Оятская керамика: возрождение промысла

По мне, так лучший сувенир – это красивая, практичная вещь в стиле фолк с историей. И если я встречаю на развалах симпатичный горшочек или кринку, то обязательно беру! Такие вещи всегда пригодятся в хозяйстве. В этом кроется секрет сохранения ремесел – пока народ покупает, они будут жить! Конечно, важно наладить систему сбыта через сувенирные магазины, ярмарки и праздники, но это уже дело техники.
Туристу важно приехав в место происхождения старинного промысла, не только посмотреть, как там все делается, но и лично прикоснуться к процессу, понять в чем его суть и, разумеется, тут же приобрести понравившееся изделие. Если эта система работает и налажен турпоток, то у традиционных ремесел есть шанс.

Селение Алеховщина стоит на берегу Ояти в Лодейнопольском районе Ленинградской области. Крутые берега реки издавна славилось богатыми залежами высококачественной красной глины, и вепсы, проживающие здесь с незапамятных времен, научились делать из нее горшки, миски, чашки, словом, самую разнообразную утварь и даже игрушки. Как правило, лепкой занималась вся семья долгими зимними вечерами – женщины месили глину, мужчины вытягивали формы и обжигали сосуды, а дети лепили к ним мелкие детали.
В XVIII веке в Приоятье обосновался немецкий лесопромышленник Фок, который сразу оценил качество местной глины и открыл собственное производство керамики с привлечением вепсских мастеров. В ту пору случился пожар в Зимнем дворце и Фоку поручили изготовить отдельные элементы декора для нового интерьера. После выполнения императорского заказа гончарное дело стало стремительно развиваться – в верховьях Ояти уже насчитывалось около 200 гончарных мастерских, больше всего в деревнях: Ратигора, Мустоя, Подборье, Кондрашово, Подборье, Карпина гора, Ефремково, Надпорожье и др. Известно, что в начале XX века только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской волости Лодейнопольского уезда вырабатывалось для продажи более 400 тысяч гончарных изделий.


Оятскую керамику знали, она хорошо расходилась по весьма обширной территории: приладожские и присвирские деревни, Белозерщина, Мурманск и Финляндия. Основной рынок сбыта – Санкт-Петербург, туда хрупкий товар отправляли большими речными караванами, «базарили» горшками на Аничковом мосту, с лодок на набережных Мойки, Фонтанки, Невы. В 1890 году завод Фока сгорел, он не стал восстанавливать производство, остатки оборудования мастера растащили по домам, и работали уже артелью или индивидуально.
После революции кустарей объединили в колхоз “Красный гончар”, но традиция постепенно угасала и совершенно прервалась в годы Великой Отечественной войны. Возродить гончарный промысел попытались в 1970-е годы по инициативе ленинградских художников в самом крупном на тот момент селе Алеховщине, увы, все вышеперечисленные деревни к тому времени обезлюдели.


Начали возрождать оятскую керамику с игрушки – это птичка-свистулька, поливная, без всякой росписи и налепов, появившихся под влиянием Фока, который не очень-то интересовался традициями и позволял себе фантазировать. Еще делали уточек, птиц, коней, собачек, зайцев, барашков, всадников, девиц, кормилиц; иногда их расписывали черно-белыми геометричными рисунками и сверху покрывали поливой. Несмотря на условность изображений, мастерам удавалось придавать фигуркам вепсские особенности, отражать отдельные черты своего быта. Помимо свистулек, в ассортименте ООО “Оятская керамика” появились старинные формы кубышек, кашников, мисок, кувшинов и т.п.
Сегодня единственным местом, где производят оятскую традиционную керамику является Алеховщинский центр возрождения ремесел, где трудятся опытные мастера, обладающие особым чутьем глины, они сохраняют и передают молодежи древние традиции своего народа. Среди них – три замечательные женщины, получившие звание “Народный мастер России”. В селе шутят, если созданные ими изделия поставить в один ряд, то он, вероятно, протянется от Ояти до Невы.


Все керамические изделия в Алеховщине выполняются на гончарном круге, используется только местное сырье, а также – традиционные формы лепки и росписи. Для оятской керамики характерны приземистые, округлые формы сосудов, присутствие оберегового декора. Рельефные изображения наносятся на тулово изделий при помощи штампа или палочки. Техника росписи круговая, производится с помощью выдавливания из рожка (сейчас груши) жидкой глины, что позволяет получать рельефные узоры. Дополнительно используется цвет, основные – это черный и белый. Изредка применяется зеленая краска (медный купорос) или другие, те, что можно получить из глины, если смешать ее с натуральными природными красителями. Всего в оятской керамике используется пять цветов: черный, белый, желтый, зеленый, синий.
При этом, мастерам не чужд эксперимент (в хорошем смысле этого слова), поэтому в витринах центра ремесел не редко появляются любопытные и остроумные изделия, но классика, тем не менее, остается в фаворе.


Туристы приезжают в Алеховщину специально, чтобы посетить гончарные мастерские в Центре ремесел и Музей жителей Приоятья, который представляет культуру и быт вепсского народа конца ХIX – начала XX века. В отдельном зале собрана коллекция изделий старых мастеров и наиболее интересные современные работы.
Очень трудно уйти отсюда без покупки. Что за прелесть эти свистульки, колокольчики или горшочки! Вепсская посуда гармонично вольется в интерьер любой кухни, внесет очень теплую, живую нотку. Кроме того, давно доказано, что экологическая керамика сохраняет витамины хранящихся в ней овощей и фруктов, пироги и хлеб – долгое время не черствеют, молочные продукты – дольше остаются свежими. Говорят, лук и чеснок в керамике не прорастают, а приправы и специи – дольше сохраняют вкус.
Кстати, у вепсов есть забавное правило, как следует выбирать новый глиняный горшок для печи. Во-первых, понравившийся сосуд надо как следует рассмотреть, покрутить его со всех сторон, во-вторых, постучать, если звук будет звонкий, значит, горшок-баба, если глухой – мужик! Имейте в виду – еда вкуснее получается в горшке-бабе!

Музей жителей Приоятья работает с 10.00 до 17.00, выходные дни: суббота, воскресенье.
В Алеховщинском центре ремесел проводятся мастер-классы по формованию на гончарном круге, росписи, лепке свистулек.
Запись и дополнительная информация по тел: 8 (81364) 31-526, +7 (921)569-56-64.
Е-mail: tsentr.remyosel@yandex.ru