«Арт-Маскарад» в Музее Достоевского или полезная сторона карантина

В середине января 2021 годя открылась выставка «Арт-Маскарад» в Музее Достоевского. Она стала первым экспозиционным проектом петербургского художника по костюмам Ники Велегжаниновой и профессионалов Театральной мастерской «Ника и Партнеры».

Яркая экспозиция костюмов создана по сохранившимся эскизам знаменитых художников начала прошлого века: Леона Бакста, Александра Головина, Михаила Ларионова и Сергея Судейкина к новаторским спектаклям режиссеров круга Дягилева.

Не все они были поставлены – в начале ХХ века художники не задумывались о финансовых возможностях театров и меценатов, а роскошные костюмы стоили слишком дорого. Многие из них так и остались бы на бумаге, если бы не творческий энтузиазм современных мастеров и вынужденный карантин, подстегнувший их к творчеству.

Ника Велегжанинова и костюм Солнца по эскизу М. Ларионова из одноактного балета Григорьева «Полуночное солнце», (премьера 1915 г. Женева).

«Если помните, во время карантина люди очень тосковали по работе и живому общению. Настроение было грустное. В какой-то момент мне стали звонить соратники, с предложением хоть как-то поработать, и чтобы не простаивать, мы решили реализовать собственные проекты, т.е. сделать то, что давно хотелось, но по разным причинам откладывалось. Например, была такая идея – повторять какие-то наиболее удачные костюмы для собственной коллекции. Словом, мы взялись за дело!», – рассказывает Ника Велегжанинова: «6 лет назад я была художником реконструкции костюмов по эскизам Головина к спектаклю «Маскарад» в Александринке, эта работа стала для меня не просто важной, она вернула мне любовь к профессии. Конечно, в первую очередь, захотелось повторить именно те костюмы. Кстати, Головин сделал более 2000 эскизов к «Маскараду», спектакль готовили 5 лет, поэтому трактовок одного и того же костюма было множество, из этого объема можно выбирать бесконечно».

«Декорации немыслимой величавости, немыслимой парадности, высоты: преобладало золото и пунцовый свет. Декорации прекрасны, как Петербург. Великолепен маскарад: маски поднимались из зала. Занавес перед маскарадом был с бубенчиками, сквозь щели боковых занавесок смотрели в зал веселые участники маскарада» – так описывали современники генеральную репетицию, которая состоялась в Александринке 25 февраля 1917 года (режиссер Вс. Мейерхольд).

К счастью, на эскизах известных художников остались подробные описания и комментарии, которые помогли профессионалам Театральной мастерской «Ника и Партнеры» на современном оборудовании, но с применением исторических приемов, воссоздать из бархата, атласа, метанита, репса, кружева и парчи восхитительные творения.

Только из «Маскарада» на выставке представлено шесть персонажей: Пульчинелла, Смеральдина, Мария, Маг, Жираф, Игральная карта.

Постепенно творческая инициатива охватила большую половину коллектива мастерской. Чтобы увлечь молодежь, Ника предложила ребятам выбирать эскизы, которые были бы им самим интересны. По этой причине в экспозиции появился чудесный костюм Арлекина по эскизу С. Судейкина для спектакля «Венецианские безумцы» по пьесе М. Кузьмина. Еще костюм Девушки, сопровождающей Орфея к гробнице Эвридики Л. Бакста из мимодрамы-балета «Орфей», поставленного М. Фокиным на сцене Мариинского театра в 1914 году. Увы, в связи с началом Первой мировой войны премьера не состоялась. Уникален также костюм Волка из «Спящей красавицы», выполненный по эскизу Бакста для Дягилевских сезонов (премьера в 1921 г., Лондон).

«Поскольку наши мастера имели право выбора, то костюмы у них получились более состоятельные. Любви и души в них вложено однозначно больше!», – комментирует Ника.

Костюмы проекта «Арт-Маскарад» – собственность мастерской «Ника и Партнеры», которая не собирается останавливаться на одной коллекции и продолжает создавать новые наряды. Конечно, их можно использовать на сцене, если появятся достойные идеи, но пока в планах организаторов – переезд выставки в Москву, где она будет экспонироваться в Геликон-опера в рамках празднования Дня театра.

Кроме того, Ника Велегжанинова готовит еще один интересный проект совместно с фотохудожником Алексеем Тресковым – фотогалерею знаменитостей в костюмах коллекции «Арт-Маскарад».

«Да, эти костюмы не заказные, а исключительно творческие – для нашего удовольствия, если хотите, это наше восприятие работ замечательных художников начала ХХ века.

Как известно, настоящий костюм, исполненный по эскизу талантливого художника и максимально соответствующий этому эскизу – есть произведение театрально-декоративного искусства. Наша задача – материализовать замысел великих. Помните, как говорил герой фильма «Формула любви», – материализация чувственных идей. Вот, этим мы и занимаемся!», – поясняет Ника Велегжанинова.

Самый эффектный и трудоемкий костюм выставки – Жена Потифара, выполненный по эскизу Л.Бакста для давно забытого балета в постановке М. Фокина «Легенда об Иосифе». Его действие происходит в Венеции времен Паоло Веронезе. В финальной сцене спектакля Иосиф возносится к небесам, а его жена удушает себя жемчужным ожерельем. Странный сюжет, но очень характерный для переломного начала ХХ века.

Подобные краткие описания спектаклей, их персонажей, эскизов костюмов, участников театральных проектов, новаторские идеи сопровождают каждую работу выставки. Здесь же указана творческая группа мастерской Ники, работавшая над воссозданием костюма: художники-технологи, конструкторы, мастера головных уборов, декоративных деталей, масок, аппликаций, вышивки и т.п. К эскизу приколота подборка тканей, выбранных мастерами для создания костюма. Все очень красиво, понятно и наглядно.

Представленные вместе в проекте «Арт-Маскарад», театральные костюмы создают удивительную атмосферу праздника и радости, которых нам так не хватает в последнее время!

Выставка «Арт-Маскарад» в Музее Достоевского продлится до 7 февраля 2021 года.

Адрес: Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, дом 5/2, ст. метро «Владимирская».