Мы хотим обслуживать китайских туристов качественно

В преддверии Нового Года принято подводить итоги. Мы решили побеседовать с петербургскими участниками тубизнеса относительно китайского туризма – к чему мы пришли и каковы перспективы? Очевидно, что сегодня рынок находится на переломном этапе – законопроект о гидах-переводчиках направлен в Госдуму, страсти вокруг китайского бизнеса в Санкт-Петербурге накаляются. Все напряженно ждут развязки.

У петербургских принимающих турфирм с китайским рынком связана печальная история, у всех – одна и та же. Еще в 2000-х, открывая китайское направление, в штат приглашался китайский сотрудник, через год-два, получив необходимый опыт и контакты, он уходил и создавал свою турфирму. С ним уходил и бизнес. Некоторые наши операторы зареклись иметь дело с китайскими коллегами, ссылаясь не бессмысленность затеи, но есть и такие, кто продолжает работать.

Например, в деятельности старейшей петербургской турфирмы «Фремад Раша» наблюдается два этапа взаимодействия с китайским рынком: первый – с 2001 по 2008 год, и второй – с 2015 года по сей день.

Рассказывает генеральный директор компании Лариса Антоновна Ропотова:

– В начале китайские партнеры брали у нас всю программу целиком, потом оставляли нам самые уязвимые места (музеи, гостиницы), остальное делали сами. Наш китайский сотрудник, получив все необходимые знания, ушел через полгода открывать свою фирму.
Китайские предприниматели везде двигаются на столько, на сколько их пускают. Ведь они никогда ни с кем не спорят и действуют в законном поле, потихоньку внедряются, оценивают ситуацию и действуют дальше, получая от своих заказы и поддержку. Кстати, похожая ситуация складывается и с корейцами, и индусами. Клановость вообще характерна для Юго-Восточной Азии, что ее сильно отличает от европейского менталитета.
Сегодня китайские турфирмы уже очень хорошо освоились на петербургском рынке, имеют русскоговорящих сотрудников, отлично знают рынок и все цены на нем. У них всегда русский директор, а учредители и большинство сотрудников – китайцы. Они весьма предприимчивые!

– Ну, эти качества расцениваются как недостаток только в неродной стране, а применительно к «понаехавшим китайцам» у нас – это повод для разжигания ксенофобских настроений против всех без разбора, прежде всего – туристов.

– Вызывает изжогу стиль ведения китайского бизнеса, мы не можем с ними конкурировать. Мы вообще не можем вести бизнес по системе «допов», обязывая наших гидов вытрясать из туристов все до копейки. Это не правильно!

И туристы – простые китайские граждане, томящиеся в километровых очередях на объектах и добровольно-принудительном порядке покупающие сувениры в сомнительных магазинах, как раз ни в чем не виноваты, их можно только пожалеть.
Речь не о туристах (мы их любим и обслуживаем), речь об их согражданах, которые здесь оказывает им низкопробные услуги. Речь о несовершенстве нашего законодательства, позволяющего работать гидами гражданам иностранных государств.

Китайцы-то свой рынок защищают, и при этом, умудряются по всему миру внедриться в чужой. Если где-то они чувствуют, что так можно, значит, будут пробовать.
Есть хороший пример  – Тайланд, прошедший наш путь. Там китайцы тоже начинали работать с местными компаниями, потом их вытеснили, а потом были приняты соответствующие законы, и все вернулось на свои места.

Для того, чтобы китайский поток в Россию рос и туристы получали здесь качественные услуги необходимо совершенствовать наше законодательство и вести системную борьбу с коррупцией, чтобы исключить «серые» схемы.

 – Какую долю сегодня в Вашем бизнесе занимает китайский рынок, и как Вы с ним работаете?

В нашем разговоре принимает участие руководитель отдела приема ООО «Фремад Раша – Петербург» Елена Потапенко:

– Всего 10% от общего объёма у нас занимает Китай, остальное – европейские страны (лидирует Германия). Сейчас мы работаем по контракту с одной крупной китайской компанией и делаем для нее цепочки из Петербурга  по России и Скандинавии.

Конечно, раньше наш пакет был больше, теперь он урезан, китайцы сами делают питание, частично транспортное обслуживание. Как известно, в городе в высокий сезон всегда были проблемы с автобусами, так они какую-то часть этого бизнеса взяли в свои руки. Я знаю, что недавно китайцы закупили еще много новых машин.
Мы не соглашаемся делать пакет без нашего гида, и ваучеры в музеи даём только при этом условии.  По нашим наблюдениям, китайские партнеры не работают в одну корзину, а распределяют бизнес – раздают заказы нескольким компаниям, что позволяет им торговаться и выбирать наиболее выгодный вариант. Больше 10% они никогда никому не дадут заработать, а могут и 5% предложить.

Л.А. Ропотова: Китайские турфирмы знают в Санкт-Петербурге все себестоимости услуг, а если что-то не знают, то постараются выяснить и найти самый оптимальный вариант. Разговор короткий: «Нам в другой компании дали другую цену, дашь такую же? Если нет, пойдём к ним».
На самом деле эта система сегодня работает не только на китайском рынке.
Теперь и европейцы раскладывают передо мной веером цены конкурентов. Раньше такое трудно было представить! За 30 лет работы в туризме, я впервые вижу, как из туристического бизнеса уходит этикет.

– Видимо, это тренд нашего времени, новые вызовы… А Вы пробовали продвигаться на китайском рынке, искать других заинтересованных партнеров?

Л.А. Ропотова: Сегодня не мы устанавливаем правила игры. Конечно, мы ездили на выставки в КНР, встречались с коллегами, разговаривали, ходили на деловые обеды и ужины, но все безрезультатно. Китайцы работают, как правило, по рекомендации, и любой заказ, прежде всего, отдадут китайцу. Я понимаю, что это растущий и перспективный рынок, но пока не вижу какого- то просвета.
При этом, мы хотим работать с китайским рынком и если примут закон, готовы обеспечить достойный прием многочисленным группам туристов в Санкт-Петербурге.

Еще раз подчеркну, надо расставлять акценты – не китайские туристы вызывают раздражение, а недобросовестные участники китайского бизнеса в Санкт-Петербурге, бездействие властей и коррумпированность контролирующих органов.  Китайцы не нарушают закон, они чувствуют слабые места и умело этим пользуются.
Отсюда и «подпольные» рестораны, магазины, махинации с правилами оказания услуг. На самом деле, эти  проблемы должны решать государственные структуры.

– Вот, я Вас слушаю и понимаю, что люди несведущие легко связывают все эти факты в единое целое и  рисуют для себя некий образ врага. На самом деле, ситуация не однозначна, и мы знаем китайцев как весьма доброжелательных, где-то простодушных людей, с большим культурным багажом за плечами и современными достижениями. Нам есть, за что уважать этот народ.

Л.А. Ропотова:  Я согласна, китайцы очень работоспособный народ! В их ментальности есть чему поучиться. Когда мы ездили на выставку в Китай, то нашли через интернет китайского гида-переводчика, который очень добросовестно нас обслуживал до последней минуты.
Как поклонница фигурного катания, я не устаю также восхищаться чемпионом мира по фигурному катанию Натаном Ченом (американец китайского происхождения),  который недавно поступил в Йельский университет, усердно учится и тренируется, оставляя на сон 4 часа, хотя мог бы уже спокойно почивать на лаврах, зарабатывая миллионы.

Даже по тем туристам, которых мы принимаем (среднего уровня достатка и образованности), я вижу, как быстро они меняются, цивилизуются.

Да, китайских туристов очень много и все они разные. Мои коллеги рассказывают о чудесных китайцах – пассажирах круизов Royal Caribbean, курсирующих между Шанхаем и Японией где они активно ходят на все мероприятия, учатся танцевать, участвуют в мастер-классах, дегустациях элитных вин и т, д.

– Было бы обидно потерять такой перспективный рынок?

Л.А. Ропотова:  Думаю, китайцев хватит на всех!
Китайский рынок, конечно, будет расти, и меняться в лучшую сторону, и в Россию они будут продолжать ездить.
Наша задача заключается в том, чтобы предоставить туристам в Санкт-Петербурге КАЧЕСТВО, чтобы они рассказывали, как хорошо их здесь приняли, как много они узнали интересного, а не про то, как их «напарили», и ничего толком не рассказали. Хочется получать хорошие отзывы!
Туризм идёт волнами, и никто ещё не понял, по какому принципу и почему возникают тренды. Сегодня китайским туристам нужна Янтарная комната, северное сияние, озеро Байкал, завтра они захотят чего-то другого, и мы должны быть готовы им это показать, проявить заботу, подготовить инфраструктуру.
Надо только подкорректировать наше законодательство и дать возможность опытным российским компаниям принимать китайских туристов, чтобы они почувствовали Россию, а не китайский суррогат в России.