Музей Фаберже — детям

С недавних пор музей Фаберже проводит серию познавательных программ для детей.

Мы попали на одну их них — «История Пасхального яйца».

Экскурсовод София начала с посещения зала икон и погружения в тему главных православных праздников — Рождества и Пасхи, их символов и атрибутов.

Здесь ребята узнали, что такое иконы, полюбовались самыми роскошными окладами, выполненными из серебра с золотыми вставками, усыпанными драгоценными камнями. Первое задание – отыскать в витринах декоративные яйца. Справиться с ним было не просто, так как металлические яйца выставлены в развернутом виде, как триптих с раскрытыми створками, а внутри сюрприз – лики Богородицы и Спасителя.

Вообще, традиция дарить яйца на Пасху в России появилась в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I). Сохранился подробно описанный чин празднования, куда входило целование и жалование царского пасхального яйца. В ту пору государь раздавал крашеные натуральные яйца (гусиные, куриные), или искусственные (восковые, выточенные из дерева) яйца. Они были расписаны по золоту яркими узорами, с изображением птиц, зверей и святых.

По традиции, презентовать яйца можно было в течение двух недель со Светлого дня, и за этот период Алексей Михайлович успевал раздать порядка 3700 штук!

Не только цари, но и дворяне, считали для себя обязательным делом одаривать на Пасху  ближних «красным яйцом». Впрочем, вскоре традиция стала всенародной, и при выборе великоденского подарка, каждое сословие ориентировалось, как бы мы сегодня сказали, на свой ценовой сегмент.

Расцвет традиции Пасхального яйца в России пришелся на XIX век. Помимо натуральных: куриных, гусиных, утиных, лебединых, индюшиных, голубиных, яйца изготавливали из всех мыслимых материалов. Прежде всего, деревянные точеные, резные и расписные, глиняные, костяные, восковые, к которым с развитием различных ремесел и модой на разные новые материалы прибавлялись яйца из поделочного камня, мраморные, из драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, шитые, шелковые, бархатные, с золотным шитьем, из тесьмы и ниток, бисерные, затем стеклянные, литые и дутые, из цветного и бесцветного стекла, с росписью и с гравировкой, фарфоровые с росписью и с рельефом, эмалевые, майоликовые, из папье-маше, картона, с инкрустацией из соломки и, наконец, сахарные, шоколадные, карамельные и т.д.

В зале эмалей ребята научились различать три типа пасхальных яиц: крашенки – окрашенные в определенный цвет яйца, писанки – расписанные узорами, цветами, ликами и яйчата – сложные яйца с сюрпризами, выполненные из разных материалов, с дорогим декором, вставками и прочими ювелирными ухищрениями.

Самыми ходовыми были писанки. Яйца окрашивали в красный, синий, желтый, зеленый цвета, а по ним делали надпись: «Христос воскресе!» или просто две буквы «ХВ».

В конце XIX — начале XX века изготовление пасхальных яиц принимает индустриальный масштаб.  Первое из известных по документам порцелиновых яиц упомянуто в 1749 г., через два года после изобретения фарфора Дмитрием Виноградовым.  Этот изысканный материал часто называли «белым золотом», он ценился очень высоко, поэтому фарфоровые яйца были редки, очень дороги (поистине царский подарок!), и сохраняли их бережнее других.

Что изображалось на царских яйцах?  Корона, вензеля – первые буквы имени и отчества, по которым можно было определить, кому они принадлежали. Например, «АФ» и корона сверху – императрице Александре Федоровне, «МФ» – Марии Федоровне, буква «Н» и римская цифра II – Николаю второму.

Во времена императоров Александра II и Александра III ко двору поставлялось 1000—1500 яиц разных категорий. Известно, что в это число входили яйца с вензелевым изображением имени Их Императорских Величеств, по 50 или по 100 с каждым вензелем, по 50—100 яиц «с живописью святых», остальное количество составляли яйца так называемые «обыкновенные, с живописью цветов и орнаментов».

В начале ХХ века на Императорском фарфоровом заводе изготавливали фарфоровые яйца с вензелями членов семьи последнего русского императора Николая II специально для царской церемонии «христосования».

Большинство дорогих и многодельных пасхальных яиц были подвесными и использовались для украшения домашнего киота. Такое яйцо, натуральное или искусственное (полое), имело два отверстия по вертикальной оси, куда продергивалась лента с петлей вверху и бантом или кистями внизу. За петлю яйцо подвешивалось в «красном углу» под иконы. Ленты или тесьму для этой цели подбирали дорогие, их цвет гармонировал с раскраской яйца.

Но самые ценные яйца делали на пьедестале (подставке), чтобы они украшали интерьер и подчеркивали статус владельца.

Благодаря мастерству и изобретательности петербургского ювелира Карла Фаберже некоторые из них стали символом роскоши, богатства и отчасти — царской семьи Романовых.

Мы переходим в зал Пасхальных яиц Фаберже и узнаем, что представленная коллекция считается второй по величине в мире (после Кремля). Она вернулась на Родину благодаря усилиям предпринимателя Виктора Вексельберга, который купил на аукционе это собрание Форбса (всего 15 яиц), и в 2013 году выставил их на всеобщее обозрение в отреставрированном дворце Шуваловых-Нарышкиных на Фонтанке — новом Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

Мы рассматриваем самое первое яйцо, которое мастер и его ювелиры создали в 1885 году по заказу императора Александра III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны.  Совершенно гладкое белое яйцо-скорлупа, а внутри — круглый золотой желточек, он тоже открывается и там, изготовленная из цветного золота, курочка с рубиновыми глазками, в ней был еще один сюрприз – точная копия императорской короны, и, наконец, в ней – рубиновая подвеска в форме яйца. Увы, оба последних сюрприза бесследно утрачены.

Но самое знаменитое яйцо – желтое с сюрпризом–каретой, неизменно восхищает юных посетителей. Карета – точная копия настоящей, у нее крутятся колесики, открываются дверцы, и в салоне есть маленький крючок, на котором когда-то висело изумрудное яйцо — подвеска.

Императрица была так очарована творениями Фаберже, что ювелир получил статус придворного мастера и право на выполнение важнейших заказов императорского двора, включая пасхальные яйца. Каждое из них – это произведение искусства с каким-нибудь сюрпризом. Например, в одно их них был спрятан раскрывающийся трилистник с миниатюрными портретами членов царской семьи, бутон желтой розы, миниатюрный состав поезда, озеро с лебедем, павлин, глобус и т.п. Часто выполнялись яйца-часы с заводными механизмами и выпрыгивающими петушками или кукушками.

Император Николай II продолжил традицию роскошных подношений, и каждую Пасху дарил одно яйцо своей матери Марии Фёдоровне, и второе жене – императрице Александре Фёдоровне.

Ребята узнали об особенностях украшения драгоценных пасхальных яиц и техниках, которые использовали мастера фирмы Фаберже при работе над государственным заказом.

Как выяснилось при повторении усвоенного материала, мальчишкам больше всего понравилось яйцо с каретой, девчонкам — яйцо с ландышами.  Оно предназначалось императрице Александре Фёдоровне, которая должна была отыскать в декоре кнопку-жемчужину, нажать ее, после чего сверху выдвигалась панель с миниатюрами «Ники» и двух дочерей – Ольги и Татьяны.

В период с 1885 по 1917 годы Карл Фаберже создал 71 пасхальное яйцо, из которых 54 — императорские.

Последние дошли до нашего времени в количестве 48 штук, остальные утеряны.

Любопытно, что только одно яйцо из августейшей серии покинуло Советскую Россию вместе с законной владелицей — в 1918 году императрица Мария Фёдоровна увезла с собой в Данию дорогой подарок сына – яйцо «Георгиевское». Остальные драгоценности семьи Романовых в пылу революции и послереволюционных событий исчезли или были проданы, словом, разлетелись по миру кто куда.

Вдохновленные экскурсией и оригинальными шедеврами Фаберже, ребята отправились в творческие мастерские музея Фаберже, где обычно проходит вторая часть программы – мастер-класс по росписи пряничного яйца с помощью разноцветных кондитерских глазурей и пищевых обсыпок.

Экскурсовод София предложила ребятам вспомнить самые красивые пасхальные яйца музея и попробовать создать нечто подобное своими руками.  Надо отметить, дети творили с энтузиазмом! Для удобства на столах лежали картинки яиц Фаберже из коллекции музея, но все стремились разработать собственную концепцию – никто не ограничивал свою фантазию, ни в цветах глазури, ни в количестве декора.

Готовые пряники-яйца отправлялись на сушку, а юные художники продолжали творить, выражая свои впечатления карандашами и фломастерами уже на бумаге. Красивая тема не отпускала!

Каждый пасхальный шедевр по мотивам коллекции произведений Музея Фаберже был упакован и перевязан ленточкой. Пряник можно было отнести домой или съесть, далеко не отходя — в кафе музея. Кстати, там тоже присутствуют яйца и в декоре помещения, и в витрине кондитерских изделий местного производства. Мы соблазнились яйцом-пирожным с манговой начинкой и миндальным суфле. Это стало логичным и очень вкусным завершением нашей программы.

Для детей музей Фаберже также проводит экскурсии: «Драгоценный зоопарк Фаберже», «Диковинные вещицы Фаберже» и обзорная экскурсия по залам Музея Фаберже.

https://fabergemuseum.ru/posetitelyam/detyam/

Детские тематические программы в Музее Фаберже проходят два раза в неделю – в субботу и воскресенье в 12:00 Продолжительность программы: 90 минут

Билеты можно приобрести на сайте (http://tickets.fsv.ru/ru/#id=263) или в кассе музея в день посещения.

Стоимость билета — 600 руб, парный (1 ребенок+1 взрослый) — 1000 руб.

Телефон для справок: +7 (812) 333 26 55