Туристический потенциал и музеи Ленобласти представили в Эрмитаже
В 2020-м, в год бушующего коронавируса и, практически, закрытых границ петербуржцы устремились в Ленинградскую область. Такого ажиотажного спроса она еще не знала!
«Овертуризм в Ленинградской области» – тема моего выступления (Т. Деменева, туристско-информационный портал «СПбТурКит») в рамках XIX Круглого стола «Музей и проблемы культурного туризма».
Еще недавно с коллегами мы обсуждали проблемы овертуризма в Эрмитаже и других крупных музеях, популярных туристских направлениях России и мира, но жизнь кардинально изменилась. Теперь речь идет о сдержанном внутреннем туризме и ограниченном доступе в учреждения культуры. Тем не менее, по закону сохранения, если в одном месте убыло, то в другом – прибыло.
Пандемия сделала лучшую рекламу туристических возможностей Ленобласти. Где лучше пересидеть карантин или отдохнуть на выходных? Куда отправить детей на каникулы или устроить семейную вылазку на природу? Конечно, в родном регионе! Это удобно, рядом, в случае чего, можно быстро вернуться.
К счастью, Ленинградская область в последние годы успела «накопить жирок», создать достойные объекты размещения и показа, расширить спектр туристических услуг, появились интересные маршруты и стали доступными самые чудесные уголки природы.
Точную статистику посещений за 2020 год привести невозможно, ибо речь идет о внутрирегиональном потоке, дачниках, часто – визитах одного дня или уик-эндах, без гостиничных ночевок. Подтвержденная цифра – 4,6 млн, но реальная, как минимум в два раза больше!
Долгое время Ленобласть была терра инкогнита, в нулевые существовал такой бренд – НЛО (неопознанная Ленинградская область). Для некоторых таковой она остается до сих пор, но для большинства петербуржцев 2020-й стал годом открытий. В соцсетях появлялись следующие заголовки: Лавандовые поля и Мальдивы Ленинградской области, Петербургская Швейцария, маленькая Финляндия, всегда непредсказуемо прекрасная… Словом, комплиментарных сравнений была масса. Но встречались и досадные комментарии в отношение заброшенных памятников истории и архитектуры.
Как известно, нынешняя Леноблась – это бывшая Петербургская губерния, ближайшие к Северной столице земли, которые жаловались самым приближенным, достойным, знаменитым фамилиям России. Это был самый облагороженный и ухоженный регион с великолепными резиденциями и усадьбами. И в то же время он оказался самым уязвимым в моменты революций, войн и перестроек. Если в начале ХХ века на территории современной Ленобласти насчитывалось около 2 000 усадеб, то сегодня в большинстве случаев мы имеем дело с руинами. Печально выглядят объекты ЮНЕСКО – дворцово-парковые ансамбли в Ропше и Гостилицах.
На берегах Череменецкого озера фашисты уничтожили знаменитую усадьбу Рапти, которую современники называли «маленьким Версалем». Сегодня о ней напоминают лишь стройные аллеи из вековых деревьев. В общем, благородных руин в Ленобласти много, а вот, восстановленные памятники архитектуры можно пересчитать по пальцам. Благодаря частному бизнесу возрождены и сегодня действуют как туристические объекты: усадьба Мерёво в Лужском районе, усадьба Елизаветино в Гатчинском районе, роскошная усадьба Марьино в Тосненском районе. Кстати, все они активно работали в сложных условиях карантина.
А еще пользовались спросом объекты с этнографическим колоритом. Например, туристическая деревня «Мандроги». Она, конечно, потеряла огромный поток круизных туристов, зато существенно увеличила число индивидуальных.
В 2020 году туристов в первую очередь интересовал отдых на природе Ленобласти – уединенные базы отдыха, коттеджи. Самые качественные домики с хорошим сервисом и в чистых местах расходились, как горячие пирожки. Объем бронирований на август 2020 г. составил + 237% (по сравнению с 2019 г.), на сентябрь 2020 г. + 225%.
Естественно, отсиживая карантин за городом, люди начинали исследовать окрестности, ближайшие к ним достопримечательности. Когда были закрыты музеи, они ехали в храмы и монастыри – те хоть с ограничениями, но все-таки работали.
Существенно вырос интерес к экологическому и сельскому туризму. В частности, – животноводческие, страусиные, рыбные фермы, конные клубы, где можно остановиться на пару дней, отведать и приобрести экологически чистые продукты.
Сегодня в Ленобласти действует более 40 агрохозяйств, заточенных под туризм. Ежегодно их посещает более 200 тысяч человек.
Весьма показательный пример – «АкваФерма» по выращиванию осетров в деревне Тяглино. В сезоне 2020-го она пережила взрывной интерес со стороны туристов.
«Эрмитаж закрыт, хотим к вам – звонили люди и просили хозяев провести экскурсию по ферме. После этого владельцы построили большой демонстрационный павильон специально для приема гостей, проведения дегустаций и презентаций.
Огромный спрос в 2020 году был на Выборг, к которому город оказался не очень-то готов. Имеются в виду пиковые даты летнего сезона и новогодних каникул. Ощущался дефицит гидов для малых групп, аудиогидов, мероприятий оpen air. При этом, точек притяжения для туристов в Выборге становится все больше. В то время, как в Санкт-Петербурге отменялись все праздничные мероприятия, в Выборге впервые был проведен масштабный Рождественский фестиваль современного искусства в помещении бывшего завода детских колясок.
На втором месте по популярности оказалась Гатчина и только из-за закрытого парка. После открытия музея-заповедника, многие программы проводились почти индивидуально, детские – на свежем воздухе. Туристы по большей части гуляли – в парке, по городу… Вообще, долгие прогулки вокруг достопримечательностей, наверное, общий тренд 2020 года.
Ограниченное время выступления позволило мне коснуться, наверное, лишь сотой части туристических возможностей Ленобласти. Безусловно, она с каждым годом расцветает и становится все привлекательнее для туристов. В том числе благодаря развитию оздоровительных и спортивных курортов, ярким событийным проектам, гастрономическим фестивалям, уникальным международным и межрегиональным маршрутам.
Внезапный овертуризм для Ленобласти явился скорее благом, ибо это дало возможность бизнесу заработать и вложиться в развитие, он также показал болевые точки и точки роста. Главное, процесс пошел, теперь важно – подхватить его, не утратить гибкость, и оставаться в тренде!
Далее, о нынешнем положении дел у музеев Ленобласти рассказала Елена Рыбачек (Комитет Ленинградской области по туризму и культуре).
По ее словам, они сегодня оснащены необходимым компьютерным и мультимедийным оборудованием, информационным сопровождением, высокоскоростным интернетом.
В рамках национального проекта «Культура», в 2020 году в Ленинградской области реализованы многочисленные виртуальные онлайн-проекты, появилась возможность индивидуального доступа к музейным ресурсам.
Например, в открывшемся летом 2020 года виртуальном концертном зале в Государственном мемориальном музее Н. А. Римского-Корсакова успешно прошли онлайн-трансляции знаковых концертов, творческие встречи и музыкальные фестивали.
Во время карантина многие музеи научились создавать и проводить виртуальные выставки, в том числе совместные, представляя экспонаты из разных коллекций и музеев. Осенью 2020 года состоялась итоговая выставка-инсталляция «Антология самоизоляции». На ней представлена история текущей пандемии, свидетельства, переданные сквозь призму личных историй отдельных людей. Проект включает социологический, психологический и культурологический аспекты жизни не только россиян, но и жителей европейских стран в период локдауна.
Новый виртуальный тур, созданный музеем «Невский пятачок» и Президентской библиотекой демонстрирует музейную экспозицию, посвященную боевым действиям на левом берегу Невы напротив Невской Дубровки, где на протяжении нескольких лет проходили кровопролитные сражения битвы за Ленинград.
В целом, удаленная деятельность открыла для музеев Ленобласти новые инструменты общения с посетителями: новостные ленты, прямые эфиры, открытия выставок и новые форматы онлайн-экскурсий в социальных сетях значительно расширили аудиторию подписчиков.
Спикер отметила, что благодаря национальному проекту «Культура», также были осуществлены программы «Школы волонтерского наследия». Увлеченные добровольцы смогли принять участие в лекториях, мастер-классах и практических занятиях в реставрационных мастерских, подготовленных ведущими архитекторами, реставраторами и археологами. Проводились онлайн-трансляции образовательных программ.
Очень важным и перспективным направлением для развития виртуального музейного пространства станет создание медиаконтента об утраченных памятниках истории, культуры и архитектуры Ленобласти. Это позволит представить современникам события прошлого, визуализировать архив несохранившихся объектов культурного наследия региона, что особенно актуально в последние годы.
В будущем, после восстановления привычного образа жизни современные музеи, бесспорно, продолжат развиваться, пополнять свои коллекции, дополняя существующее разнообразие музейного фонда виртуальным контентом, всесторонне способствуя эффективному представлению многогранного культурного наследия Ленинградской области.