Путешествие по маршруту «Государева дорога»

Новый межрегиональный проект со старинным названием путевого тракта, связавшего по указу Петра I Санкт-Петербург и Москву, становится сегодня популярным туристическим маршрутом.

По Государевой дороге проезжали кортежи императоров России и членов их семей, высоких иностранных гостей. Это была главная артерия страны, не совсем гладкая, но со своей особенной инфраструктурой: путевые дворцы, постоялые дворы, почтовые станции, трактиры, экипаже-ремонтные мастерские, церкви и монастыри. Многое из этого сохранилось, ныне восстановлено и окружено современной системой гостеприимства.

Путешественники XXI века проносятся на сверхскоростных поездах меж двух столиц, даже не подозревая, какую красоту они пропускают. Пришло время сбавить обороты и совершить подробный экскурс вдоль главного тракта России, и совсем не обязательно за раз пройти все, разумнее это делать отдельными частями.

Сегодня межрегиональный туристический проект “Государева дорога” объединяет четыре области: Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую, Московскую, и в каждой уже существуют свои тематические программы. Слоган проекта – «777 километров истории», что соответствует расстоянию по автотрассе М-10 от Санкт-Петербурга до Москвы.

В непростом 2020-м году Комитетом по туризму и ГБУ «Информационно-туристский центр» Ленобласти удалось провести несколько инфо-туров по первой части маршрута из Санкт-Петербурга до Любани для туроператоров, гидов, представителей музеев, учителей школ и журналистов.

Чем богаты? В Ленобласти набор достопримечательностей в рамках маршрута способен порадовать пытливого путешественника. Это музеи, соборы, дворцы и парки Гатчины, роскошная усадьба Строгановых-Голицыных «Марьино» в Андрианово, таинственные Саблинские пещеры, Тосненский историко-краеведческий музей, Императорский охотничий дворец и Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Лисино-Корпус, историческое здание вокзала на станции Любань, а также – единственный железнодорожный храм во имя Святых Петра и Павла. И это только начало. Нет сомнений, что развитие проекта будет способствовать восстановлению и появлению новых объектов показа и инфраструктуры, а они есть и ждут своего часа.

Организаторы вынашивают амбициозные планы сделать «Государеву дорогу» достойной альтернативой «Золотому кольцу».

Усадьба Строгановых-Голицыных “Марьино” в деревне Андрианово Тосненского района.

Итак, путешествуя по маршруту «Государева дорога» в Ленобласти, можно познакомиться со значимыми достопримечательностями, связанными с историей создания в XVIII-XIX веке главного российского тракта, соединившего две столицы, и историей становления Российского государства.

Первоначально дорога проходила через Царское Село, дальше – через Тосно вела до Чудово и оттуда – сворачивала на Новгород. Дело в том, что содержать дорогу обязаны были жители ближайших деревень, а за Чудово их не было, к тому же в глухих лесах бесчинствовали разбойники. Мосты через реки было велено наводить «на государевы деньги», а необходимый для стройки лес – рубить в придорожных «дачах» безвозмездно.

Закончили строить дорогу уже после смерти Петра, в 1746 году. Вдоль нее находилось 26 почтовых станций и 20 путевых дворцов. Средняя скорость ямщицкой тройки летом и зимой составляла 10 – 12 км/час, в межсезонье – не более 8 км/час. Переезд из одной столицы в другую мог занимать от 3-х суток до полутора недель. В год по тракту проезжало более тысячи дилижансов, стоимость поездки составляла 95 руб. за место по ходу движения и 55 – противоположное. Это при том, что мелкий чиновник в России зарабатывал пару сотен рублей в год.

Только с прокладкой рельсового пути в 1851 году заброшенные петровские просеки весьма пригодились, по ним пошли поезда Николаевской железной дороги. «Першпективное» шоссе Москва–Петербург на время утратило свое былое значение, но с появлением автомобилей, движение на нем вновь оживилось.

Историко-краеведческий музей Тосно или «Дом царской кормилицы».

От первого верстового столба на Московском шоссе современная Государева дорога ведет из Санкт-Петербурга прямиком в Тосно. Это бывшая крупная ямская слобода, о чем напоминает подкова – символ города и памятник на его центральной площади.

Тосненский Ям был второй почтовой станцией на тракте, возникший в 1714 году по указу Петра I. Сюда были переселены ямщики и крестьяне из центральных и окраинных губерний России. Царь распорядился для «братьи ямщиков» «дать… земли и всяких угодий под дворы, огороды, гумна и на пашню».  До сих пор сохранился исторический центр слободы, так называемая, «Середка» – между Смолиным ручьем и рекой Тосной. Как и раньше, вдоль главной улицы (ныне проспект Ленина), строят многоквартирные дома на месте сгоревших деревянных усадеб зажиточных ямщиков. К счастью, некоторые покосившиеся двухэтажные строения с мезонинами и большими воротами еще живы. Обычно, на первой линии у дороги подобные дома часто использовались как «доходные» с комнатами для проезжающих, трактирами или лавками. В 1892 году станция Тосно была преобразована в железнодорожный узел, но суть занятий ее жителей не изменилась – они продолжали обслуживать дорогу, просто ямщики перепрофилировались в железнодорожники.

Главный туристический объект Тосно – историко-краеведческий музей, расположенный в бывшем купеческом особняке Смолиных, так называемом «Доме царской кормилицы». Семья молочной матушки последнего российского императора Николая II получила после выполнения своей миссии солидное жалование, которого хватило на постройку каменного дома. Здесь туристы могут увидеть, как жила купеческая семья, что продавалось в небольшой лавке на Государевой дороге и даже услышать звук колес проезжающих дилижансов, гомон оживленной улицы. В добавок ко всему, сотрудники музея подготовили замечательную мультимедийную программу «История Государевой дороги».

Интерактивная программа “Торговая лавка в Доме царской кормилицы”.

С недавних пор популярным туристическим объектом Ленобласти стал Саблинский заповедник, расположенный чуть в стороне от Государевой дороги, но он, несомненно, заслуживает внимания путешественников. Уникальная природная территория включает два водопада, каньоны рек Саблинка и Тосна с обнажениями древних пород, а также несколько пещер. Это единственное место в Ленобласти, где можно рассмотреть цвета шести пород полезных ископаемых, четыре вида летучих мышей, пройти с фонариком по затейливым тропам в лабиринте галерей и залов.

Большинство из них появилось во второй половине XIX века – это заброшенные подземные выработки по добыче кварцевого песка, используемого для стекольной промышленности и варки императорского хрусталя. Известно, что на Саблинском стекольном заводе М. Франка производилось прессованное стекло, которое раньше приходилось везти из Финляндии и Германии. Кроме того, здесь выпускалось стекло бемское, «монье», кафедральное, фотографическое, иллюминаторное, разное бытовое и декоративное. После революции стекольное дело пришло в упадок, штольни забросили. Только в 2000-х здесь решили сделать туристический объект и приспособить для посещения организованных групп в сопровождении проводников-спелеологов самую крупную и интересную пещеру “Левобережную”.

Туристическая тропа в пещере “Левобережная” Саблинского природного памятника.

Осенью 2020 года в Саблинских пещерах открылась экспозиция «Подземное отражение усадьбы», посвященная поместью «Пустынька» А.К. Толстого, некогда расположенного поблизости, на берегах реки Тосна. Знаменитый писатель унаследовал его после смерти матери в 1856 году, и часто жил здесь, работал, принимал именитых гостей. В 1912 году графский дом сгорел, сейчас от усадьбы Толстых остались лишь пруды и фрагменты старого парка. Возродить ее в натуральном виде невозможно, поэтому сотрудники заповедника решили сделать это образно – в виде инсталляции зеркал и отражений в подземных залах.

Персонажи и цитаты из наследия Толстого нанесены на полупрозрачные поверхности пескоструйным способом, подсвечены софитами и свечами. Граф был мистиком, в усадьбе часто устраивались спиритические сеансы, их атмосферу передает таинственная гостиная за запотевшей перегородкой галереи. Из динамика льется фортепианная музыка, звучат поэтические опусы.

Литературно-музыкально-зеркальная экспозиция представлена на подземной туристской тропе заповедника «В поисках исчезнувшей усадьбы».

Экспозиция «Подземное отражение усадьбы», посвященная поместью «Пустынька» А.К. Толстого в Саблинских пещерах.

Интереснейший пункт в районе Государевой дороги – Лисино-Корпус – знаменитые охотничьи угодья русских царей, колыбель отечественного лесоводства. В 1834 году здесь было основано училище для подготовки специалистов лесного хозяйства, а также велись разработки проектов по лесоустройству и мелиорации, новых систем рубок, был разбит лесной питомник.

За 200 лет в лисинских лесах выросли опытно-показательные природные объекты, сохраняются эталонные участки старовозрастных лесов, с роскошными дубами и елями, болота и луга с характерной флорой и фауной.

В середине XIX века на месте сгоревших деревянных построек архитектор Н.Л. Бенуа построил интересный ансамбль из трех зданий: красно-кирпичное Егерское училище, Императорский охотничий дворец и храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в византийском стиле. Все здания дожили до наших дней в разной степени сохранности, сегодня они внесены в список культурного наследия Российской Федерации и находятся в ведении Лесотехнической академии. Правда, церковь, обновленная в 1990-х, ныне вновь действующая, является частью подворья Новодевичьего монастыря.

Главное здание Лисинского лесного колледжа, бывшего Егерского училища (арх. Н.Л. Бенуа). Памятник графу Е.Ф. Канкрину.

В деревянном здании (постройка 1835 г.), развернута экспозиция учебного музея истории российского лесоводства. Несколько залов посвящены Императорским охотам в Лисино. Как известно, самым страстным охотником династии Романовых был Александр II, считавший удачным только тот промысел, который позволял ему лично завалить медведя. Однажды императору довелось столкнуться с проснувшимся шатуном и мастерски «посадить его на рогатину». Документы, рисунки придворного художника М.Зичи, сумка для дичи ягдаш – все напоминает о славной истории лисинских угодий.

Сегодня в учебном музее гостям показывают годовалые саженцы сосны и ели. Должно пройти 100 лет прежде, чем они превратятся в зрелую древесину! Не случайно первый лесовод России Петр I издал указ, запрещающий бесконтрольно рубить деревья в окрестностях Петербурга под угрозой смертной казни.

Впечатляет и чучело зубра, выполненное еще в начале прошлого века, а вокруг него – других обитателей здешних лесов. Кстати, таких отменных образцов таксодермического искусства редко встретишь в биологических музеях!

Следующая остановка на маршруте – Любань, где сохранился вокзал станции II класса Николаевской железной дороги. Даже во время короткой остановки пассажиры проходящих поездов могут прогуляться по историческому перрону и спуститься в сквер возле вокзала. Здесь, позади памятника первому министру российских путей сообщения П. П. Мельникову установлен стенд-схема ж/д участка Санкт-Петербург – Москва, и отражены основные вехи становления РЖД. С другой стороны вокзала – памятник генералу А. А. Серебрякову начальнику Николаевской дороги в 1855-65 гг.

Железнодорожная станция Любань появилась в 1851 году с началом предоставления полотна в общественное пользование, хотя почтовый Ям здесь существовал многим раньше. Кстати, одна из глав «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева посвящена Любани: «Зимою ли я ехал или летом, для вас думаю равно. Может быть и зимою, и летом. Не редко то бывает с путешественниками, поедут на санях, а возвращаются на телегах. – Летом. – Бревешками вымощенная дорога замучила мои бока; я вылез из кибитки и пошел пешком». Видимо, не очень качественной была в ту пору Государева дорога.

Железная дорога значительно изменила облик Любани, здесь началась разработка торфа, глины, пошла в гору торговля. Кстати, до сих пор среди жителей Любани жива старинная традиция выращивать цветы на продажу.

С 1850 года каменное здание вокзала располагается на «острове», то есть между главными путями. Конечно, оно несколько раз реновировалось, но основные черты сохранило. Его главное украшение – чугунные колонны с декоративными элементами XIX века, поддерживающие навес над перроном вокруг всего здания. Рядом было построено паровозное депо, при котором имелись мастерские по ремонту подвижного состава.

К середине XIX века Любань становится волосным центром Новгородского уезда, занимая по числу дворов второе место в волости, а численность ее населения составляла более двух тысяч человек. В дополнение к уже существующим школам, в 1868 году здесь была построена первая железнодорожная школа. А годом ранее напротив вокзала появился первый в России железнодорожный храм. Это был золотой век Любани, ставшей любимым городом служителей дорог. Здесь строили свои дачи крупные чины железнодорожного ведомства, на улицах царил образцовый порядок, и можно было запросто встретить прогуливающихся инженеров, генералов и нарядных дам.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (арх. К. А. Тон, 1867г.), Любань.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла был построен в Любани по инициативе министра путей сообщения П.П. Мельникова, который вынес на коллегию МПС предложение о строительстве железнодорожной церкви, чтобы имена строителей дороги осталось в памяти потомков.

Возводить храм поручили архитектору К. А. Тону, спроектировавшему его в своей обычной манере, сочетающей основательность и изящество. Помимо резного иконостаса, в церкви была установлена доска с именами 79 выдающихся строителей стальной магистрали. В 1880 году и сам Павел Петрович Мельников нашел покой под алтарем построенной им церкви, вблизи железнодорожной станции.

Сегодня храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Любани – это единственная в стране церковь, где по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, как и прежде до революции, творится специальная молитва о здравии всех начальствующих, трудящихся и путешествующих по железной дороге, а также об упокоении раба Божия Павла, всех начальствовавших, трудившихся и погибших на ней людей.

Вдохновенная прихожанка Елена Георгиевна проводит для гостей экскурсии в средней части храма и его нижнем пределе, где вокруг баптистерия расположена небольшая историческая экспозиция. С благоговением она рассказывает о чудесном возвращении храмовых святынь – старинной Тихвинской иконы Божией Матери, которую спрятали в одной из соседних деревень, и она сохранилась в единственном уцелевшем доме. Хозяева убеждены, что без промысла Богородицы здесь не обошлось.

Еще одна «сильная» икона изображает святого Макария Римлянина, новгородского чудотворца, прошедшего в XVI веке долгий путь из Рима в Россию, и получившего благословление на пустынножительство в болотах недалеко от Любани. Впоследствии эти болота были названы “Макарьевскими”, а посещавшие их люди, получали исцеление.

Большим событием в истории храма и всей Любани стала панихида, отслуженная над телом усопшего императора Александра III в 1894 году, во время остановки траурного поезда, следовавшего из Крыма в Санкт-Петербург.

Информационно-исторические стенды в нижнем пределе Храма во имя Святых Петра и Павла в Любани.

Что касается других интересных достопримечательностей далее по Государевой дороге на территории Ленобласти, то от них остались лишь руины, краеведческие материалы, да память народа. Например, известно, что в Померанье родился известный художник-маринист А.П. Боголюбов, внук А.Н. Радищева, некогда описавшего эти места в своем «Путешествии». Дом не сохранился.

В деревне Трубников Бор находилась усадьба двух знатных родов Трубниковых и Багратион-Мухранских. По свидетельству современников, это была самая великолепная усадьба на Государевой дороге. Сейчас она стоит в руинах, а парк сильно зарос.

Недалеко от Бабино существовал знаменитый стекольной завод Мальцева, который наряду с Гусь Хрустальным и Дядьковским предприятиями выпускал бытовые и художественные изделия из стекла и хрусталя. От него тоже  ничего не сохранилось.

Между тем, в первом российском путеводителе Ивана Глушкова «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест», изданном в 1801 году, приводится немало описаний с натуры. «Чем более въезжаешь во внутренность России, тем многообразнее и привлекательнее покажутся окружностиНигде не приметишь дикой ни к чему неспособной земли или болота; но везде увидишь обработанные поля, зеленеющие муравою луга, обчищенные рощи и хорошо выстроенные помещичьи дома».

Резюмируя итоги тестовой поездки по маршруту «Государева дорога» и встречи с представителями некоторых объектов показа, хочется отметить их готовность к приему самых разных категорий туристов.

Практически, везде разработаны тематические экскурсии, созданы фильмы и инсталляции на заданную тему, а ГБУ «Информационно-туристский центр» подготовил карту-буклет по данному межрегиональному проекту, подборку по разным видам туризма в Тосненском и Гатчинском районах, каталог экскурсионно-образовательных маршрутов в рамках проекта «Живые уроки» для школьных групп. В настоящий момент эксперты работают над методическими материалами для участников проекта.  Как говорится, дорога ложка к обеду!

В нынешнем году многие туроператоры Санкт-Петербурга переориентировали свой ассортимент в сторону домашнего региона и активно включились в продвижение туров по Ленобласти. Прежде всего, на рынке актуальны эксклюзивные программы и объекты с хорошим экскурсионным сопровождением, малоизвестные объекты, куда невозможно попасть неорганизованным туристам или требуется специальное разрешение. Кроме того, хорошо зарекомендовала себя система кэшбека на отдых в России.

Самым доступным и удобным видом туризма остается автобусный – туры на 1-2-3 дня по Ленобласти, включая маршрут «Государева дорога», с возможностью старта из любой его точки.