День Радио и Музей Радио в Коувола
Начать стоит с изобретения того самого «прибора, предназначенного для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве», представленного 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге Александром Поповым. Именно тогда состоялся первый сеанс радиосвязи.
Любопытно, что в других странах были свои «светлые умы», работавшие над созданием подобных устройств параллельно с Поповым. Например, в США изобретателем радио считают Николу Теслу, в Италии – Гульельмо Маркони, в Германии — Генриха Герца, во Франции — Эдуарда Бранли, в Бразилии — Ланделя де Муру, в Англии — Оливера Джозефа Лоджа, а в Индии — Джагадиша Чандру Боше.
Но все же главными претендентами на право считаться «отцами Радио» являются Попов, Маркони и Тесла. Иногда говорят так: «Попов изобрёл, Маркони внедрил, многие приняли участие…». Как известно, до радио средствами связи были: беспроводной телеграф, телефон, проводной телеграф, оптический телеграф, письмо (голубиная почта), дубинка, звон колокола и дымовые сигналы.
Как выяснилось, одну из своих экспериментальных радиотрансляций Александр Попов провел в Финляндском княжестве, во время учений русского флота между Суурсаари и Куутсало в 1900 году. А в привычном для нашего понимания радиопрограммы начались в 1920-х годах с граммофонной музыки, новостей и комментариев.
Все это вам расскажут в потрясающем Музее Радио (Kouvolan Radiomuseo) в небольшом приграничном финском городке Коувола. Его основу составила богатейшая коллекция местного радиолюбителя Весы Харси, которая разместилась в уютном уголке музейного квартала города – Кауниснурми.
Коувольский радиотехнический музей занимает помещения старинной усадьбы среднестатистического горожанина начала XX века, где представлено три экспозиции.
Первая – Дом-музей машиниста паровозов Йальмара Куокканена, где показан быт 1920–1960-х годов, в том числе радиоприемники, телефоны и граммофоны.
Вторая – Радиотехнический музей в соседнем ангаре, представляющий около 300 самых различных радиоприемников, в том числе очень редкие устройства 1942–1943 годов.
Третья – Музей радиотехнических устройств военного назначения.
Рассматривая диковинные экспонаты Коувольского радиотехнического музея, вы узнаете, что прослушивание радио стало возможным благодаря электромагнитной радиоволне, распространению радиоволны, а также радиопередатчику и приемнику.
Вот, самый элементарный радиоприемник – детекторная машина, работающая по принципу модуляции частот. Подобные приёмники широко применялись не только в первые десятилетия радиовещания, но и значительно позже — в 1930-е — 1940-е годы, когда уже господствовала ламповая радиоаппаратура. Современной же технологией передачи радиосигнала часто является кодовая модуляция с временным разделением импульсов.
Все очень интересно и познавательно! На полках в три эряда представлены раритетные приборы разных эпох, сделанные в разных странах: небольшие радиоприемники 20-х годов прошлого века, массивные ламповые агрегаты 30-х, кабинетное радио 40-х, изящные радио-шкатулки и шикарные музыкальные центры 60-х, оснащенные проигрывателями и магнитофонами, а также современные модели. Отдельные стеллажи посвящены военному радио (это самая большая экспозиция Финляндии) – радиопередатчики разведчиков, шпионские радио, радиоприемник Гитлера, Маннергейма и т.п.
Стоит напомнить, что решение сделать День Радио ежегодным праздником в СССР было принято накануне Дня Победы, 7 мая 1945 года, в Финляндии такого праздника нет.
Коувольский радиотехнический музей
Адрес: Pajaraitti 1, 45100 Kоувола
Работает в летний период:
С 8 июня по 15 августа – с 12 до 16 часов.
Ежедневно, кроме понедельника и вторника.
Закрыт с 19 по 21 июня.
В зимний сезон (15.8. – 31.5.2020) музей работает только по предварительным заявкам.
Справки по телефону +358 020 615 6157, почта: museo@putkiradiomuseo.fi
Стоимость билетов: взрослый – 5 евро, дети бесплатно.
Как добраться?
Расстояние от Санкт-Петербурга до Коувала – 281 км.
Если ехать на автомобиле через Брусничное и Лаппеенранту, дорога займёт пример 3 часа 35 минут (без учёта прохождения границы).
На поезде Аллегро удобнее и быстрее – время в пути два часа двадцать минут.