Счастливая судьба Дома Бака: ставка на туризм

Роскошный Дом Бака на Кирочной улице Санкт-Петербурга в последние годы часто фигурирует во всевозможных рейтингах как неформальный туристический объект Северной столицы. Всеобщее внимание привлекает его уникальная архитектурная особенность – воздушные крытые галереи, пересекающие пространство внутреннего двора. Подобное рукотворное чудо не часто встречается в мировой архитектуре!

«Дом со смыслом и историей» – так часто называют это сооружение, ибо помимо великолепного модерна, в нем тесно переплелись судьбы людей.

Несколько лет назад жилицы дома объединились в сообщество «Кирочная 24», чтобы сохранить его от разграбления и недобросовестной реконструкции. Они стали контролировать ремонтно-восстановительные работы, искать и возвращать в дом утраченные предметы интерьера, привлекать нужных специалистов. Ситуация изменилась в корне, и теперь Дом Бака имеет добрую славу и большое количество друзей.

Доходный дом на Кирочной возводился в 1904—1905 годах по заказу инженера и издателя Юлиана Бака по проекту архитектора Бориса Гиршовича с коммерческой целью, в расчете на привлечение самых взыскательных арендаторов.

Со стороны Кирочной улицы его фасад отличается выразительным декором – эркеры, аттики, украшенные лепниной, подъезды и козырьки первого этажа оформлены художественной ковкой.

Стены внутреннего двора выглядят куда скромнее, но именно они привлекают толпы туристов, жаждущих увидеть редкое архитектурное чудо – двухуровневые галереи и удивительную игру геометрических объемов, которые делают типичный петербургский двор-колодец весьма оригинальным.

Однако, совсем не ради славы возводились переходы. Здесь кроется банальный «еврейский расчет».

Крытые галереи соединяли лицевой и дворовый флигели на уровне второго и пятого этажей, что позволяло хозяину извлекать дополнительный доход. Дело в том, что в дореволюционном Петербурге использование парадного входа повышало стоимость аренды жилья. С помощью галерей хитрый домовладелец лишил «внутренних арендаторов» возможности попадать в свои квартиры через двор или черный ход. Таким образом, в парадную дверь входили все и все платили.

Помимо парящих крытых галерей во дворе Дома Бака есть еще один сюрприз – подвесной двор. Под его перекрытиями находились просторные подвалы, часть из них использовалась для хозяйственных нужд (хранение дров), а другая часть, оборудованная в винные погреба, сдавалась внаем.

При строительстве здания и его отделке применялись только качественные и дорогостоящие материалы: мрамор на парадных лестницах с причудливыми коваными перилами, резные дубовые двери, лепнина, метлахская плитка на полу, витражи в окнах, выполненные в мастерской торгового дома «М. Франк и К°.

Не удивительно, что первыми нанимателями квартир в этом доме были знатные и богатые петербуржцы.  Сам Юлиан Бак с семьей занимал весь первый этаж здания. На втором этаже жил военный министр Российской империи Александр Редигер. Известно, что за 22-х комнатную квартиру он платил 8 тыс. рублей в год! Третий – занимал нефтепромышленник Павел Гукасов… Словом, дом привлек деловую элиту, генералов, сенаторов и т.д.

В мансардном этаже располагались творческие мастерские, самую просторную из них арендовал художник Николай Беккер, а автор костюмов для «Русских сезонов» Дягилева Леон Бакст жил и творил в квартире № 6.

В советские времена особая атмосфера модерна привлекала в Дом Бака киношников и фотографов. Только в 2001 году он получил статус вновь выявленного объекта культурного наследия. Сегодня, когда парадные подъезды дома закрыты на кодовые замки, посетители могут пройтись по его мраморным лестницам только в составе организованных групп по договоренности с жильцами.

Радует, что общество «Кирочная 24» заинтересовано в туристах и способствует проведению экскурсий. С целью продвижения, был разработан логотип и стали выпускаться сувениры с изображением дома. Благодаря активности жильцов удалось найти и вернуть в здание внутренние дубовые двери, которые были отправлены на реставрацию в конце 2000-х годов, и оказались перепроданы одному из ресторанов на улице Рубинштейна. Также удалось вернуть на свои места некоторые, демонтированные сотрудниками ЖЭКа, старинные витражи.

Баковцы гордятся своими достижениями и иногда позволяют туристам заглянуть в некоторые квартиры, рассмотреть сохранившиеся внутри сокровища: фацетные стекла дверей, зеркала в резных рамах и колонны с богатым лепным декором. Говорят, кое-где даже выжила «родная» отделка ванной комнаты и дровяная плита на кухне.

В 2019 году жильцы Дома Бака начали сбор средств на реставрацию тамбуров первой и второй парадных. Они также планируют открыть в доме музей, экспонатами которого станут исторические предметы интерьера, собранные по крупицам в самом доме, найденные на блошиных рынках или в других неожиданных местах.

Общество жильцов «Кирочная, 24» нацелено на постепенное возвращение красоты в свой дом, и сегодня их деятельность не остается без внимания СМИ, привлекая к благородному делу немало сторонников.

Что касается внутреннего двора Дома Бака, то его можно посетить совершенно свободно через левую подворотню со стороны Кирочной улицы. Безусловно, стоит увидеть уникальные воздушные галереи, пройти под ними, чтобы оценить со всех ракурсов чудо инженерной мысли начала ХХ века. Вряд ли вы будете одиноки – во двор постоянно заходят и уходят стайки туристов. Вокруг объекта сформировался устойчивый интерес, и если появится музей и достойная программа показа по галереям и другим частям здания, то из Дома Бака может получится замечательный эксклюзивный турпродукт.

Связаться с сообществом «Кирочная 24» можно через социальную сеть ВКонтакте.