Дом царской кормилицы в Тосно
Тосненский историко-краеведческий музей был образован в 1991 году, но идея развернуть его экспозицию в сторону владельцев старинного каменного двухэтажного особняка XIX века, показать историю первой станции на Государевой дороге через жизнь кормилицы последнего русского царя принадлежит В.В. Знаменову – бывшему директору ГМЗ «Петергоф». Во время своего визита в музей, он вдохновил его сотрудников к реализации этой идеи.
Дело в том, что в этом доме с середины XIX века проживала семья Марии Андреевны Смолиной – кормилицы венценосного младенца Николая Александровича Романова, и этот факт, по мнению опытных музейных экспертов, нельзя было обойти стороной. Так, в 2018 году открылась уникальная экспозиция музея, посвященная почти забытому явлению дореволюционной России – «Дом царской кормилицы».
Как известно, раньше в аристократической среде не принято было титулованным матерям самостоятельно вскармливать своих детей, для этих целей в дом брали кормилицу из народа. Что касается царской семьи, то закон о престолонаследии обязывал наследников жениться на иностранных принцессах, в результате чего, процент русской крови у великих князей стал ничтожно мал. Дабы как-то уравновесить негативную тенденцию, Павел 1 ввел обязательное правило – приглашать в качестве кормилиц для царских детей простых русских женщин, дабы они со своим молоком передавали высокородным чадам лучшие черты русского характера. Тот факт, что будущего наследника престола вскармливала русская крестьянка, и он имел в деревне молочных братьев и сестер, крестников, было частью идеологии народного самодержавия, важным звеном в фундаменте связи царя и народа. Начиная с младенца Николая Павловича, эта традиция сохранялась из поколения в поколение Романовской династии вплоть до 1917 года.
Обычно подбор кормилицы осуществлялся за месяц до рождения ребенка придворными поверенными медиками в деревнях Петербургской губернии. Претендентка – молодая женщина должна была обладать отменным здоровьем и хорошей наследственностью, происходить из добропорядочной семьи, иметь высокие моральные качества и хорошую репутацию.
Работа в царских покоях для кормилиц была обременительной и весьма закрытой – за все время пребывания во дворце они не имели возможности съездить домой или выйти в город, чтобы не принести никакой болезни для царского младенца. Правда, родственники мамки-кормилицы могли приехать к ней повидаться, но издалека.
Таким образом, своих родных детей «счастливая избранница» не кормила и даже не имела права их видеть несколько лет, впрочем, награда за эти лишения была высокой.
Кормилицы выполняли свои обязанности до достижения грудничками 2-х летнего возраста, получая ежегодное жалование от 100 до 1000 рублей. По окончании службы каждой царской кормилице полагалось единовременное пособие, новый дом в деревне, пожизненная пенсия, приданное – постельное белье, наряды, украшения и пр.
Вот почему царская кормилица считалась избранной женщиной, в народе говорили «год кормила, а век кормилицей слывет».
Итак, для родившегося 6 мая 1868 года первенца Николеньки Романова кормилицу нашли в деревне Тосно, что стояла на Государевой дороге в 50 верстах от Санкт-Петербурга. Это была Мария Андреевна Смолина (в девичестве Корчагина) из семьи потомственных ямщиков. В 1866 году она родила первую дочь, и когда через два года была на сносях вторым ребенком, ее и присмотрели царские лекари. Марии на тот момент был 21 год, она сияла красотой и здоровьем, и по всем статьям подходила для роли кормилицы цесаревича.
В первом зале Тосненского музея воссозданы элементы интерьера комнаты кормящей мамочки XIX века – панцирная кровать с горой подушек, рядом детская кроватка, шкаф, комод, швейный уголок, образцы женского костюма и белья той эпохи.
Тосненскому музею повезло – последняя хозяйка особняка Лидия Александровна Смолина (внучка кормилицы), успела передать перед кончиной любопытные сведения о своей бабушке, некоторые ее личные вещи, документы и фотографии. Сегодня они представлены в витринах основной экспозиции – это пояс, воротничок и прочие элементы одежды Марии Смолиной, отмеченные монограммой «МС». Здесь же можно увидеть типологические вещи (кошелек, бусы, милые безделушки), которые могли подарить кормилице после окончания службы члены царской семьи.
Интересно, что в крестьянской и мещанской среде старой России зачастую практиковалось искусственное вскармливание. Младенцев после рождения довольно быстро переводили на коровье или козье молоко, используя специальные рожки для кормления из рога, металла или стекла.
В музее представлены некоторые виды таких рожков, включая латунный из Владимирской губернии. На нем выгравирована надпись-оберег: «Бог милует и питает младенца своя».
По некоторым сведениям, Мария Смолина исполняла свои обязанности при цесаревиче несколько месяцев, а затем у нее пропало молоко, и она вернулась домой, получив денежное содержание, золотые украшения и одежду. Увы, вторая дочь Марии умерла летом того же 1868 года, но после царской службы у Смолиных родилось еще шесть детей. Кстати, восприемницей их последнего сына Ивана стала императрица Мария Федоровна – мать Николая II.
Очень эффектно выглядит манекен с традиционной униформой царских кормилиц, введенной императором Павлом I. Он повелел одевать придворных мамок в русский сарафан дорогого шитья, кокошники, жемчужные украшения, которые изготавливались за счет казны, хранились в царских резиденциях и выдавались кормилицам на время службы или последующих визитов во дворец. Эта форма одежды строго соблюдалась и несла в себе национальную идею.
Между кормилицами и их молочными детушками устанавливались особые трогательные отношения, которые продолжались всю жизнь. Кормилицы обыкновенно приезжали навестить своих венценосных питомцев во дворец на День Ангела, Пасху и Рождество. Иногда царские дети настолько привязывались к своим кормилицам, что просто не хотели их отпускать!
В обновленной экспозиции Тосненского историко-краеведческого музея удачно использованы интерактивно-мультимедийные элементы. Например, зеркало-экран, где нон-стоп идет живая экскурсия о кормилицах, задаются самые животрепещущие вопросы и тут же даются ответы на них.
Другая интересная находка – окна-экраны, в которых современный посетитель может увидеть основные моменты жизни главной дороги Российской Империи XIX века. Например, проезжающие брички, экипажи, почтовые кареты, смену времен года, заготовку леса, праздничные гулянья, строительство железнодорожной станции, прибытие паровоза и, наконец, удивительное шествие цирковых слонов.
Во втором зале музея представлен интерьер кухни-столовой зажиточного дома русских мещан, где собрана интересная коллекция кухонной утвари, медной посуды, старинных приспособлений для переработки продуктов, о значении которых современному потребителю надо поломать голову.
В центре дома сохранилась русская печь-кормилица, обустроенная со всех сторон именно так, как было принято в хозяйстве полтора века назад – чугунная плита, полати, дровница, ниши для сковородников, утюгов, горшков…
В углу красуется буфет с фаянсовой посудой, у окна – стол с самоваром и полной чайной сервировкой, всегда готовой к употреблению. На Руси любили пить чай по нескольку раз в день, заодно и перекусывать пирогами.
Самый диковинный предмет сервировки – стеклянный сосуд-мухоловка. На его дно наливался сахарный сироп, через узкое горлышко, мухи, влекомые запахом, залетали внутрь, а вылететь уже не могли, для верности непрошеных гостей закрывали пробкой.
В третьем зале воспроизведена торговая лавка, которую предприимчивые Смолины держали в своем доме. Сегодня организованные группы туристов здесь встречает любезный приказчик, предлагающий разные товары дореволюционного происхождения. Он демонстрирует в действии старинные весы, поясняет значение мер и объемов, рассказывает, по какому принципу раскладывались товары на полках, как хранились разные продукты, и почему местный хлеб иногда попахивал керосином.
Здесь можно услышать интересные истории про то, как шел торг и что можно было купить, скажем, на один рубль серебром, а еще увидеть настоящую сахарную голову, распиленную или упакованную целиком.
Накануне Международного женского праздника и Дня своего рождения в Доме царской кормилицы открылась выставка «Дети берутся из маминых сказок», подготовленная Тосненским историко-краеведческим музеем совместно с Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником.
Из фондов последнего представлено 52 предмета, датируемых XIX – второй половиной XX века: игрушки, детские фотографии, книги в помощь родителям, одежда для новорожденных. Центральный экспонат выставки – этюд «Кормилица» кисти В. Маковского.
Безусловно, эта выставка гармонично вписалась в основную экспозицию музея, посвященную истории промысла кормилиц в Петербургской губернии и народного быта этих мест.
Тосненский историко-краеведческий музей распложен на Московском тракте (перекресток проспекта Ленина и улицы Советской). Тосно, пр. Ленина 47А.
Работает ежедневно, кроме воскресенья и понедельника с 10.00 до 19.00.
Стоимость входного билета: 160 руб. взрослый, 80 руб. пенсионеры, лица 16-18 лет, дети до 16 лет – бесплатно.
Стоимость экскурсии на человека – 100 р.
Экскурсии проводятся для групп по предварительному заказу – 8 (813-61) 25 956.