«Убить императора» — совместный спектакль-эксперимент

Спектакль «Убить императора» как великая драгоценность был показан участникам Культурного форума в Музее Фаберже. Ценность заключается в уникальной идее и единственном исполнении.

Над петербургской постановкой по пьесе китайского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня работал творческий коллектив русских и китайских артистов, художников и музыкантов. На предпоказе журналисты стали свидетелями репетиционного процесса, рассмотрели все декорации и пообщались с главными героями театрального действа.

В основе спектакля — реальная история, ставшая частью фольклорного наследия Китая. Главный герой — Цзин Кэ — уроженец княжества Вэй, широко образованный муж и доблестный воин, соглашается совершить покушение на императора Цинь Шихуанди — правителя, впервые объединившего китайские царства, но отличавшегося крайней жестокостью.  Его роль исполнил преподаватель Чжэцзянского университета средств массовой информации КНР Юй Ядун.

Постановка «Убить императора» выходит за рамки китайской легенды — это спектакль о человеке, который познает себя и должен принять важное реше

Не изменяя исторической достоверности, Мо Янь в своей пьесе «Наш Цзин Кэ» создает образ совершенно нового, не хрестоматийного воина Цзин Кэ. Это обычный человек, полный противоречий, страстей и желаний. Автора наделяет его мышлением современного человека независимо от вероисповедания и национальности, поэтому артист Олег Рязанцев выходит на сцену без грима. Его главный герой должен выбрать между услужливой верностью и героическим вероломством.

Олег Рязанцев, исполнитель роли Цзин Кэ, артист АМДТ – Театра Европы: «Было очень интересно погружаться в образ китайского героя и представлять себя в той культуре. Конечно, наша актерская школа несколько отличается от китайской, но тем ценнее опыт и эксперимент по объединению разных темпераментов, сценической культуры  и двух языков в одном спектакле. Впрочем, внутренние страхи, неуверенность и переживания человека – история интернациональная и чаще всего отражаемая в искусстве. Меня удивила  легкость, вовлеченность и трудоспособность китайских коллег».

Евгения Игумнова, исполнительница роли наложницы Янь-цзи, заслуженная артистка России, актриса Театра им. В.Ф. Комиссаржевской наполовину китаянка, но ощущает себя русской,

«Моя внешность – это моя карма. Когда в театре нужна японская героиня, меня гримируют под японку, а если китаянка – то это опять я!

Когда я поведала отцу, про кого мы будем делать спектакль, он сразу рассказал мне историю героя Цзин Кэ. Правда, в нашей интерпретации мы хотели, прежде всего, передать его чувства, переживания.

Для нас было очень важно познакомить российского зрителя с китайской драматургией. В  этом смысле мы новаторы. Ведь, на русской сцене, кроме пьесы Карла Гоцци «Принцесса Турандот», больше ничего китайского и не было, мы ничего не знаем про Китай!

Надеюсь, сегодняшняя постановка пробудит интерес россиян к китайскому театру и положит начало дальнейшему его исследованию, пониманию очень красивой и своеобразной культуры. Я уверена, впереди нас ждет немало открытий!», — сказала Евгения Игумнова.

Спектакль «Убить императора» — синтез театра и литературы, восточной пластики и музыки, поэзии и экспериментальной китайской каллиграфии.  Китайский художник, каллиграф Ло Лэй сыграл в постановке грозного генерала из придворной свиты. Он очень красноречиво молчал и периодически передвигался в сложном сценическом пространстве. Но главная заслуга Ло Лэя– потрясающие свитки с иероглифами – известными в Китае изречениями о тщетности войны, власти, усмирении гордыни и поиске гармонии. Некоторые смысловые комбинации родились в процессе погружения художника в сложный мир пьесы. Каллиграфия отражает смысл спектакля, создает его атмосферу.

По словам автора идеи, креативного продюсера спектакля, директора Института Конфуция в СПбГУ  Юлии Мыльниковой, необычный театральный проект состоялся в рамках реализации сотрудничества между Штаб-квартирой Институтов Конфуция и СПбГУ. Спектакль был включен в программу страны-гостя VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, которой в нынешнем году стала Китайская Народная Республика. «Совместное творчество помогло нам создать интересную интерпретацию пьесы Мо Яня и приоткрыть дверь для российской публики в таинственный мир китайской культуры», — сказала Юлия Мыльникова.

Артур Козин, режиссер спектакля, артист АМДТ – Театра Европы: «Четыре месяца репетиций для одного выхода на публику, конечно, большая роскошь, но мы работали на перспективу. Вначале необходимо заронить новое зерно, чтобы из него впоследствии выросло что-то замечательное.

Несмотря на то, что в нашей команде китайские исполнители – не профессиональные артисты, я со всеми работал на одной волне, и это дало интересный результат.

Обращение к китайской культуре, которая всегда развивалась особняком, для меня было и вызовом, и удовольствием одновременно.

Давно замечено, что когда европейская цивилизация переживает кризис, она оборачивается на Восток. Наша культура в большой перспективе не может конкурировать с Востоком,  который как мудрый дракон спокойно и размерено плывет в вечности, поэтому периодически обращаться к нему очень полезно, это нас обогащает. Словом, Китай — это бездна»!

Стоит отметить необычное оформление сценического пространства — символический бамбуковый лес, выросший посреди бального зала особняка Румянцева, актеры в центре, а зрители вокруг.  Таков замысел режиссера, воплощенный главным художником Театра им. Комиссаржевской Анваром Гумаровым и художником по свету Театра-фестиваля Балтийский дом, лауреатом премии «Золотая Маска» Денисом Солнцевым.

Постановка «Убить Императора» сопровождалась китайской музыкой на национальном инструменте —  гучжэне в исполнении Се Сяоцао.

VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум проходил с 14 по 16 ноября 2019 года. Основная тема Форума: «Культурные коды в условиях глобализации».

Форум заслуженно признан культурным событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звезд театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Организаторы Форума: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга.