За китайского туриста стоит побороться

Как известно, в 2018 году Санкт-Петербург принял 8, 2 млн туристов, из них -700 тысяч граждане КНР и это «капля в море» от тех 15 миллионов, которые ежегодно выезжает за пределы Поднебесной.

Так нужны городу на Неве китайские туристы или нет?

По словам заместителя главы Ростуризма Сергея Корнеева, сегодня весь мир борется за китайский рынок, потому что он самый большой, динамично развивающийся и богатый.  Китайские туристы очень разные – есть бюджетные группы, а есть состоятельные люди, китайские бизнесмены, молодые и амбициозные жители крупных городов, предпочитающие пятизвездочные отели и «люксовые» услуги.  Как известно, в Китае проживает больше всего богатых людей мира – 200 миллионов!

Китайские туристы – активные путешественники, давно приученные ездить по своей стране, и с удовольствием исследующие мир за ее пределами. Санкт-Петербург для них – это притягательный магнит, хотя пока не совсем раскрученный на их рынке.

– В последнее время турбизнес Санкт-Петербурга сетует на то, что к нам приезжают не те китайцы, нужно привлекать богатых. Вы с этим согласны?

– Нужно уметь работать с разными категориями туристов и над качеством туристского потока в том числе. Кстати, китайские власти заинтересованы, чтобы у граждан КНР был хороший имидж в мире. Они даже разработали памятку о правилах поведения за границей, дабы сгладить ментальные шероховатости разных культур. Сегодня отправляющие компании КНР готовят туристов перед поездкой в Россию, но нашим турфирмам надо тоже этим заниматься, буквально, «ловить» клиента издалека и консультировать отправляющие турфирмы еще до приезда группы.

На полях Ассамблеи ЮНВТО в Санкт-Петербурге я общался с министрами туризма разных стран, и узнал, что у них с китайскими туристами абсолютно такие же проблемы, как и у нас. Все ищут эффективные каналы продвижения своих дестинаций, направленные на состоятельного туриста. Известно, что недавно китайские туристы пришли на рынок круизов,  им нравится Арктика, и они готовы тратить по 30-40 тысяч евро на одно морское путешествие на Север.

Повторю, китайских туристов много и они все разные, соответственно турбизнесу необходимо по-разному с ними работать. Конечно, проблемы есть, но они будут решаться постепенно. Вспомните, первые российские туристы в 90-е тоже вызывали недоумение у всего мира, но все меняется, и китайцы меняются, и инструменты работы с ними тоже меняются

– А как решать проблему теневого китайского турбизнеса в Санкт-Петербурге? Она сегодня стоит достаточно остро.

– В настоящее время Ростуризм с министерством культуры КНР создали рабочую группу для решения вопросов демпинга, неравной конкуренции на рынке, а также многочисленных «серых» схем, применяемых как в России, так и в Китае, также будет прорабатываться тема безопасности и качества приема.

Думаю, надо также углублять цифровизацию рынка, работать с платежными системами и сервисами, принятыми в Китае, тогда серые схемы будут обеляться.

Согласно статистике Центрального банка, в первом квартале 2019 года наибольшие совокупные траты в России впервые осуществили граждане Китая, это $264 млн, что в 1.7 раз больше, чем годом ранее. Одновременно с этим китайский турпоток вырос на 17% за то же время: всего в Россию въехало более  миллиона граждан КНР. При этом в среднем китайский туристы тратят примерно по $600 на человека. Поэтому китайские туристы нам очень даже нужны!

Конечно, серые схемы взаиморасчетов вокруг китайских групп в России существуют, и ситуацию необходимо выравнивать с привлечением контрольных и правоохранительных органов. Но это есть болезни роста, которые мы все вместе должны преодолеть.