремя остановились, осознав, что старинные машины и прочие камнетесные агрегаты под водой смогут привлечь дайверов, весьма охочих до подобной «экзотики». Теперь подводный индустриальный парк и высокая прозрачность воды способствует развитию в «Рускеале» дайвинг-туризма.

Вообще, интерес к уникальному ландшафту обновленного карьера со стороны разного рода экстремалов инициировал создание Центра спортивного туризма «Рускеала экстрим парк».  Его фишка – самый протяженный на Северо-Западе России всесезонного троллей (zip-line) – наклонный безопасный тросовый маршрут прямо над Мраморным каньоном (400 м.).

Кроме того, для любителей ярких и острых впечатлений карельский горный парк может сегодня предложить: веревочный парк в районе озера Монфферана (Зеленого), спелеологический подземный маршрут, исследование мраморных пещер с воды, дайвинг, прыжки со страховкой, пробеги на квадрациклах, квесты и т.д. Набор уникальных услуг постоянно расширяется. Организация, качество, безопасность здесь выше всяческих похвал!

В течение всего года на территории парка регулярно проходят спортивные состязания, экологические забеги и фестивали.

Итак, сегодня для туристов в Рускеальском горном парке работает маршрут вокруг «Главного» карьера, открылся новый спелеологический маршрут «Подземная Рускеала», длинный пешеходный маршрут «По следам горных мастеров» — с посещением «Рускеальского провала» и «Итальянского» карьера, при его создании был обнаружен фрагмент старой маркшейдерской тропы столетней давности. Постепенно одним из перспективных направлений становится учебный, научный и экологический туризм, которые могут с успехом развиваться в межсезонье.

Каждый год в парке открываются новые туробъекты. Один из них – природно-культурный парк «Тайные тропы земли Kalevala». Небольшой живописный участок оформлен культовым каменным лабиринтом, деревянными скульптурами, роскошной смотровой площадкой на озеро, где сидит на скалах старуха Лоххи, Похъёлы хозяйка, владычица туманной северной земли, что спрятала мельницу Сампо. Разумеется, мельница тоже есть, и она служит эффектной смотровой вышкой. Вообще дух Калевалы в Рускеала присутствует повсюду, он поддерживается соответствующим антуражем, национальными костюмами, в которых работают гиды, сувенирной продукцией местных лавок и даже музыкой, которая звучит в самых торжественных местах парка. Ощущения волшебные!

В настоящее время на территории парка продолжаются научные спелеологические исследования Русского географического общества с целью подготовки следующих маршрутов. Раскрывается потенциал парка в других направлениях.

Так, приглашенные эксперты-дендрологи, оценив состояние флоры парка, сделали выводы, что на территории отработанного карьера сформировалось уникальное сообщество растений, что может стать поводом для создания отдельного экологического экскурсионного маршрута.  Таким образом, Горный парк «Рускеала» может стать дендопарком особого типа.

Еще разрабатывается комбинированный туристический маршрут «Из парка Монрепо в Рускеалу», который свяжет два прекрасных пейзажных парка Северо-Запада России, а проходить он сможет как по российской, так и финской территориям.

Во время прогулки по Большому кольцевому маршруту (3 км), мы увидели масштабное строительство новой приветственной зоны Горного парка со стороны мраморно-известкового завода. В ближайшее время новая дорога и просторная парковка будут введены в строй, благодаря чему парк сможет принимать сотни автомобилей индивидуальных путешественников и десятки экскурсионных автобусов.

Изначально в концепцию проекта «Рускеала» была заложена сильная экологическая составляющая.  Это касается системы прокладки маршрутов, в тесном взаимодействии с учеными и экспертами РГО; использования передовых технологий по принципу «не навреди»; применение экологичных материалов, бережного отношения к традициям и культурному наследию Карелии.

Извините за прозу жизни, была проведена большая системная работа по созданию современной всесезонной канализации и нескольких бесплатных общественных туалетов, что тоже является немаловажным моментом для посещаемого современного туробъекта.

Сегодня при въезде в парк, гостей встречает комплекс Визит-центра, магазины,  кафе, ресторанов и выставочные павильоны с авторскими коллекциями  этнической одежды и сувениров. На очереди – строительство гостиницы и канференц-зала.

Очень порадовала сувенирная продукция парка, разработанная и созданная руками карельских мастеров из местного мрамора, дерева, бересты. Более того, для туристов проводятся мастер-классы по изготовлению карельских оберегов.

Что касается гастрономических сувениров, то здесь лидирует варенье из морошки и других лесных ягод, шишек, заготовки из грибов, северный мед, наливки и т.д. Все можно попробовать и выбрать лакомство на свой вкус. Торг уместен.

Проблем с питанием здесь нет. Комплексный обед из трех блюд в новом кафе Горного парка — «Русколка» обходится туристам в 500 – 700 рублей. Знаменитые «калитки» и другие традиционные угощения карельской кухни непременно присутствуют в меню!

В целом, туристы должны быть готовы потратить в парке примерно 2 400 рублей за день. В эту сумму входит:

вход в парк – 300 руб

водная прогулка по Мраморному озеру – 600 руб

подземная экскурсия – 1200 руб

парк Калевала – 100 руб

кольцевая экскурсия вокруг каньона – 200 руб

Больше все равно не успеть. В идеале, «Рускеала» я бы советовала посещать с ночевкой, чтобы было время напитаться этой красотой, надышаться хрустально чистым воздухом и не спеша погулять там, где больше всего сейдов – пирамидок из сложенных камней, отмечающих места силы.

На обратном пути мы заехали посмотреть еще одно творение природы в содружестве с человеком — Рускеальские водопады (Ахинкоски) и новый экологический маршрут, опять же отлично оборудованный удобными трапами, ступеньками и подвесными мостами над грохочущей водой.

Проехать мимо этой красоты невозможно! Постоять на мосту, ощутив мощь бурного потока, и подумать о вечном – развлечение не для робких.

Во всяком случае, здесь буквально понимаешь, как вода камень точит. В период расцвета Рускеальского мраморного карьера в XIX веке на пороге Ахинкоски (ныне водопад), стояла пильно-шлифовальная мельница. Сила падающей воды приводила в движение сложные механизмы, которые пилили, шлифовали и полировали блоки добытого мрамора.

А еще берега своенравной реки Тохмайоки прославились, как место съёмок легендарного фильма «А зори здесь тихие».

Обратная дорога в Санкт-Петербург заняла 4,5 часа (с18.00 до  23.00), и то потому, что в настоящее время ведутся интенсивные дорожные работы подразделения федеральной дорожной организации ВАД на участке между Ленобластью и Карелией. Они должны завершиться в следующем году к 100-летию Республики Карелия. И тогда мы получим  живописную современную трассу, которая в любой момент может быть состыкована с европейской дорожной сетью (трасса №6) и новым погранично-таможенным переходом «Сувяоро-Париккала».

В завершении важная новость!

С 1 июня 2019 года со станции Сортавала до горного парка «Рускеала» (!) (для этого восстановлена старая заводская жд-ветка и создан деревянный перон) начнет ходить туристический ретропоезд на паровозной тяге. Интерьер поезда будет выполнен в стиле «Николаевского экспресса», в его составе будут использоваться купейные вагоны и вагон-ресторан.

Фото А.Юшко

График ретро-поезда разработан для удобной стыковки с поездом «Ласточка» на станции Сортавала, а также с водными судами «Метеор», курсирующими на Валаам. Это совместный экспериментальный проект Горного парка с «Дирекцией скоростного движения РЖД».

Таким образом, дорога из Санкт-Петербурга в Горный парк «Рускеала» на железнодорожном транспорте, включая пересадки, займет 5 часов. Однако, благодаря раннему выезду, прибытие получается на пару часов раньше, чем на автобусе – в 11.30.

Обратно «Ласточка» из Сортовалы  в 18.42, прибытие в Санкт-Петербург в 22.43

Стоимость билета на Ласточку – 359 руб (395 руб) — есть скидки для молодёжи и пожилых.

Стоимость билета на ретро-поезд – 420 рублей (в одну сторону).

Ежегодн в Горном парке «Рускеала» проводятся интересные фестивальные события: Фестивале ледовых скульптур (22 февраля),

«Карельская калитка» (15 июня),

«Рускеала эко трейл» (29-30 июня),

«Ладожские шхеры» (2-3 августа),

«Рускеала-Симфони» (9-11 августа)

«Рояль в каньоне: возвращение» (7 сентября).

Подробную афишу можно узнать на сайте: https://ruskeala.ru/

Стоит отметить, что как раз накануне нашей поездки Горный парк «Рускеала» стал номинантом Национальной премии РГО «Хрустальный компас» в номинации «Лучший региональный проект».  В апреле, коллектив Горного парка был поощрён Премией Правительства РФ за успехи в развитии внутреннего туризма.

Вполне заслуженные награды, говорящие о качестве и уровне подготовки природного туристического объекта для массового посещения, ответственном ведении бизнеса и огромном потенциале великолепного творения Природы и Человека.

Это надо видеть!