Бермудский треугольник Петербурга

Согласно исследованию разных мобильных приложений, туристы из Москвы и регионов России в последние годы все чаще интересуются необычными достопримечательностями Северной столицы. В топ-10 их интересов вошли: Аэролифт – воздушный шар на Пироговской набережной, крыши Петербурга, Ротонда на Гороховой, «Дом исполнения желаний» и «Бермудский треугольник» в районе Сенной площади. Последнему стоит уделить особое внимание, поскольку это целый городской район с любопытной паранормальной историей.

“Бермудским треугольником” в Санкт-Петербурге принято называть территорию от Сенной площади до канала Грибоедова, и далее по нему до Вознесенского проспекта, потом до улицы Декабристов, и от нее – обратно к  Сенной. Получается топографический треугольник в центральной части города.

Она содержит охранную зону Достоевского, Кокушкин и Столярный мосты через канал Грибоедова и не очень-то привлекательные кварталы из тупиковых улиц и дворов-колодцев. Тем не менее, это культовое место Санкт-Петербурга!

Почему Бермудский треугольник? На то есть несколько причин.

Во-первых, в дореволюционный период район изобиловал питейными заведениями. В начале XVIII века здесь была Переведенская слобода, в которой жили мастеровые, приписанные к Адмиралтейству, где со временем, сформировался Столярный переулок и три улицы, пересекавшие его – Большая Мещанская (ныне Казанская), Средняя Мещанская (Гражданская) и Малая Мещанская (ныне Казначейская) улицы. Сами названия говорят о социальном составе населения, сконцентрированном здесь: ремесленники, мастеровые, бедные чиновники низших классов, мелкие торговцы, принадлежавшие к мещанскому сословию.

Самое оптимистичное место квартала – Кокушкин мост с видом на «канаву», как называли в XIX веке Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), а от него расходились серые, доходные дома в 4-5 этажа, с балконами, скошенными углами и темными подворотнями.

Почти в каждом доме «треугольника» присутствовал кабак, трактир или рюмочная. Даже мост, соединяющий Казанский и Спасский острова назван по имени купца – владельца, находившегося поблизости шантана – Кокушкиными. А рядом дышало «чрево Петербурга» — Сенная с ее знаменитым рынком, куда по Екатерининскому каналу подвозили на лодках разные товары, в том числе свежую рыбу, отчего по округе распространялся специфический запах. В общем, то еще место! Говорят, слабовольный человек попадая сюда, мог надолго затеряться в сетях порока, буквально, пропасть…Как в Бермудском треугольнике.

Сегодня в Столярном переулке в бывших злачных цоколях открыто несколько других, вполне симпатичных ресторанов, где туристы могут ощутить связь эпох.

Вторая причина – литературная. Район Столярного переулка стал прибежищем для великих русских писателей и местом, где разворачивались трагические, мрачные или мистические действия их произведений, где страдали и совершали страшные поступки известные литературные персонажи.

В 1829 году возле Кокушкина моста в большом доме, принадлежавшем купцу И. Д. Зверкову, поселился никому еще не известный Н. В. Гоголь-Яновский. Здесь он написал «Вечера на хуторе близ Диканьки», сюда же направил героя из «Записок сумасшедшего» Поприщина: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец, к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова». Эка машина!». Помните, чем закончил Поприщин? Он с подлинно королевским достоинством встречает страдания, заслуженно предназначенные, по его убеждению, Фердинанду VIII; терпит насилие и унижения от «испанских депутатов», получает «два раза палкою по спине» от «великого инквизитора». В финале герою выбривают голову, льют на неё холодную воду, и он предстает в образе христианского мученика.

Чуть позже М.Ю. Лермонтов «поселил» в доме Зверкова героя своей неоконченной повести «Штосс» – Лугина, который столкнулся здесь с приведениями и прочими жуткими явлениями.

Вот, как писатель описывает злополучный квартал: «По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, — да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивочной лавочке, когда оттуда вытаскивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например… у Кокушкина моста».

В лермонтовском «Штоссе» явно прослеживаются настроения, звучащие в гоголевском «Портрете», «Невском проспекте» и «Записках сумасшедшего». Скорее всего, несчастного Лугина, играющего с дьяволом и распродающего своё имущество в ожидании «бездны», тоже ждет палата умалишенных, как Поприщина и пушкинского Германа.

Неподалеку от дома Зверкова находился дом купца Алонкина, где жил Ф.М. Достоевский, а чуть дальше по Столярному на пересечении с Гражданской улицей стоит дом Раскольникова. Они образуют охранную зону Достоевского.

Здесь обитал герой романа «Преступление и наказание», здесь он задумал зловещий план и отсюда отправился до Кокушкина моста и далее по набережной «канавы» до Средней Подьяческой улицы, где жила старуха-процентщица…

Эту часть непарадного Петербурга писатель изобразил как безысходную громаду, нависающую над персонажами, ограничивая их в пространстве нищеты, преступности и пьянства. В первой главе романа он говорит об особой вони, известной «каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Раскольников выходит из своего убого жилища прямо в эту вонь, духоту, толкотню, проходит мимо пьянчуг. «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека…», – пишет Достоевский.

Сегодня на доме №5 установлен брутальный барельеф писателю и пара памятных табличек.

Есть мнение, что русские писатели не случайно разворачивали действия самых мрачных своих романов в этом районе Сенной площади, дескать, он подпадает под действие негативных природных факторов.

Поэтому третья, самая свежая версия происхождения «Бермудского треугольника» в Санкт-Петербурге связана с выявлением геопатогенных зон, образованных геологическими разломами на стыке Балтийского щита с Русской платформой. Ученые считают, что их наличие в некоторых частях города отрицательно влияет на самочувствие, поведение и творческую энергию человека, при условии его длительного пребывания в зоне разлома.

Одна из них как раз находится в районе Сенной, и обозначена тем самым треугольником. Не только классики «Золотого века» русской литературы, но и местные жители до сих пор утверждают, что не раз замечали за собой плохое самочувствие и апатию.

Впрочем, влияние разлома может быть и позитивным, а то, как же объяснить удивительные свойства «Дома исполнения желаний», который находится в «треугольнике» на пересечении Гражданской улицы и Вознесенского проспекта?

В этом красивом доходном доме XIX века жили купцы, белошвейки, ремесленные люди, в парадных апартаментах обитали дворяне и чиновники. Первый этаж традиционно занимали лавочки, булочные и чайные. Считалось, что все жильцы дома отъявленные везунчики. Тому было немало доказательств – купцы неожиданно богатели, чиновники продвигались по службе, студенты блестяще сдавали экзамены, влюбленные соединялись, артисты имели успех на сцене и т.д. В старом Петербурге существовала легенда про выпечку пекарши Софьи, работавшей в булочной «волшебного дома», якобы та приносит удачу. Даже бытовала такая ободряющая поговорка: “Сходи к Софье, съешь вафли”!

Сегодня булочной в доме нет, на углу открыт сетевой продуктовый магазин, а чуть дальше – небольшое бистро. Гостеприимные администраторы отлично знают легенду дома и, идя навстречу пожеланиям своих гостей, организовали в зале ящик для написанных пожеланий. Раньше в доме процветал уютный мини-отель, куда приезжали даже иностранцы, узнав о чудесах этого места. Увы, с недавних пор его закрыли, как и прочие отели в жилых домах Санкт-Петербурга.

Говорят, для того, чтобы воспользоваться магией «Дома исполнения желаний»,  не обязательно в него заходить, достаточно просто рядом постоять, погулять, наполниться энергией и помечтать. Ваши помыслы должны быть исключительно светлыми, а желания — сильными и искренними, тогда сбудутся!
Туристы приезжают в «Бермудский треугольник Петербурга», чтобы ощутить его уникальную энергетику, представить себе бегущего Раскольникова или задумчивого Гоголя, постоять возле дома Достоевского, подивиться метке-указателю уровня воды 7 ноября 1824 года, пройтись вдоль изогнутого канала, по его симпатичным мостикам, зайти в концептуальные кафешки…

Недавно, почти в тупике Столярного переулка открылся замечательный винтажный салон, отсылающий нас к эстетике прошлых веков и воссоздающий неповторимый шарм старого Петербурга.