Цирк Тулуз-Лотрека на улицах Петербурга

Сегодня перед зданием Цирка на Фонтанке открылась уличная выставка «Toulouse Lautrec. Один на один с цирком», демонстрирующая малоизвестный альбом факсимильных рисунков знаменитого художника из фондов Музея циркового искусства.
«У нас пока нет распоряжения Росцирка открыть музей, поэтому музей вышел на улицу», – сказала его директор Екатерина Шаина, и провела экскурсию по мобильной экспозиции для журналистов и любознательных петербуржцев.
Впервые перед зданием Большого Санкт-Петербургского цирка выставлены уникальные работы из классера «Au Cirque» («В цирке») выдающегося французского живописца, рисовальщика, литографа, мастера рекламных плакатов и искреннего любителя циркового искусства графа Анри де Тулуз-Лотрека.

После череды травм и болезней единственный наследник вырождающегося аристократического рода избрал живопись в качестве компенсации «длинных ног».
Художник считал себя отчасти цирковым – карикатурная внешность карлика, которую он иронично подчеркивал, наряжаясь в костюм печального Пьеро из комедии дель арте, отнюдь, не мешала ему вести богемную жизнь.
Лотрека называли маленьким принцем Монмартра, он был вхож во все цирки и кабаре Парижа, знаком с артистами и антрепренерами, ему доверяли и считали «своим» – гениальным певцом обратной стороны кулис.
В цирке Фернандо двадцатилетним юношей Антри начинал оттачивать технику рисования движения – скачущей лошади, акробатических трюков, – через ритм контурных линий, очень выразительных и произвольных.


Примостившись в глубине темного зала, Лотрек часами наблюдал за акробатами, жонглерами, эквилибристами, воздушными гимнастами и клоунами, многократно отрабатывающими на репетициях сложные трюки.
Именно в цирке царила размеренная сосредоточенная атмосфера ежедневного напряженного, порой изнурительного труда, без которого не может существовать артист, и воспоминания о которой спасали художника в дни пребывания в клинике.

Альбом «Au Cirque» («В цирке») был издан в Париже в 1905 году уже после смерти Анри де Тулуз-Лотрека и включал 22 рисунка из 39, созданных в клинике. Небольшой тираж – 200 нумерованных экземпляров альбома делает его весьма ценным, а № 29 был приобретен «Музеем циркового искусства» в 1930 году.

По мнению экспертов, самое удивительное в этих работах то, что они исполнены Анри де Тулуз-Лотреком по памяти без эскизов или набросков.
Перед нами взгляд самобытного художника конца XIX века на источник его вдохновения – парижский цирк, где оживают знаменитые артисты, исторические личности – Клоун Футит, наездница Ша-У-Као, владелец конного цирка Эрнест Молье и другие.
Этот цикл писался в клинике для душевнобольных с большим энтузиазмом и любовью к миру арены, как доказательство состоятельности и психического здоровья художника, хорошо владеющего темой, ставшей для него по сути родной.

«Музей циркового искусства» в Санкт-Петербургском государственном цирке без малого сто лет является уникальной сокровищницей идей и свершений циркового мира. С момента основания 8 августа 1928 года важнейшими его функциями стали выявление, собирание, хранение, изучение и популяризация мирового циркового наследия. Сюда на протяжении многих лет приносили и приносят материалы, рассказывающие о творчестве цирковых деятелей. Собрание в Санкт-Петербургском цирке до сих пор остается единственным в России, отражающим материал по цирковому наследию всего мира, а музей – единственным, ведущим в этой области одновременно научно-исследовательскую, издательскую и экскурсионную деятельность.

Вставка «Toulouse Lautrec. Один на один с цирком» приурочена 92-му Дню рождения «Музея циркового искусства» и продлится всего три дня.
По словам Екатерины Шаиной, не исключено, что опыт уличных общедоступных экспозиций будет продолжен.