Варкаусу очень повезло с Музеем механической музыки

В небольшом финском городке Варкаус находится один из самых уникальных музеев страны – Музей механической музыки (Mekaanisen Musiikin Museo), который признан лучшим музеем данной направленности в Европе и входит в 10-ку мест Финляндии обязательных для посещения туристов.

Два этажа, семь экспозиционных залов, четыре сотни уникальных музыкальных аппаратов, заводимых с помощью ручек, педалей, кнопок, монет и т.д. Среди самых старых – шарманки, музыкальные шкатулки, пианино, скрипки, аккордеоны, граммофоны и первые музыкальные автоматы размером с шкаф. Гордость музея – самый большой в мире оркестрион Popper Goliath, имитирующий ладное звучание 75-ти инструментов.

Увидев все собственными глазами в ходе инфотура, организованного офисами Visitsaimaa, Visitvarkaus и компанией Nordica, могу со всей ответственностью заявить – только ради этого музея стоит посетить Варкаус!

Трудно сказать, что больше впечатляет в Музее механической музыки – уникальные  экспонаты или экскурсия-шоу в исполнении директора – Павла Кемпфа.

Раньше на этой арене блистал его отец – Юрген, и вот теперь лучшие традиции лицедейства продолжает сын. Многие в Варкаусе называют семейку Кемпф сумасшедшей, но в этом «безумии» и увлеченности музыкальной механикой они прекрасны!

Павел – потрясающий экскурсовод! Он бережно включает каждый прибор, демонстрирует сложную работу механизмов, приглашает заглянуть внутрь, при этом подпевает заводным мелодиям, приплясывает и даже наряжается в забавные костюмы. Интерьер и аксессуары – все работает на создание стилистики и атмосферы эпох Любая экскурсия превращается в чудесное представление человека и машин.

Всего в коллекции Кемпфов 400 экспонатов, по которым можно проследить историю развития механической музыки с середины XVIII века до современности. Ежегодно музей пополняется парочкой старинных «игрушек», которые хозяева реставрируют до степени демонстрационного использования. Он стали профи в своем деле, сегодня к ним обращаются за экспертизой специалисты со всего мира.

Несмотря на внешнюю эксцентричность, Павел обладает весьма глубокими познаниями в истории механической музыки. Прежде, чем начать экскурсию, он погружает слушателей в увлекательный мир «одухотворенных машин» – синтеза музыки, механики и естественных наук, который к слову, начал формироваться более двух тысяч лет назад. В этом музее речь идет не столько о музыке, сколько о научном прогрессе, вечном стремлении человека к изобретательству, забавному эксперименту и развитии индустрии развлечений.

На протяжении веков идея автоматического воспроизведения музыки привлекала внимание знаменитых ученых, инженеров, мастеров точной механики и создателей музыкальных инструментов и часов.

А вы знаете, что еще в IX веке братья Бану Муса изобрели в Багдаде гидравлический или «водный орган», который автоматически проигрывал сменные цилиндры. Также они придумали автоматическую флейту – предположительно первую программируемую машину.

Кстати, цилиндр с выступающими «кулачками» на поверхности оставался основным средством для механического воспроизведения музыки до второй половины XIX века, в том числе и карильона.

Настоящий расцвет механической музыки пришелся на эпоху Возрождения, когда  появляются разнообразные декоративные автоматы, использующие цилиндр для проигрывания мелодий: шарманки (XV век), музыкальные часы и механические спинеты (XVI век), музыкальные шкатулки, ящики (ХVIII век). Все эти устройства могли проигрывать одну или несколько мелодий.

В первом же зале своего музея в Варкаусе Павел профессионально садится за рояль, разминает кисти, и вроде как касается клавиш, но постепенно отрывает от них руки, рассматривает свои ногти, а рояль продолжает играть самые сложные переливы симфонии №5 Бетховена. После того как посетители  оправились от восторга и смеха, он открывает крышку рояля и показывает, как действует сложная система молоточков, рычажков и пружин.

Вообще, механическое пианино впервые было представленооказано на выставке в Филадельфии в 1886 году, в нём использовалась бумажная перфорированная лента, которая позволяла записывать длинные пьесы. С тех пор механизм пианол постоянно совершенствовался, их выпуск продолжался до середины прошлого  века.

Мы также узнали, что за всю историю своего развития механические изобретения воспроизводили музыку, записанную на бумагу, дерево, металлические валики, перфорированные диски и другие приспособления. Помимо человеческих рук, эти механизмы также могли приводиться в действие водой, песком, грузом, пружиной или электричеством.

В каждом зале Павел обращает внимание посетителей на самый любопытный экспонат и обязательно – действующий. В его руках они как бы пробуждаются от сна и начинают раскрывать свои тайны, общаться с хозяином, иногда перепевая друг друга.

Кстати, о музыке. В ходе часовой экскурсии вы услышите произведения Моцарта, Бетховена, Баха, Шуберта, марши, вальсы, танго и песенки, популярные более ста лет назад. В последнем зале, где представлены современные механизмы и первый электронный носитель, разумеется, звучат Битлы, Леди Гага и прочие легко узнаваемые хиты.

Весело и ненавязчиво Павел вовлекает посетителей в потрясающий мир музыкальной техники и несколькими яркими мазками изображает эпоху, когда использовался тот или иной инструмент. Например, уличный орган Амадеус вывозился по праздникам на рыночную площадь и услаждал слух горожан красивой музыкой, а небольшой музыкальный автомат мог стоять в немецком пабе и проигрывать за вечер десятки раз одну и ту же мелодию. Можно понять, почему хозяин заведения в итоге сошел с ума!

Гораздо респектабельнее выглядел большой резной шкаф-оркестрион с множеством мелодий – человек бросал в отверстие монетку, выбирал понравившийся трек и наслаждался громогласным исполнением. Подвыпившая публика с удовольствием плясала под эти «хиты».

Оркестрионы – нечто среднее между органом и гармоникой. Первый переносной орган был сконструирован аббатом Фоглером в 1790 году, в то же время в Праге Томас Антон Кунц создает масштабный инструмент, оснащённый органными трубами и струнами, подобными фортепианным. Оркестрион Кунца имел 2 мануала по 65 клавиш и 25 педалей,  21 регистр, 230 струн и 360 труб. Один из них украшает ныне экспозицию музея в Варкаусе.

В начале XIX века под названием оркестрион или оркестрина понимались большие музыкальные автоматы, приспособленные для имитации звучания целого оркестра. Как правило, это был огромный шкаф, внутри которого помещался пружинный или пневматический механизм, приводимый в действие при вбрасывании монеты. Репертуар таких махин мог достигать 30 произведений. Особой популярностью они пользовались в 1920-е годы в Германии и устанавливались сперва в концертных залах, потом в цирках, и наконец, в кафе. Иногда скучные шкафы дополнялись манекенами колоритных музыкантов. Позднее оркестрионы были вытеснены проигрывателями граммофонных пластинок.

Завершает экспозицию Музея механической музыки в Варкаусе – самый большой в мире оркестрион (оркестрина) Popper Goliath («Поппер Голиаф»). Он весит больше двух тонн и воспроизводит звучание оркестра из 75 музыкальных инструментов. Голиаф, подобно алтарю, занимает целую стену зала, перед ним – несколько рядов кресел, куда рассаживаются подуставшие посетители для кульминационного представления.

Павел рассказывает, как много лет назад директор одного театра решил сэкономить на содержании симфонического оркестра, заказав лучшим мастерам уникальную машину. Тем не менее, он прогадал, ибо ничто не заменит живую музыку! Зато мир получил такое чудо музыкально-инженерной техники, как Popper Goliath. Звучание впечатляет!

Варкаусу, конечно, очень повезло с Музеем механической музыки, который перевезли в Финляндию из Германии в 1981 году немецкие коллекционеры отец и сын – Юрген и Павел Кемпфы. Невинное хобби превратилось для них в дело их жизни. Увлеченность, остроумие  и самоотверженность этих людей восхищает абсолютно всех посетителей музея.

Приятно отметить, что городские власти Варкауса сумели оценить коллекцию и харизму Кемпфов, выделив под их экспозицию прекрасное здание, и до сих пор помогают содержать музей.

Музей механической музыки расположен в Варкаусе на улице Pelimanninkatu, 8.

Музей работает:

В летнее время с 11:00 до 18:00.

В зимнее время по воскресениям – с 11:00 до 17:00.

С 15 декабря по 28 февраля: посещение по предварительной договоренности по телефону: +358 505909297

Стоимость билетов: взрослые – 14 евро, дети с 5 до 15 лет – 7 евро. Для групп действуют скидки.

Как добраться?

Из Санкт-Петербурга до Варкауса проще всего добираться в рамках тематического тура на туравтобусе, можно и самостоятельно на рейсовом автобусе (билет стоит 36 евро) или на личном автомобиле. Если ехать через Выборг и Лаппеенранту,  дорога занимает примерно пять часов.

Еще о Варкаусе:

Варкаус – город сюрпризов

www.visitvarkaus.fi/ru/

Организация поездок в Варкаус и по всей Финляндии – туркомпания Nordica.