Каменные кресты Святой Руси на Беседской земле.

Самый высокий (более 2-х метров) и знаменитый в Ленобласти каменный крест в деревне Смолеговицы (Волосовский район) выглядит очень величественно!

Беседская земля считается местом одного из самых крупных скоплений древнерусских крестов нашего региона.

В центре поселения Беседа, на небольшом возвышении с обкладкой валунами красуется целая группа разновеликих каменных распятий. Видимо, остатки древнего святилища. Кресты новгородского типа, вырублены по византийской традиции и датируются IX – XIVвеками. Один из них самый древний, на нем удается прочитать дату: с одной стороны кириллицей 6490 (982 год), это за 6 лет до летописного крещения Руси Владимиром в 988 году, а с обратной стороны – кириллицей и глаголицей высечено – 6600 (1092 год). Поскольку обе даты круглые, есть основания считать, что крест памятный и привезен из Новгорода, это потом, после обнаружения здесь известняка, православные стали высекать подобные кресты на местах.

Сегодня возле группы беседских крестов стоит часовенка «Во имя всех святых земли Русской». Ее построил несколько лет назад один сельчанин взамен прежней, развалившейся в 60-е годы.

Группа каменных крестов и часовня «Во имя всех святых земли Русской» в Беседе.

Еще 24 каменных креста «разбросаны» по кладбищу возле церкви Николая Чудотворца в Ястребино. Некоторые были найдены на курганно-жальническом могильнике «Священная роща», другие стояли на прежнем кладбище с другой стороны реки и в начале XVIII века перенесены сюда.

Любопытно, что каменные кресты время от времени использовали местные жители для своих могил, так сказать, чтобы хорошая вещь зря не пропадала. Они же без подписи, а именные кресты на Руси начали ставить в изголовье могилы лишь в XIV веке.

Сегодня, если кто-то на выделенном участке обнаруживает древний крест, то сохраняет его сбоку в оградке, но бывает и выбрасывают. Краеведы подбирают.

Древний крест на современном кладбище в деревне Ястребино.

Беседа в значении старославянского языка означает «строение», оно впервые встречается в летописи 944 года, когда дружина князя Игоря вела мирные переговоры с Византией. Тогда говорили «строй беседу», то есть – строй дом.

Существует предположение, что на беседскую землю ступала нога княгини Ольги …

В «Повести Временных лет» описывается как «отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты…» Где именно стоял стан св. Ольги в Ястребино неизвестно, но ссылаясь на летописную дату – 947 год, можно считать, что это и есть время основания Ястребино-Никольского погоста, хотя люди здесь жили и раньше. Основные погосты (деревни) размещались вдоль рек Луга и Хревица.

Из оброчной книги Водской пятины Великого Новгорода от 1500 года известно, что погост занимал громаднейшую территорию, и все названия деревень, имена князей и крестьян – сплошь славянского происхождения.

Прощальный камень и курганно-жальнический могильник «Священная роща» в Беседе.

С левой стороны перед въездом в поселок Беседа стоит большой камень, а за ним – курганно-жальнический могильник «Священная роща».

Это древнее захоронение ильменских славян XI века. Жальник – древний языческий могильник курганного типа или старинное кладбище, где насыпь скрывала грунтовую могилу, в которой вместе с телом усопшего могли оставлять украшения и керамические сосуды.

Березовая роща над этим захоронением считается священной. Она служила предшественником храмов, где совершали обряды культа, иногда – скрывались.

Береза считалась у древних славян примогильным деревом. В Священной роще Беседы многие березы имеют необычную форму – раздвоенный столб, иногда изогнутый, образующий круг. Говорят, они обладают отрицательной энергетикой, поэтому особо чувствительные люди ощущают здесь легкое недомогание.

Что касается Прощального камня, то по оценкам ученых, он использовался (и продолжает использоваться) как поминальный с VII века. У сельчан бытует такое выражение: «проводить до камня», имеется в виду отдать все почести покойному, проводить в последний путь. До сих пор беседские похоронные процессии делают обязательную остановку у Прощального камня. Подумать только, этой традиции уже 18 веков!

Удивительное место! Здесь, как нигде ощущается связь времен, так очевидно и так естественно…

Экспозиция Историко-краеведческого музея им. Б. Вильде в Беседе.

Как добраться.

Волосовский район, д. Ястребино, д. Беседа.

Удобнее всего добираться на личном автомобиле по трассе Е20 на Нарву, в Ополье у церкви свернуть налево и ехать по указателям до Ястребино и дальше в Беседу.

Прямого автобусного маршрута из Санкт-Петербурга нет, но возможны стыковочные рейсы:

Маршрут через Волосово № 655.

Посадка: ст.м. Автово (у цирка).

Пересадка в Волосово на автобус № 737 (время отпр.: 12:30 ч, 17:10).

Остановка: д.Ястребино (напротив Храма Николая Чудотворца)

или следующая остановка – д. Беседа.

Маршрут через Кингисепп № 841

Посадка: метро «Ленинский проспект».

Пересадка в Кингисеппе на автобусы

Вариант 1: №737 (время отпр.: 9:00, 14:20, 19:00).

Вариант 2: №71 (время отпр.: 13:05, 17:30).

Остановка: д.Ястребино (напротив Храма Николая Чудотворца)

или следующая остановка – д. Беседа.

На поезде с Балтийского вокзала.

№ 6661 Санкт-Петербург – Ивангород.

Время отправления: 18:05, ежедневно (время в пути: 2,5 ч).

Можно выйти на станциях: Ястребино, Веймарн или Кингисепп.

Поскольку поезд приходит слишком поздно, автобусы уже не ходят, придется вызывать такси.

№ 6673 Санкт-Петербург – Сланцы.

Время отправления.: 07:15, по пн, пт, сб, вс.

Остановка (можно выйти на) ст.Ястребино, ст.Веймарн или ст.Кингисепп

Можно выйти на станциях: Ястребино, Веймарн или Кингисепп.

Поскольку в расписании слишком большие интервалы между автобусами, скорее всего придется вызывать такси.