Музей Булгакова в Москве: три в одном

Государственный музей им. Булгакова или он же — «Нехорошая квартира» из романа «Мастер и Маргарита» находится по адресу: улица Большая Садовая дом №10, (в романе дом № 302 «Бис»).
Седьмая глава произведения так и называется «Нехорошая квартира» и описывается она, буквально, так: «…квартира эта — №50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией…два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать…об исчезнувших и о проклятой квартире долго в доме рассказывали всякие легенды…».
Больше всего злополучная квартира запомнилась читателям из-за самых смешных и мистических сцен в ней происходивших – похмельное пробуждение и волшебное перемещение Стапана Лиходеева в Ялту, визиты корыстных просителей к г-ну Воланду, налеты НКВД и Великий бал у Сатаны.


Эту квартиру М.А. Булгаков писал с вполне реальной коммуналки, ставшей первым местом проживания писателя в Москве. Как известно, он прибыл в столицу вместе со своей первой женой Татьяной Николаевной Лаппе осенью 1921 года и поселился в небольшой комнате квартиры №50, а потом — в №34 на Большой Садовой.
В доме № 302 «Бис», за три года Михаил Афанасьевич написал несколько произведений, которые впоследствии прославили и дом, и жильцов. Но самая громкая слава свалилась на квартиру №50 после выхода романа «Мастер и Маргарита». Все понимали фантасмагорию описанных событий, но все равно хотели увидеть, представить, соотнести… Долгие годы люди приходили во двор легендарного дома, чтобы просто постоять.
Государственный музей им. Булгакова был учрежден Правительством г. Москвы только 26 марта 2007 года, он стал первым и пока что единственным в России мемориальным музеем, который посвящен жизни и творчеству замечательного русского писателя.


Сегодня визит в «Нехорошую квартиру» в доме 302 «Бис» по улице Садовой начинается с стилизованных вывесок, театральной подворотни, скульптурной группы из узнаваемых персонажей бессмертного романа у входа (клетчатый Коровьев и Бегемот с примусом).
Однако, самое яркое впечатление на посетителей производит 6-й подъезд дома. Каждый миллиметр стен от входной двери сплошь до 4-го этажа изрисован мистическими картинками, исписан цитатами из книг М. Булгакова и разными пожеланиями тех, кто в разное время поднимался в мемориальную квартиру №50. Видимо, есть какое-то поверье на этот счет:))
Сотрудники музея умышленно не очищают стены от этой «всенародной любви», но с недавних пор предусмотрели более цивилизованный способ передачи личных просьб любимым героям, и установили на фасаде дома бронзовый почтовый ящик «Письма Мастеру».


За входной дверью в квартире Булгакова начинается длинный коридор, по обе стороны которого располагаются комнаты, а сверху – овальные и квадратные окна, обнаруженные после глобальной очистки стен квартиры от вековых наслоений коммунальной жизни. Оказывается, все просто: естественный свет из комнат освещал темный коридор и дальше попадал в уборную или ванную. Такой архитектурной системой подсветки пользовались в жилых домах до 1960-х годов, к тому же это давало возможностью сэкономить электричество.


Главный объект прихожей — столик из дерева с мраморными инкрустациями и категоричной табличкой «Стол М.А. Булгакова». Судя по фотографиям, сделанным в квартире писателя в Нащокинском переулке, именно этот столик стоял у него в прихожей. Так что в музее он занял вполне законное место!
Слева от входа — гардероб и касса, оформленные в стилистике 20-х годов прошлого века, справа – «Синий кабинет» — образ последнего рабочего места Михаила Афанасьевича в Нащокинском переулке, воссозданный по воспоминаниям родственников и близких друзей писателя. По мнению третьей жены — Елены Сергеевны Шиловской, лучше всего на работоспособность Булгакова оказывал синий цвет, поэтому стены были выкрашены насыщенной лазурью.
В «Синем кабинете» собраны отдельные уголки творческой обстановки из подлинных предметов мебели писателя, которая спустя 70 лет после его смерти поступила в музей.


Несомненный раритет кабинета – бюро-секретер красного дерева эпохи Александра Первого – подарок Елены Сергеевны на именины, который украсил Нащокинскую квартиру Булгакова. По легенде, этот секретер стоял в доме на Никитском бульваре, где провел последние годы жизни Н.В. Гоголь. Булгаков любил антиквариат, да еще с историей, и по свидетельству близких, с удовольствием работал за этим секретером при горящих свечах в 1930-х годах. Получается, что именно на этой краснокожей столешнице рождался его бессмертный роман «Мастер и Маргарита».
Бюро — редкий образец мебели, представляющий собой соединение секретера и конторки, скрытой под видом верхнего выдвижного ящика, имел множество потайных полостей и отделений. Находки, сделанные во время его реставрации в 2018 году, удивили специалистов. Сегодня они и оригиналы других булгаковских вещей представлены под стеклом секретера – фотография Гоголя, кожаная папка для бумаг, синий карандаш для правок, кулон в виде записной книжки, словарь, подсвечник, машинописная копия «Мольера» и другие мелкие предметы.


Минуем реконструкцию «Синего кабинета» и двигаемся вглубь длинного коридора, комната М.А. Булгакова находилась в центре него. Как это часто бывает в жизни, чем больше лишений, тем плодотворнее творческая деятельность. В этой коммуналке писатель был невероятно плодотворен и работал над «Записками юного врача», «Роковыми яйцами», «Дьяволиадой», «Морфием» и «Белой гвардией».
Возле окна комнаты стоит массивный стол с резными тумбами, но при Булгакове его здесь не было, он принадлежал дяде писателя, жившему до революции в «Кулагинском» доме – врачу Н.М. Покровскому, который послужил писателю прототипом профессора Ф.Ф. Преображенского. Михаил Афанасьевич, несомненно, бывал в гостях у дяди и видел этот стол и именно его представил в романе «Собачье сердце», как деталь интерьера в квартире своего героя.

На противоположной стене полупустой комнаты Булгаковых в квартире №50 сейчас разместилась выставка «Дневник писателя». Дело в том, что с переездом в Москву, Михаил Афанасьевич начал вести системные записи, охватившие период трех лет жизни на Большой Садовой и год – в других коммуналках столицы. Он фиксировал события, происходившие в стране и мире, описывал бытовые мелочи в «проклятой» квартире, московские новости (от курса рубля и новых трамвайных маршрутах до локальных пожаров и происшествий) и многие другие, на его взгляд, важные факты. И вот, теперь все эти события собраны в виде подлинных публикаций и копий в той самой комнате, где был написан дневник. Из целого вороха газет, журналов, книг, афиш и фотографий организаторы выставки воссоздали дух эпохи и первых московских лет М.Булгакова.


Квартира №50 выглядит полупустой, светлой, личных вещей писателя не так много — они собранные с его разных квартир или подарены музею родственниками.
Если честно, то ожидания от музея, как от «Нехорошей квартиры», не оправдываются. Никакой мистики и даже обстановки, приближенной к той, что описал Булгаков в романе, здесь нет. Как сказали мне сотрудники музея, еще до 2015 года экспозиция хоть как-то перекликалась с романом и погружала посетителей в среду Москвы 30-х годов, но потом пришло другое руководство и полностью перекроило структуру музея.
В месте, где раньше принимал у горящего камина перепуганных москвичей мессир Воланд, роскошно закусывала его свита, починял примус Бегемот и прислуживала откровенная Гелла, сегодня проходят выставки, лекции, концерты и спектакли театра им. М.Булкакова. От прежней мистической обстановки осталась только кухня и гостиная, остальные комнаты переоборудованы под аскетичные выставки.


Гостиная в конце коридора квартиры №50 до революции была местом сбора курсисток. В 2010 году в ней развернулась экспозиция, воссоздающая атмосферу уюта киевского дома, о котором с ностальгией Булгаков вспоминал в Москве. Если в столице он занимал одну комнату в перегруженной коммуналке, то в Киеве это был собственный дом на Андреевском спуске, где вырос писатель, и духовным центром для многочисленной семьи служила просторная гостиная.
Старинная мебель, гравюры, фортепьяно XIX века, с разложенной на нем партитурой любимой оперы Михаила Афанасьевича «Фауст», бархатные шторы и абажур – все это атрибуты устроенной жизни из юности писателя и главных героев его романов «Белая гвардия» и «Дней Турбиных».
Кстати, на этом фортепьяно любила играть вторая жена писателя — Любовь Белозерская, которая обладала хорошим музыкальным слухом.
Впрочем, и сейчас гостиная не утратила своего предназначения, в ней часто проходят камерные спектакли и концерты.


Но самое колоритное место «Нехорошей квартиры» — коммунальная кухня, которая являлась для Булгакова кладезем ярких впечатлений и кузницей сатирических образов для многих его произведений. Экспозиция представляет собой реконструкцию некоторых уголков из старинных предметов и утвари, которыми могли пользоваться советские граждане в нэпманскую эпоху, а также инсталляцию из табуретов и прочего кухонного хлама, загромождающего обычно все свободные углы в коммуналках.
Ясное дело, что венчает всю эту композицию прославленный примус, да еще на фоне портрета Ленина! На этой кухне легко себе представить суету соседей, их перебранку, кипение котлов, вездесущие веревки с бельем, печку-буржуйку, в которой постепенно сгорел весь пигитовский паркет.


В общем коридоре и некоторых комнатах «Нехорошей квартиры» сегодня представлена экспозиция «История дома Пигит», где собраны воспоминания о дореволюционных интерьерах дома. Это чертежи, фотографии, документы, старинные обои с тиснением, монументальные батареи и лепнина.
За более, чем столетнюю историю в доме жили рабочие табачной фабрики «Дукат» и художники, эсеры и потомственные дворяне, врачи и печатники соседней типографии, сотрудики НКВД и хиппи.
Музей Булгакова шесть лет ведет научно-исследовательскую работу по созданию истории дома №10 на Большой Садовой, рассказанной его жителями. Собственно, результатом этой работы и стал выставочный интерактивный проект – своеобразная машина времени, раскрывающая перед нами тайны разных квартир, их жителей всех поколений и самые интересные истории легендарного дома.


Сегодня Государственный музей им. Булгакова на Большой Садовой — один из самых популярных музеев Москвы, и его появление стимулировало возникновение сопутствующих учреждений в упомянутом доме. Так, этажом ниже находится «Квартира 49», где устраивают мистические квесты, на втором этаже — обустроена «Хорошая квартира» — мини-отель.
Если пройти через двор в соседний подъезд, то вы окажетесь в музее-театре «Булгаковский Дом», по соседству с ним – театр им. М.А. Булгакова, а еще есть студия П.П. Кончаловского. В общем, сегодня дом с богатой историей может предложить туристам много разных опций, завладев их вниманием, как минимум на полдня.
Итак, второй объект «must seе» Булгаковского дома — одноименный театр-музей на первом этаже с красиво оформленным входом. Его украшает скульптурная группа гротескных героев романа «Мастер и Маргарита», барельефы, кованая скамейка и фонарь в стиле модерн.


Экспозиция «Булгаковского дома» также посвящена жизни и творчеству замечательного писателя, в трех его залах экспонируется архив фотографий, документов, публикаций, примечательные вещи эпохи.
Среди наиболее ценных экспонатов музея — папка и кожаный плащ М. А. Булгакова, его портрет, оформленный сестрой; коллекция медицинских инструментов из больницы, в которой он работал, сумочка жены писателя Л. Е. Белозерской и пр.
Вся площадь квартиры организована как интерактивное пространство, где есть место для постоянной экспозиции и выставочных проектов, проведения мастер-классов. В уютном атмосферном рэтро-кафе любит собираться московская интеллигенция и обычные посетители музея, чтобы обсудить за чашкой кофе свои впечатления.


В каждом зале «Булгаковского дома» установлены старинные телефонные аппараты – это действующие аудиогиды. Можно снять трубку и прослушать краткую экскурсию, а еще — связаться с некоторыми персонажами романа «Мастер и Маргарита». Все номера телефонов абонентов указаны рядом на табличке.
В коридоре квартиры установлен макет трамвая № 302, курсировавшего «…по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную…», и ставшего причиной смерти бедного Берлиоза. В окнах трамвая запечатлена его голова и искаженное ужасом лицо вожатой – русской женщины, комсомолки…
В самом трамвае и потайных комнатах квартиры проходят тематические и театрализованные экскурсии. Еще музей-театр гордится своей уникальной электронной экспозицией, посвященной биографии и творчеству М. А. Булгакова. Она содержит более 500 фотографий и документов, а также фрагменты из фильмов и спектаклей по произведениям писателя.


В 2011 году на базе культурного центра «Булгаковский Дом» был открыт Театр им. М.А. Булгакова, ставший логичным дополнением всего музейно-литературного комплекса. Разумеется, основу репертуара театра составляет булгаковское наследие.
Сегодня наполовину театральный, наполовину музейный коллектив булгаковского дома живет как единый творческий организм, увлекая посетителей в удивительный мир любимого писателя. Здесь постоянно проходят литературные вечера, театральные экскурсии, здесь всегда можно встретить харизматичных людей, художников, артистов.
Если повезет, то и живого кота Бегемота, который давно считается полноправным сотрудником музея и любимцем всех его гостей. Говорят, пушистый баловень гуляет сам по себе, любит дремать на лавочке рядом с памятником Михаилу Афанасьевичу, иногда совершает обход музея, но излишнего внимания со стороны посетителей не терпит. Характер у него бегемотовский!

Государственный музей им. Булгакова, он же «Нехорошая квартира» находится по адресу: ул. Большая Садовая, дом 10, подъезд 6, этаж 4, квартира №50 (Метро Маяковская).
Работает ежедневно, кроме понедельника
вторник – среда с 12 до 19.00
четверг – с 14 до 21
пятница – воскресенье – с 12 до 19
Стоимость билетов: 200 – 100

Музей-театр «Булгаковский Дом» на первом этаже того же дома открыт ежедневно:
Понедельник – четверг – 13:00 – 23:00
Пятница – 13:00 – 01:00
Суббота – 12:00 – 01:00
Воскресенье – 12.00 – 23.00
Вход свободный, дополнительно оплачиваются специальные экскурсии и программы.