Китайский туризм в Санкт-Петербурге глазами китайца
Всегда интересно узнать мнение противоположной стороны. Например, как сами китайцы оценивают туристические возможности Санкт-Петербурга, и в целом, тот негативный фон в СМИ, сложившийся вокруг проблем роста турпотока из КНР?
Мы нашли очень интересного и компетентного эксперта, который пожелал остаться неизвестным. Скажу только, что это китайский гражданин, экспат – более десяти лет проживающий в Санкт-Петербурге, по роду занятий имеет отношение к правительственным, дипломатическим и медиа структурам. Назовем его условно господин Ван. Итак:
– Как вы относитесь к расхожему мнению о том, что китайские туристы приезжают в Санкт-Петербург в рамках замкнутой бизнес-схемы и не оставляют денег в России?
– Скажу, что на 90 % – это неправда. Туристы покупают билеты на транспортные средства (самолеты, поезда, паромы, теплоходы, автобусы), они живут в отелях и питаются в ресторанах. Лично я не знаю, чтобы какая-то группа китайских туристов разместилась в подпольном отеле. Туристы не станут так рисковать, даже если им предложат очень низкую цену. Может, и были такие случаи, но вряд ли подобные средства размещения могут оперировать большими объемами. Китайцы любят разумный комфорт и в России, как правило, выбирают отели 4*.
Что касается еды, то здесь мы очень разные. Русская еда не понятна и несбалансированна для китайского желудка, после нее мы ощущаем дискомфорт. Я, конечно, привык и могу ее есть, но при первой возможности перехожу на родное. Китайцы любят яркий вкус, а у российской еды он приглушенный, главенствуют тушеные блюда, нам в них не хватает свежести и остроты. Китайская кухня формировалась 5 000 лет, мы уже запрограммированы на определенный набор и сочетание продуктов, глупо пытаться перестраиваться на иное. Но китайские туристы любопытны, и хотят попробовать русскую кухню, не более 1-2 раз за поездку. Кроме того, далеко не все российские рестораны туристского класса могут предложить качественное питание.
Заметьте, как только где-то растет поток китайских туристов, в этом месте сразу увеличивается число китайских ресторанов. Я видел это в разных странах и городах России. В силу специфики технологии приготовления китайских блюд, системы подачи и обслуживания, открыть ресторан национальной кухни могут только китайцы, но это не значит, что они работают подпольно и не платят налоги. Конечно, платят! И большинство продуктов закупают у местных производителей, а также стимулируют развитие фермерства.Таким образом, поднимается сельское хозяйство, создаются рабочие места.
– А как вы оцениваете проблемы овертуризма в петербургских музеях и недавний скандал в Царском Селе?
– Музеи – это только верхушка айсберга. Здесь надо смотреть в корень проблемы, а она заключается в неправильном расчете властей возможностей приема. Получается, с одной стороны, китайских туристов на самом высоком уровне приглашают, всеми силами стараются увеличить поток, но никто не ведет элементарные расчеты – достаточно ли у вас китайских гидов, отелей, автобусов, какова проходимость музеев и т.д. Готова ли инфраструктура? Сколько вы реально сможете принять?
Такое впечатление, что калапс в Царском Селе был неожиданностью. Музей давно работает на пределе возможностей, и вот, приехало много туристов и не только китайских, а принять их он уже может. И это не вина музея. Это последствия непродуманной стратегии развития всей отрасли приема.
Очень неприятно, как все главные СМИ России поддерживают негативный образ китайского туризма, не вникая в суть проблемы. Например, все пишут о том, что китайские туристы создают проблемы в музеях, более того – якобы китаянка избила русскую женщину в очереди, а когда видео этого инцидента показали, оказалось, что рукоприкладства вообще не было, наоборот, охранники Царского Села сломали экран смартфона китайского туриста, но никто не извинился.
– А что пишут по этому поводу ваши СМИ, какой фон идет в Китае?
– В официальных китайских СМИ ничего плохого о России не пишут,потому что мы являемся стратегическими партнерами, хорошими соседями, писать не будут, но в правительственных кругах чиновники, отвечающие за туризм, знают эти проблемы. Периодически в Санкт-Петербург из КНР приезжают представители правительства и весьма серьезно интересуются настроениями в обществе, складывающимися отношениями между россиянами и китайцами – что пишут СМИ, что хорошего и что плохого. Ситуация постоянно мониторится.
– Может, социальные сети в этом смысле более показательный ресурс?
– О. да! У нас сегодня все поголовно сидят в соцсетях, и там появляется много комментариев про Россию. Увы, со знаком минус. Я часто читаю отзывы китайцев, побывавших в Санкт-Петербурге. Среди них лидируют жалобы на повсеместный обман туристов. С одной стороны, цены завышают китайские принимающие гиды, дабы покрыть расходы компании, но с другой, это делают и питерские участники рынка . Простой пример – как-то в Петергофе я хотел купить холодный чай за 50 рублей, как было указано на картинке, но девушка попросила с меня сотню, якобы за большой стаканчик. Ей не повезло – я читаю и говорю на русском и могу отстоять свои права, поэтому передо мной извинились. Увы, почти все китайцы не знают русский язык и этим многие торговцы бессовестно пользуются. Китайцам везде приходится переплачивать, но они про это знают и потом очень возмущаются в соцсетях.
На улице, в местах большого скопления туристов работают свободные аниматоры в костюмах мультяшных персонажей или люди с голубями, которые приглашают туристов фотографироваться. И тоже часто обманывают, называя первоначально цену в 200-300 рублей за фото, а потом требуют у китайцев 2000-5000 рублей, или 200-300 долларов! Если те не хотят переплачивать, появляются какие-то амбалы и начинают угрожать, кричать…А китайцы не хотят участвовать в ссорах, не хотят терять времени, и платят. Полиция прекрасно знает этих обманщиков, но мер не принимает. Сегодня ничего не изменилось, и в наших соцсетях по-прежнему упоминаются подобные случаи.
Отмечаются также очень много случаев воровства – почти в каждой группе у одного-двух туристов что-то воруют. Это продалжает уже несколько лет, туристы обращались в полицию, и я тоже несколько раз писал заявление, но ваши полицейские ничего не решили. Вроде и туристическая полиция создана в городе и камеры видеонаблюдения установлены, но результатов нет. Это нам не понятно!
– Как запрет на работу иностранным гражданам в качестве гидов-переводчиков в России может повлиять на турпоток из КНР?
— Пока плохо. У вас гидов не хватает, а среди них мало с хорошим знанием языка. Слышал от сотрудников консульства, что им порой трудно найти хорошего гида-переводчика для своих мероприятий. Професиональных гидов готовить нужно 4 года в университете. Хотя говорят, что в Санкт-Петербурге работает около 400 российских гидов с китайскими языками, но мало из них професиональных, тем более много из них работают частично, подрабатывают в свободное от основной работы время.
Я не вижу проблемы в том, чтобы в России работали китайские гиды. У нас в Китае тоже работают русские гиды, и ваши туристы всегда предпочитают иметь дело со своим соотечественником. И власти на это смотрят сквозь пальцы, ибо русских гидов не хватает и все понимают, что туристы иначе не приедут. Китайцы знают, больше туристов, больше денег заработают гостиницы, музеи, рестораны, авиакомпании, железные дороги, торговые центры, магазины и т.д. А у вас наоборот, идет война против гидов. Штрафовать китайских гидов умудряются даже инспекторы ДПС под разными предлогами, хотя у них нет на это никаких полномочий. Такса 30-40 тысяч рублей!
Во всем мире гиды получают проценты от разных магазинов, куда привозят туристов (кто как договорится), не важно, китаец он или русский – система одинакова. Мне кажется, пока было бы разумнее организовать китайских гидов в России, работать с ними, помогать и воспитывать, а также легализовать их через какие-то экзамены, обелять их деятельность, чтобы те интегрировались в правовое поле, платили налоги и т.д. Поверьте, они тоже хотят работать легально. Если все запретить – проблема только усугубится.
Мы должны понимать, что китайские туристы оставляют в России немалые суммы и создают рабочие места для простых россиян. Они тратили 1.8 млрд доллавор в России ещё в 2017 году.
Я не против запрета на работу иностранных гидов в России, но не сейчас. Это должно произойти тогда, когда ваши гиды будут готовы количественно и качественно (последнее важнее). И я уверен, ваше умное правительство видит эту проблему, как минимум, уже 5 лет, и пока не решается запретить, не верит, что ваши гиды справятся сами.
Думаю, рынок решит проблему. Кстати, через год, первые в истории студенты СПбГУ по специализации Китайский туризм получат дипломы и выйдут на рынок. Они хорошо подготовлены, качественные, професиональные, и смогут без проблем заменить часть китайских гидов.
Как меняется портрет китайских туристов в СПб? Кто к нам приезжает?
В основном, это группы людей из провинции, которые только вчера стали зарабатывать приличные деньги и начали ездить за границу. Поскольку Россия – это недорогое направление, то и контингент едет небогатый, многие не знают как надо себя вести. Впрочем, это проблема всех развивающихся стран. Я тоже встречал в Китае русских туристов, которые вели себя весьма вызывающе – и ругались, и плевали, и чего только ни вытворяли. Думаю, вопрос достойного поведения граждан любой страны за рубежом легко решить путем разъяснительной работы в отправляющих агентствах, разработки памятки и т.п. В принципе, китайцы дисциплинированный народ и соблюдать рекомендации будут точно. Китай сегодня развивается стремительно, перемены происходят каждый день. Это самый большой рынок в мире, поэтому поток китайских туристов в Россию пока будет расти за счет новых «поднявшихся» людей из провинции. То, что вы видите сегодня это только начало. Сегодня Россия принимает порядка 1,5 млн. китайских туристов, думаю, вы можете смело рассчитывать на 4 миллиона в самое ближайшее время. Но остается открытым вопрос вашей готовности к приему этого потока
— Почему? В чем мы еще недорабатываем?
– Часть проблем я уже перечислил выше, и к ним еще могу добавить низкий уровень сервиса. Много китайцев считают, что в России некачественное обслуживание, причем это выражается в базовых вещах, не говоря уже про детали. Китайцы очень ценят внимание, увы, здесь мы этого не чувствуем.
И потом, у вас мало качественных товаров, на которые китайцы могли бы потратить деньги.
Меня часто просят соотечественники порекомендовать им в Санкт-Петербурге какие-то товары местного производства, и кроме водки с шоколадом, я больше не могу ничего предложить. Остальные товары уже не российские.
У китайцев есть деньги, и они хотят покупать русские бренды, имеется в виду не сувенирную продукцию (матрешки, балалайки), а добротные, технологичные, ценные вещи. Например, электронику, часы, аксессуары, качественные продукты питания.
А этого у вас нет.
– Может, подскажете какие-то новые идеи, которые можно было бы реализовать принимающему сектору Санкт-Петербурге для китайских туристов?
– Китайцы знают, что лучшее пиво делают в Германии, но путешествуя по миру, они любят везде пробовать пиво местного разлива. Они точно захотят попробовать хорошее домашнее пиво! Конечно, и национальную русскую кухню тоже все хотят 1-2 раза попробовать.
И еще китайцы знают про легендарную русскую баню, но в Петербурге нет ни одного хорошего банного комплекса с настоящими русскими парными по-черному, способного принять большую группу туристов и предоставить им качественный сервис, чтобы это приключение запомнилось на всю жизнь.