Обзор восстановленных храмов Пскова. Что посмотреть?

Приезжая во Псков туристы, прежде всего, стремятся попасть в Кремль, и их можно понять. Сегодня музей-заповедник на высоком мысу при слиянии рек Великой и Псковы представляет собой полностью восстановленную крепость с каменными стенами и башнями, фундаментами храмов и гражданских зданий Довмонтова города, Приказной палатой XVII в. и действующим Троицким собором с колокольней. Последняя, правда, еще реставрируется.
Мы входим через Святые ворота и исследуем «псковские Помпеи», потихоньку устремляясь к стене Перси, на ней эффектно смотрится кованая композиция в честь 730-летия победы Александра Невского на Чудском озере. Большой прямоугольный щит в виде воинского знамени с изображением герба Пскова свисает с верхней балки, под ним, в круглых медальонах – гербы городов, принимавших участие в битве, а на переднем плане красуется огромный меч – символ славы русских воинов.


Дальше, через еще одни ворота и мощный захаб попадаем на Вечевую площадь к Свято-Троицкому кафедральному собору. Его золотые купола видны, практически, из любой точки города, а вблизи 78-метровый храм кажется просто гигантом. Преодолев 33 ступени выносного крыльца, мы, наконец, оказываемся в величественном пространстве с богато украшенным интерьером. В серебристой раке под роскошным балдахином хранятся чудотворные мощи псковских святых: благоверных псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, блаженного Николая Саллоса и преподобного мученика Иоасафа Снетогорского и др.
Собор славится древними иконами: Богородицы «Псково-Покровской», «Чирской», «Псковской», храмовой иконой Святой Живоначальной Троицы, чудом сохранившейся и обновленной мироточивой иконой великомученика, и целителя Пантелеймона, храмовой иконой святой равноапостольной княгини Ольги. Перед этими ликами, а также уникальным семиярусным иконостасом (42 м.) меркнут все житейские проблемы. Остается только красота, высота и восторг сопричастности.

Свято-Троицкий кафедральный собор на территории Псковского кремля.


Многие псковские храмы, включенные недавно в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, имеют имена – в дополнение к названию посвящения святому или церковному празднику. Это исторические топонимы, связанные с конкретной местностью на карте средневекового города или происшедшими здесь событиями.
Некоторые храмы еще и кончанские, названные так во времена Псковской вечевой республики по месторасположению – в отдаленных от Крома “концах” города.
Самой необычной кончанской церковью псковичи считают церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома в юго-западной части крепостной стены Окольного города. Первое упоминание о ней относится к 1399 году, а спустя полтора века встречается уже свидетельство о хаме в рамках Покровского монастыря в Угле. Имеется в виду угол крепостной стены, где псковичи остановили стотысячное войско польского короля Стефана Батория, по сути, положив конец Ливонской войне.
Как записано в хрониках, победа одержана благодаря страстной молитве и защите Пресвятой Богородицы. Несмотря на пробитую крепостную стену, армии Батория пришлось отступить. Король оправдывался, тем, что город заколдован и взять его невозможно. После этих событий в названии церкви появилось дополнение “от Пролома”. Рядом с ней поставили еще одну церковь Рождества Пресвятой Богородицы в честь славной победы. Таким образом, обе церкви соединились в одну. Между ними соорудили классическую псковскую звонницу, и потом еще несколько раз перестраивали вплоть до закрытия в советский период.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома (XIV век).

Первые реставрационные работы церкви Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома были проведены в 1960-х годах на основании архитектурно-археологического исследования памятника. Здание освободили от поздних пристроек, восстановили двухскатные крыши двух церквей и притворов, на западной стороне двух четвериков, трехстолпную звонницу, освежили покрытие главок деревянным лемехом и т.д.
Уникальный «двойной» храм, несомненно, украшает список памятников архитектуры псковской школы.
Кстати, увидеть его и отчасти весь Покровский угол можно в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев», который снимался здесь в 1966 году.
В настоящее время храм Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома возвращен Русской православной церкви, он действующий.
А в память о героической победе 1581 года над поляками и в честь погибших псковичей архитектор В.П.Смирнов установил перед ним каменный крест на валунном основании.

Вид на Мирожский монастырь Пскова.

Напротив Покровского угла, где речка Мирожа впадает в Великую стоит Мирожский монастырь.
Современный комплекс состоит из построек разных эпох: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII — начало XX века), настоятельского корпуса (XVI—XIX века), Стефановской церкви (XVII век), братского корпуса (XIX век), братских келий (XVII—XIX века) и монастырской ограды в 400 м (XIX век).
Посетителям импонирует камерность, уединенность обители на Завеличье, ее старинные белокаменные стены и тенистый яблоневый сад, трогательная непритязательность монашеского быта. Даже не верится, что восемь веков назад именно здесь находился центр летописания Руси, и переписывалось “Слово о полку Игореве”…
Собор Преображения Господня Мирожского монастыря – самая первая каменная церковь Пскова и единственный храм византийского типа. Он был расписан сверху донизу неизвестными греческими мастерами в XII веке. По стилю фрески напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же периода,
В купольном пространстве расположена величественная композиция «Вознесение» с изображением Иисуса Христа в окружении хоровода ангелов, ниже, на широких плоскостях восточной стены, над западным входом размещены крупномасштабные композиции праздничного цикла: «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение Господне», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря» и т.д. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых в два регистра. Колористическое сочетание ультрамарина, изумрудно-малахитовых оттенков зеленого и золотистой охры создают потрясающий по гармонии и красоте эффект.

Фрески собора Преображения Господня Мирожского монастыря (XII век).

Поразительно, что несмотря на лихолетья и постоянные затопления, до наших дней дошли, практически, все росписи, ковром покрывающие стены Спасо-Преображенского собора. Дело в том, что монастырь стоит на низком, левом берегу реки Великой, а поскольку наводнения здесь нет-нет да и случаются, храм периодически подтапливается.
Фрески спасло то, что несколько веков они были законсервированы под толстым слоем штукатурки. Их обнаружили во время ремонта в 1858 году.
Сегодня уникальные домонгольские росписи очищены, отреставрированы и являются мировым достоянием.
Самый древний храм обители ныне музей – филиал Псковского музея-заповедника, богослужения в нем проводятся братией монастыря только по праздничным дням. В притворе церкви обустроена небольшая экспозиция, демонстрирующая процесс восстановления фресок, макеты собора в чистом виде без пристроек поздних веков и коллекция каменных крестов, собранных на окружающих монастырь территориях.

Увидеть уникальные фрески можно не всегда по причине соблюдения в храме особого климатического режима.
Спасо-Преображенский собор открыт в сухую погоду (вторник – воскресенье), с 11.00 до 18.00. Цена билетов 200/100 руб.

Собор Рождества Иоанна Предтечи, Псков.

Выше по течению реки Великой, на том же левом берегу, напротив Кремля находится еще один каменный «долгожитель» Пскова – собор Рождества Иоанна Предтечи.
Это главный храм Иоанновского женского монастыря, построенный более восьми столетий назад (перв. пол. XII века). Здесь покоятся мощи основательницы обители святой Евпраксии, в миру Евфросиньи Рогволдовны – дочери польского князя, принявшей православие и ставшей небесной покровительницей псковичей.
Монастырь был довольно почитаем в свое время, о чем свидетельствуют щедрые вклады князей и бояр, и тот факт, что именно сюда постригались в инокини представительницы княжеских родов.
Так, в 1299 году в Иоанно-Предтеченской обители приняла пострижение в схиму с именем Марфа благоверная княгиня Мария, супруга святого князя Довмонта-Тимофея, дочь великого князя Димитрия Александровича, внучка святого благоверного князя Александра Невского.
За века своего существования обитель, находившаяся за городскими укреплениями, часто страдала от нападений и разорений, поэтому неоднократно достраивалась и поновлялась. До наших дней дошли: звонница (XVI в) и притвор (XVII в).
Первые работы, направленные на спасение разрушенного во время ВОВ собора, проводились сразу после победы и продолжались в 1970–1980-х годах, они в значительной степени вернули собору первоначальный облик. Именно тогда в нише, служившей для молитвы инокинь-княгинь, был обнаружен тайник, а в нем – около 70 предметов искусства Руси и Византии ХIV–ХV веков.
В 1991 году Иоанно-Предтеченский собор передали Русской Православной Церкви. В феврале 2007 года приход был преобразован в подворье Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря. В настоящее время братия продолжает молитвенные деяния по благоукрашению храма: на звоннице установлены колокола, возведена кованая ограда, интерьер собора пополнился решеткой на солее, иконами.

Церковь Василия на Горке – единственный сохранившийся храм времен расцвета Псковского вече (XV в). Много столетий назад в этом месте, под горкой, бежала река Усоха, которая служила естественным рвом Среднего города. Сегодня здесь находится центральный парк Пскова, где установлен памятник княгине Ольге, а в глубине, утопая в зелени деревьев, по-прежнему возвышаются белокаменные стены.
Строительство церкви связано с именем знатного «немчина» Василия Дола, который считался предком псковских дворян Яхонтовых. В древних рукописях говорится, что он приехал из Гдова, построил каменную церковь во Пскове у Труперховских ворот во имя Василия Великого, а при храме устроил южный придел в честь св. прав. Алексея Человека Божия, тезоименитого его сыну.
Некогда на звоннице Васильевской церкви висел осадный колокол, звонивший в 1581 году, при виде шедшего на приступ войска Стефана Батория.
XVII и XIX века были самыми тяжелыми для храма – предпринимались попытки к его разрушению, утрачивалась древняя утварь и, наконец, его закрыли. Долгое время Божий Дом безмолвствовал, использовался в качестве хранилища документов, и лишь к 1100-летнему юбилею со дня первого упоминания Пскова в летописях городские власти восстановили церковь Василия Великого (на Горке). Первая служба в ней состоялась 3 декабря 2003 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Теперь богослужения проходят ежедневно с 8.00 до 19.00 часов.


Церковь Воскресения Христова со Стадища (XV век).
Топоним Стадише означает местоположение за пределами посада. Видимо, здесь, на перекрестке ул. Л. Поземского (бывшая Нарвская) и ул. Набат (бывшая Воскресенская) было пастбище, выгон для скота.
Церковь Воскресения со Стадища – один из наиболее выразительных памятников самобытной Псковской школы зодчества. Карниз барабана украшен аркатурным поясом, под ним второй, состоящий из двух поребриков и «бегунца» между ними. Подобный декор можно встретить только здесь!
До наших дней храм сохранил (с незначительными изменениями), свои первоначальные формы. Притвор со звонницей были сооружены в XVII в. и органично вписались в единый комплекс, придав ему большую монументальность. Говорят, возле церкви есть закрытый подземный ход.
Девичий Воскресенский монастырь впервые упоминается в летописях около 1458 года в связи с пожаром за рекой Псковой, но храм тогда еще строился. Женский монастырь упразднили в 1765 году, через 23 года церковь Воскресения со Стадища приписали к соседнему Варлаамовскому храму.
После революции 1917 года Стадищенская церковь была закрыта, и только в 60-е годы взята под охрану государства.
Совсем недавно чудный храм передали Православной Церкви, он возрождается, в будущем здесь планируется создание Православной Гимназии.


В 2021 году Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья отметила 500 лет!
И еще один очаровательный топним – «Пароменье», указывающий на место – самое бойкое и посещаемое на Завеличье. Именно здесь наводился плавучий мост, а до того приставал паром. Зимой составные части паромной переправы, чтобы далеко не носить, хранились в кладовых звонницы. Она, кстати, до сих пор стоит рядом, а новый мост на прежнем месте носит название Ольгинский.
Доподлинно известно, что в 1578 году Успенскую церковь посещал Иван Грозный, он даже сделал храму подарок – витую панагию (нагрудную иконку-медальон), с изображением святого Георгия Победоносца. Существует поверье, когда царь уезжал из Пскова на крест храма сел голубь, который окаменел, глядя вслед кровавому самодержцу…
Вообще, птицами были украшены многие кресты псковских храмов, однако до наших дней на месте «усидел» только один литой сизарь на Успенской церкви. Говорят, до тех пор, пока он на месте, благодать Святого Духа не покинет Псков. Дай Бог!


Внутри Успенской церкви до наших дней сохранилось навершие иконостаса, которое заказывал один псковский боголюбец Василий Колягин в XVII веке, а иконы, конечно, поменялись, и ни один раз.
В переписи церковного имущества XIX века сообщалось, что где-то за иконостасом находится тайник, но его пока не обнаружили.
Историки считают вполне обычным делом, когда в стены церквей закладывали ветхие иконы, которые нельзя ни выкинуть, ни сжечь, а так они медленно истлевали, не покидая пределы храма.
Кроме того, если церковь находилась где-то на окраине, то при приближении опасности, служители могли прятать в тайник святыни, дабы спасти их от поругания. Не исключено, что реликвии прошлых веков еще обнаружатся в этих стенах.
Что касается пятипролетной звонницы рядом с Пароменской церковью у самого моста, то она тоже отреставрирована и даже оснащена семью колоколами, которые в 2008 году храму подарила псковская милиция и другие благотворители.


С другой стороны Успенской церкви «С Пароменья», на каменном цоколе как-бы выступая из берега над рекой Великой в 2000 году на старых руинах появилась новая часовня Святой Ольги, стилизованная под раннехристианские храмы (арх. А. Красильников).
В основе ее плана греческий крест, барабан увенчан шлемовидной главой, на стене, обращенной к реке, установлен горельеф, изображающий святую Равноапостольную Ольгу.
Сюда часто привозят туристов – вокруг часовни оборудована смотровая площадка, с которой открывается роскошный вид на псковский Кром и акваторию реки.
По преданию, именно с этого места великая княгиня увидела три солнечных луча над холмом – символ Святой Троицы. Это было воспринято, как знамение и весомый повод для строительства храма и города вокруг него. Так начинался Псков…

Каждый псковский храм – это целый мир, кладезь красоты, гармонии, ведущий к нашим духовным истокам.
А Псковская архитектурная школа – это самобытное зодчество, подарившее миру потрясающие православные храмы – всегда одноглавые, кубической формы, с пониженными угловыми частями и многоскатными кровлями. Строгость этих форм дополняют многопролетные звонницы, паперти, приделы и притворы, придаюшие зданиям характер живописных асимметричных ансамблей. Декор всегда узнаваемый: пояски «бегунца» и «поребрика» на апсидах и вокруг барабана.
Как отмечено в описании экспертов, псковские церкви и соборы удивительно органично вписаны в окружающий природный ландшафт. Взращенная на византийских и новгородских традициях, Псковская школа зодчества достигла пика своего развития в XV—XVI веках и стала одной из самых выразительных в стране. Она оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий.
Сегодня почти все храмы Пскова отреставрированы, десять из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, территории вокруг них облагорожены, городская среда дружелюбна, экскурсионные программы разнообразны, что, несомненно, привлекает в древний приграничный город российских и зарубежных туристов.