Проект BizCycle завершается. Что он принес велотуризму?

Сегодня прошел завершающий инфотур в рамках международного проекта приграничного сотрудничества BizCycle, организованный по заказу партнера проекта – ГБУ Ленинградской области «Информационно-туристский центр».

Как известно, проект BizCycle длится три года и нацелен на развитие взаимодействия между бизнесом и велосипедистами России и Финляндии. В прошлом году состоялся первый инфотур по «Историческому» маршруту в Выборгском районе, в августе 2021 года – большой тест-тур по маршруту «Морской», и вот, теперь – инфотур по части «Экологического» веломаршрута во Всеволожском и Приозерском районах Ленинградской области.

В двухдневном путешествии приняли участие: представители администрации Ленобласти, РСТ-Финляндия, дирекции ООПТ, генконсульства Швеции, турбизнеса, организаций, предлагающих активный отдых в Ленобласти, СМИ из Москвы и Санкт-Петербурга. К сожалению, в связи с пандемией, не смогли приехать представители проекта BizCycle с финской стороны, но мысленно мы были вместе.

Если у наших северных соседей с велокультурой и соответственно, велоинфраструктурой все в порядке, то в Ленинградской области до недавнего времени было не очень. Партнеры проекта, а это: университет ИТМО, компания регионального развития Котка-Хамина Cursor Oy, разработчик веб-сервисов FRUCT Oy, ГБУ Ленинградской области «Информационно-туристический центр», постарались в корне поменять отношение к велопутешественникам, как к некоему иноземному десанту, живущему своей жизнью и ни в чем не нуждающемуся. На самом деле все не так, и мировая практика доказывает обратное.

Сегодня можно подводить предварительные итоги. Итак, ГБУ Ленинградской области «Информационно-туристский центр» создал на территории Ленинградской области три тематических маршрута: «Морской», «Экологический», «Исторический».  С их помощью велотуристы могут наиболее комфортно путешествовать по региону, пользуясь отелями, ресторанами, велопарковками, зонами отдыха, а также владеть важной информацией о магазинах велотоваров (запчасти, одежда, аксессуары), ремонтных мастерских, продовольственных магазинах, аптеках и услугах велогидов. Без этого немыслим современный туризм!

Кроме того, финский партнер проекта – компания FRUCT Oy разработала портал Сycleadvisor.org на двух языках (русский и английский), где собрана максимально полезная информация для велотуристов, путешествующих по приграничным территориям России и Финляндии.

Это основной инструмент проекта, его результат, полученный в том числе благодаря совместным усилиям обеих сторон.

Сейчас интернет-ресурс дорабатывается, но там уже загружено много маршрутов, и это только начало.  Предполагается, что со временем количество новых треков будет пополняться зарегистрированными экспертами велотуризма.

Участникам нынешнего инфотура было предложено загрузить с сайта на свои смартфоны, данные «Экологического» маршрута, дабы протестировать работу программы. По мнению продвинутых велосипедистов, на практике это оказалось удобно, понятно и здорово. Впрочем, все комментарии относительно того, что и где делается хорошего или плохого в контексте развития велосипедного туризма можно смотреть на сайте и оставлять свои мнения, предложения.

Мы начали маршрут «Экологический» проекта «BizCycle» в природном парке «Токсовский» (Всеволожский район).

Получаем велосипеды и проходим инструктаж на курорте «Охта-парк». Кстати, здесь работает отличный пункт проката, где можно арендовать железного коня – 400 руб. час, плюс по 100 руб. каждый последующий час.

Несколько слов о нашем маршруте. Он соединяет особо охраняемые природные территории Ленобласти – природный парк «Токсовский», заказник «Гряда Вярямянселькя» и ранее организованные велосипедные маршруты у станции Петтяярви и у поселка Борисово. По ходу движения или рядом находятся гостеприимные базы отдыха: «Онега-парк», «Орех», «Радуга», «ЛосевоДа» и «Михайловская». Помимо роскошных пейзажей и природных объектов здесь можно посмотреть: знаменитую церковь Андрея Первозванного на Вуоксе, лютеранскую кирху в Мельниково (арх. Йозеф Стенбек), питомник Зубробизонов.

Лохматые тяжеловесы встречали нас первыми на маршруте. Питомник находится в шести километрах от «Охта-парка» и, как выяснилось, очень популярен у петербуржских семей, которые любят привозить сюда детей общаться с живой природой.

Далее двигаемся по лесной дороге, вдоль берегов Охты, с переходами через подвесные мосты, и попадаем на территорию парка «Изумрудное озеро» (~2км). Оттуда – по особо охраняемой природной территории «Малиновая гора», представляющей камовый ландшафт южной части Карельского перешейка: озера, три вида болот, высокие холмы, поросшие хвойным лесом (~2км). В целом, очень разноплановый, красивый маршрут!

Парк «Изумрудное озеро».

На следующий день в загородном клубе «Орех» состоялась презентация проекта «BizCycle» для участников инфотура с выступлениями партнеров проекта, представителей администрации и туристской инфраструктуры Приозерского района.

Как сказала Амира Амирова – руководитель проектов приграничного сотрудничества ГБУ Ленинградской области «Информационно-туристский центр», проект вышел на финишную прямую. «В рамках этого проекта мы отвечали не только за организацию инфотуров и исследования объектов инфраструктуры, но и за маркировку маршрутов. Сейчас будет проходить ее завершающий этап. Поскольку устанавливать таблички и щиты на лесных дорогах непросто, мы решили (и это показала практика), что загруженного трека на сайте Сycleadvisor.org достаточно, чтобы построить маршрут и проехать по лесной территории, но мы будем маркировать объекты туристического интереса логотипами проекта BizCycle – Bike Friendly. Например, у кирхи в Мельниково появится велопарковка, отмеченная фирменным знаком проекта с QR- кодом и перечнем партнеров. Будет сделано 20 велопарковок, 20 наклеек по аналогии с Tripadvisor, 6 щитов, по 2 в каждом районе Карельского перешейка, по территории которого проходит три маршрута. На каждом носителе мы размещаем схему и описание маршрута, точки местонахождения, информацию о проекте», – пояснила спикер.

Что дальше?

«Вообще, мы хотели сначала разобраться с маршрутом, создать сайт, а дальше уже будем смотреть что с этим делать. Сейчас важно максимально продвигать Сycleadvisor.org, чтобы это был действующий инструмент, популярный и востребованный у велосипедистов.

Велотуризм активно поддерживается комитетом по культуре и туризму Ленобласти, у нас реализуется долгосрочный проект «Вело 47», направленный на развитие велосипедного движения и велосипедной инфраструктуры в регионе. Очевидно, что к путешествиям по эко-тропам есть и растет интерес, вопрос в том, как будет складываться спрос: потребуется включить больше объектов инфраструктуры, или увеличить маршруты, или еще что-то? Будем понаблюдать», – сказала Амира Амирова.

Между тем, в настоящее время готовится следующая программа приграничного сотрудничества, посвященная велотуризму на 2021-2024 годы, пока на уровне сбора заявок.

В этом году заканчивается еще один международный проект Travel Corridor, реализуемый в рамках программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия – Россия». Изначально он задумывался для китайских туристов, но в связи с пандемией, переориентировался на европейцев. По словам Амиры Амировой, уже пости готов рекламный ролик для зарубежных операторов, который ярко представит достопримечательности, объекты размещения и питания на территории Ленинградской области. Кроме того, планируется установка двуязычных электронных сенсорных щитов с информацией о туристских возможностях Ленобласти.

Координатор  проекта BizCycle Ольга Досужева сообщила, что проект закрывается, но сайт Сycleadvisor.org только начинает жить и будет постоянно пополняться актуальной информацией. «Считаю, мы подняли интерес к велотуризму в Ленобласти, к отдыху в домашнем регионе, к предприятиям, которые ведут бизнес в сфере гостеприимства, открыты к сотрудничеству и готовы учитывать интересы велотуристов», – сообщила эксперт.

Итогом проекта также является создание Ассоциации партнеров и участников проекта BizCycle, нацеленной на объединение различных видов бизнеса на местах (от отелей до ферм), чтобы сделать предложения (в том числе и пакетные) более привлекательными для экотуристов. В нее может войти любая организация, представляющая велосипедистов, туристические союзы или предприятия, которые хотели бы привлечь велосипедистов. Членство бесплатное и дает дополнительные права и возможности, например, совместно участвовать в мероприятиях, подавать заявки на новые проекты и продвигать велосипедные и экологические виды туризма.

Как известно, организацией велотуров в России занимаются в основном велосообщества или спортивные клубы, но учитывая международный статус проекта и тот факт, что к нам будут приезжать не только финны, но и другие иностранные туристы, путешествующие по всему длинном маршруту ЕвроВело, важно, чтобы на них работала какая-то принимающая компания. Именно поэтому организаторы нынешнего инфотура пригласили протестировать маршрут «Экологический» петербургских туроператоров, дать им возможность, так сказать, прочувствовать на себе все прелести современного велотуризма.

Напомним, изначально задумывалось, что все эти инфотуры будут проходить в обменном режиме – российские велогруппы пройдут по финским маршрутам, а финские – по Ленобласти. Однако, в связи с пандемией, каждая страна проводила исключительно локальные туры и тренинги. Конечно, жаль, что не удалось проехаться по тропам южного Саво, но, как говорят организаторы, сэкономленные деньги пошли на продвижение маршрутов Ленинградской области.

Кстати, петербургские туроператоры, рискнувшие таки сесть на велосипеды и проехаться по холмистым лесным дорогам, несмотря на усталость, получили огромное удовольствие! Кроме того, они познакомились с предпринимателями, организующими сервис и услуги для велопутешественников на маршруте.

В рамках инфотура состоялось торжественное открытие еще одного маршрута по природным территориям Ленобласти, обустроенном в рамках проекта «Визит Вуокса».  Он тоже реализуется в рамках программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия»

Заказник «Гряда Вярямянселькя» находится в Приозерском районе Ленинградской области, имеет протяженность около 25 км с запада на восток и ширину 3-4 км. Существующий здесь маршрут закольцован – начинается от железной дороги у станции Петяярви, идет на юг почти до границы заказника, потом возвращается обратно к станции.

Второй веломаршрут проходит у поселка Борисово через сухие сосняки мимо озер Малое и Большое Светлое, Заросшее, Морозовское, Окуневое, Харламповское, с перепадами высот – 25 м.

Представитель дирекции охранных территорий Ленобласти Александр Силуянов рассказал Киту, что два маршрута на гряде Вярямянселькя решили соединить третьим маршрутом-перемычкой (12 км). Таким образом, получилось две петли и перешеек между ними общей протяженностью 36 км. В этом году третий маршрут обустроили в соответствии с едиными стандартами маркировки – установили указатели, скамейки, беседки, щиты с информацией о ценных природных комплексах и объектах заказника, схемы всех трех маршрутов. В целом, новый маршрут-перемычка дополняет имеющиеся и превращает их в тропы. Теперь у нас  есть большой маршрут «Гряда Вярямянселькя», объединяющий три тропы: Борисово, Пятиярви и соединяющий их перешеек.

Участники инфотура стали свидетелями церемонии символичного перерезания ленточки, и прокатилась по новому живописному маршруту в сосновом лесу, вдоль озер и речек, где даже сохранились мостки старой финской мельницы.

Остается добавить, что финальная конференция с поведением итогов международного проекта приграничного сотрудничества BizCycle состоится 12 октября 2021 года.