Десять причин посетить усадьбы России

Для того, чтобы выявить их, участники одноименной Межрегиональной конференции-презентации собрались в усадьбе Строгановых-Голицыных Марьино. Каждый спикер после выступления должен был записать свою причину на доске-флипчарте. Смотрите, что получилось.

По словам руководителя Информационно-туристского центра ЛО Ольги  Голубевой, сегодня на территории Ленобласти в той или иной степени сохранности существует 188 усадеб (было 580), из них восстановлены и готовы к показу несколько десятков. Однако, даже законсервированные и руинированные объекты включены в десять тематических маршрутов.  Привлекая к ним внимание, можно рассчитывать на возрождение нашего культурно-исторического наследия. Новая разработка ТИЦа – карта с маршрутами проекта «Жизнь замечательных людей», где все усадьбы систематизированы по блокам: наука, культура, литература, промышленники и меценаты, воинская слава, Пушкинские места и т.д.

Конференция-презентация «Десять причин посетить усадьбы России» была организована двумя профильными комитетами по туризму и по культуре Ленобласти, ТИЦем ЛО и Национальной Ассоциацией туристско-информационных центров.

Более 70-ти делегатов прибыло из Ленобласти и регионов России. Они узнали о перспективах развития усадебного туризма на примере Тульской области, реализации проекта «Усадьбы Вологодчины», романтике дворянских поместий земли Смоленской, новой жизни дворянских усадеб на примере Тамбовской области, о старинных усадьбах Гатчинского района и т.д.

С презентациями лучших кейсов по продвижению усадеб на внутреннем и зарубежном рынках и вовлечению усадебных объектов в туристские программы выступили представители знаменитых усадеб Московской, Воронежской, Рязанской, Орловской областей.

В рамках конференции поднималась тема привлечения азиатского рынка и особенностей работы с китайскими туристами.

Так, заместитель директора по развитию Музея-заповедника В.Д. Поленова (Тульская область) Дмитрий Грушевский поделился своими наблюдениями в предпочтениях китайских туристов, которые если и приезжают в усадьбу, то в составе многочисленных групп и совершенно безразличны к русской живописи и старинному быту России. «Единственное, что их интересует это Театр-диорама «Путешествие вокруг света», где есть китайский сюжет, а также природа – наши прекрасные русские ландшафты», – сказал эксперт.

Заместитель директора по научной работе ГИМЗ «Горки Ленинские» (Московская область) Борис Власов сообщил, что выстраивая взаимоотношения с китайским рынком на протяжении пяти последних лет, музей-заповедник столкнулся с определенными неожиданностями. «Наше первоначальное представление о китайском турпотоке, интересах китайцев и реальность сильно расходятся. Начнем с того, что нам – носителям бренда Ленина, участникам «Красного маршрута» было проще, так как  для китайцев, людей ориентированных на коммунистическую идеологию, место жизни и смерти вождя мирового пролетариата – весомый повод для посещения. Думаю, едут они к нам для того, чтобы легитимизировать поездку, то есть доводы примерно такие: если путешествие превращается в сплошной шопинг это плохо, а если посещать какое-то идейно-политическое мероприятие или музей, а после этого уже ехать за шмотками – это хорошо. В таком жанре работают все китайские агентства.

В продвижении нашего продукта мы исходили из особенностей восточной культуры, где большое значение имеет авторитет лидеров, поэтому мы системно затаскиваем к себе любых высокопоставленных представителей китайского государства, приезжающих в Россию с официальными визитами через Посольство КНР, Тогпредство и т.д. У нас уже побывали: вице-премьер, второй человек в КНР по идеологии, руководство института социализма и т.д. После их визитов нас сразу заметили, и пошел стабильный поток», – сказал Борис Власов. По его мнению, китайский турист идет только на эксклюзив, все остальное его мало интересует.

Замечено также, что китайские туристы очень любят посещать места, где сохранились осколки их родной культуры. Этим обстоятельством иногда пользуются наши усадьбы.

В Марьино всегда была большая коллекция предметов китайского декоративно-прикладного искусства, в том числе фарфора, что отражено в свидетельствах современников графини Софьи Владимировны Строгановой. Новая владелица усадьбы – Галина Степанова продолжает эту традицию. Когда еще шли ремонтные работы, она уже закупила большую коллекцию китайских, ваз, цветочных кашпо и других изделий их фарфора и фаянса. Кроме того, во дворце воссоздан Китайский кабинет, а в парке построен китайский уголок – беседка и мостик над прудом. Его здесь не было в XVIII веке, но вполне мог появиться, учитывая  моду на китайский дизайн того времени, расцвет стиля шинуазри.

Архитектор Б.Е. Бейдер предложил современное прочтение классики. Кстати, на торжественном открытии Китайского уголка в Марьино в 2015 году присутствовала китайская делегация во главе с генеральным консулом КНР в Санкт-Петербурге.

Сегодня макет беседки хранится в витрине экспозиции усадьбы, оригинальное сооружение часто изображают на своих полотнах молодые художники, приезжающие в усадьбу на пленэры. Пока Марьино не может похвастаться стабильным китайским потоком, но определенный интерес есть, более того, пару раз в интерьерах дворца проходили китайские свадьбы. Так что, если не бояться самого вида китайских туристов, при грамотном продвижении и вдумчивой работе с этим рынком, можно надеяться на успех.

Подводя итоги конференции, председатель Комитета Ленобласти по туризму Евгений Чайковский сказал: «Сегодня перед всеми нами стоит один важный вопрос – для чего нам нужны туристы, которые вытаптывают дорожки, создают очереди и прочие неудобства? Ведь, государство, бизнес и сами музеи-усадьбы заинтересованы в росте посещаемости. Думаю, их дальнейшее развитие будет представлять разумный компромисс между задачами сохранения и показа.

Первоочередная  задача госорганов – инвентаризация, паспортизация, подготовка концепций развития бесхозных усадеб, которые, к сожалению, периодически горят и уходят в небытие. И пока мы не найдем хозяев для них в лице государства, муниципалитетов, благотворительных фондов или частных инвесторов, они будут продолжать погибать.

Вторая задача – привлечение туристов и особенно детских групп. Как бы трудно ни было сегодня развивать школьный туризм, мы должны воспитывать новое поколение через экскурсионные программы, приобщать детей к культуре нашей страны», – сказал чиновник.

Как показывает статистика, Самый посещаемый музей Ленингадской области – маленький крестьянский домик няни Пушкина в Кобрино.

Усадьба Марьино, где прошла конференция  – прекрасный пример участия частных инвестиций в возрождении образцово-показательного дворянского поместья. Убедиться в этом участники конференции смогли в ходе завершающей экскурсии.

Сегодня красотами имения могут любоваться все желающие по входному билету (экскурсии по дворцу бронируются заранее).

Часть дворцовых апартаментов оборудованы под уютные гостевые номера. Самый популярный  «Номер Пиковой Дамы» – дань памяти княгине Наталье Голицыной, портрет которой украшает комнату. Пожить в усадьбе и свободно гулять по анфиладе залов, пользоваться библиотекой, бильярдной, гостиной, словом, полностью погрузиться в атмосферу XIX века – уникальное предложение на туристическом рынке России.