Театральный Петербург: увидеть главное

Экскурсии на эту тему обычно включают обзорный тур по центральной части города, где расположены прославленные театры, визит в некоторые из них (при условии, что там не идут репетиции), и посещение какого-нибудь театрального музея «на десерт».

В Санкт-Петербурге есть из чего выбрать – всего в городе насчитывается 100 театров (57 –драматических, 12 – оперы и балета, 11- музыкальных, 10 – театров кукол и других жанров), а также около 20 театрально-музыкальных музеев.

Программа экскурсии «Театр полон, ложи блещут», предложенная туроператором «Петротур», можно охарактеризовать, как самую исчерпывающую в данной нише и самую продолжительную. Впрочем, это была специальная экскурсия, а потому -заслуживает подробного описания.

Итак, мы начинаем с площади Островского, где находится старейший драматический театр Санкт-Петербурга и России – блистательный Александринский.

Добро пожаловать в мир театра!

По пути гиды погружают нас в театральную историю.

В Россию театр прибыл из Европы, и в начале – в Москву. Первое представление было сыграно по случаю рождения Петра Алексеевича в селе Преображенском. Таким образом, 350-летие Петра Великого, которое мы будем отмечать в 2022 году, ознаменует еще один юбилей – появление театра в нашей стране. Первый публичный театр, доступный всем гражданам, был создан по велению Петра I в 1702 году – так называемая «Комедиальная храмина» у Никольских ворот на Красной площади.

С момента основания Санкт-Петербурга, в новую столицу потянулись и зарубежные труппы. Первый деревянный театр построили в районе Литейного двора, рядом с современной Захарьевской улицей, он был общедоступный и бесплатный.

Следующий театр возник на углу Невской першпективы и реки Мойки для приглашенной немецкой труппы маэстро Манна. Представления шли на немецком языке, поэтому посещала заведение только образованная верхушка общества. Впрочем, артисты частенько участвовали в массовых театрализованных праздниках по разным поводам, поэтому их видел народ и постепенно приобщался к театральным зрелищам. В 1704 году актеры смешанных трупп впервые сыграли пьесу на русском языке.

Елизавету Петровну принято считать родоначальницей театра в России.

При Анне Иоанновне появилась первая придворная труппа. Это были итальянцы, которых императрица пожелала видеть «для увеселения собственного и приближенных господ». В 1738 году в Россию приехал французский хореограф Жан Батист Ланде, основавший на месте нынешнего Эрмитажного театра первую танцевальную школу. Собственно, 12-ти первых набранных пригожих мальчиков и девочек и пошел русский балет.

Родоначальницей русского театра принято считать императрицу Елизавету Петровну. Именно по ее указу в 1756 году был основан первый постоянный публичный театр в Санкт-Петербурге – «Русский театр для представлений трагедий и комедий». Труппу возглавил небезызвестный актер Федор Волков. Но главным идеологом театра в те годы был А.П. Сумароков – поэт и драматург, ставший лидером русского классицизма в драматургии. Почти 20 лет сумароковские пьесы и переложения Шекспира, Корнеля, Вольтера составляли основу репертуара петербургских театров.

При Екатерине II русский театр выходит на новый уровень. Во-первых, императрица сама писала пьесы для придворных постановок, и всячески поощряла творческие развитие русских трупп. Во-вторых, она учредила самостоятельную Дирекцию всех придворных театров, и повелела строить Большой Каменный театр в Коломне. Он распахнул свои двери в 1883 году (арх. А. Ринальди) на Карусельной, ныне Театральной площади.

Здание несколько раз перестраивалось, пока его окончательно не приспособили для нужд Санкт-Петербургской консерватории.

«Большой театр в С.-Петербурге». Раскрашенная гравюра. Неизв. художник. Начало XIX века.

В самом центре Невского проспекта в начале XIX века на болотистом пустыре, примыкающему к Аничкову саду возникло не очень выразительное здание деревянного театра итальянской труппы Казасси. Через некоторое время труппа распалась, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром.

В 1832 году на его месте архитектор К. Росси построил самый современный и оснащенный для своего времени театр из камня в стиле ампир. Ему было присвоено имя супруги императора Николая Первого Александры Федоровны – «Александринский». По существу, Росси спроектировал весь театральный квартал, в который сегодня входят: Александринский театр, Музей театрального и музыкального искусства, Театральная библиотека, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, а теперь – и Новая сцена Александринки. Квартал ограничивают: площадь Островского (первая Театральная), улица Зодчего Росси, площадь Ломоносова и набережная реки Фонтанки. Именно здесь, начиная с XVIII века, формировались театральные традиции России, а Александринский театр был флагманом театральной жизни столицы, задавая тон в становлении национальной сценической культуры.

С 1836 года в здании Театральной библиотеки находилась Дирекция императорских театров, которая курировала 7 трупп Москвы и Петербурга, театральное училище и Цензурный комитет, выпускавший спектакли в прокат. Если в XVIII веке на русский драмтеатр выделяли из казны 5 тыс. рублей в год, а на иностранные труппы – 50 тыс. рублей, то в конце XIX века общие траты на содержание императорских театров составили уже 2 млн рублей в год.

Кстати, на площади Ломоносова когда-то тоже стоял деревянный театр, где впервые применили газовое освещение. К сожалению, театр сгорел, и газификация театров отложилась на 20 лет. Только в 70-е годы XIX века газовое освещение вернулось в зрительный зал, что значительно улучшило качество спектаклей и освещенность сцены.

Музей русской драмы в Александринском театре на пл. Островского.

С бывшей Театральной площади близ Невского проспекта перенесемся в Коломну, на Театральную площадь нынешнюю.

Правда, в 30-е годы XVIII века она называлась Карусельной, так как здесь устраивались всевозможные исторические реконструкции, гулянья и стоял Большой театр где выступали воспитанники танцевальной школы.

В середине XIX века напротив Большого построили театр-цирк (арх. Альберто Кавос) по примеру парижского. Периодически цирковую арену переоборудовали под сцену драмтеатра и давали классические спектакли. В таком виде он просуществовал 10 лет, потом сгорел, и на его месте все тем же архитектором был построен новый театр. Он-то и получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой Глинки «Жизнь за царя» (современное название «Иван Сусанин»).

В Мариинском оперном театре приглашенный Мариус Петипа впервые создал балетную труппу, чего, например, никогда не было в западных театрах. Там, конечно, присутствовали балетные артисты для определенных танцевальных номеров, но не труппы.

Петипа прослужил в театре 64 года, он ставил абсолютно все балеты на сцене Мариинки, и безусловно, ему мы обязаны расцвету русского балета, который к концу XIX века стал уже легендой.

Сегодня Мариинский театр – это крупнейший музыкально-постановочный комплекс страны, перенявший традиции от первого Большого каменного театра России и располагающий несколькими площадками: Историческая сцена, Новая сцена, Камерные залы и Концертный зал. Мариинский стоит в одном ряду с лучшими театрами мира – Ла Скала, Ковент¬¬-Гарден, Метрополитен-опера.

Наша экскурсия подразумевала посещение Новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2), открытие которой в 2013 году наделало много шума в Санкт-Петербурге, и подняло волну недовольства относительно его архитектурных особенностей. Сегодня страсти улеглись, но отвечая на главный вопрос: где лучше слушать оперу – в старом или новом здании театра, эксперты уверены, что дело в расстановке приоритетов. Одни зрители отдают предпочтение золоченой лепнине, другие – качеству звука. По этому поводу известный критик из New York Times, как-то смотревший оперу на новой сцене писал: «Звук в Мариинке-2 кажется несколько отстраненным, но при этом он чистый и сбалансированный: даже мощное соло деревянных и медных духовых не заглушает струнные».

Современное здание Новой сцены Мариинки было построено по канадскому архитектурному проекту Даймонт Шмидт Архитект. Его интерьер – это совершенно новая концепция театрального пространства.

Двухуровневое главное фойе украшают подсвеченные стены из оникса, мраморные панели, стеклянный фасад, обеспечивающий много естественного света в дневное время, а вечером – искусственные лучи многократно преломляются в граненых каплях хрустального дождя.

Удивительная винтовая лестница и лестница из архитектурного стекла высотой 33 метра, соединяют верхние этажи здания. С площадок открываются виды на историческое здание Мариинского театра, Крюков канал и панораму города.

Группе экскурсантов предлагается заглянуть за кулисы современной Мариинки, прогуляться по галереям и гримеркам служебной части прославленного театра. Вackstage, конечно впечатляет! Одно дело наблюдать монтаж декораций к «Турандот» со стороны зрительного зала, который выглядит почти, как сценическое действо, и совсем другое – со стороны кулис. Это сложный механизированный процесс с применением компьютерных технологий и участием многих людей. Кстати, в штате театра 3 000 человек, две трети из них – обслуживающий персонал.

За основной сценой, которую видят зрители, находится скрытая ее часть – арьерсцена, боковые карманы, репетиционная, монтажная и погрузо-разгрузочная зона. Такое деление пространства позволяет готовить сразу 4 спектакля. При этом одновременно на основной сцене может идти театральная постановка, на репетиционной – репетиция, в монтажной зоне – сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке – погрузка или разгрузка других декораций. Таким образом достигается непрерывный творческий процесс.

Нам также показали гримерку с разными костюмами (балетными и оперными), постижерскими изделиями (парики, бороды, усы и пр.), всеми видами грима и масок. Для сравнения можно было подержать в руках тюлевую пачку, невесомую «шопенку» и

увесистое парчовое облачение Бориса Годунова, чтобы понять, какую тяжесть приходится носить оперному артисту (порядка 10 кг!), при этом, он должен еще и петь, пленяя публику многогранностью своего таланта.

 

Гримерка Мариинского-2. Все можно рассмотреть и даже потрогать.

Следующая театральная локация Санкт-Петербурга – площадь Искусств (бывшая Михайловская). В 1833 году на ней А. Брюллов построил еще один императорский театр, талантливо вписав его в спроектированный К. Росси ансамбль площади. Этот театр, названный в честь младшего сына Павла I – великого князя Михаила, предназначался для антрепризных постановок на иностранных языках, поэтому труппа состояла из французских и немецких артистов.

Четыре раза в неделю здесь шли спектакли на французском языке и три дня – на немецком. В Михайловский театр съезжался весь петербургский свет, включая двор и императорскую семью. Между прочим, у Дирекции императорских театров в Париже был свой резидент, осматривающий таланты, и приглашая лучших в Санкт-Петербург. Условия работы иностранцам предлагались прекрасные, а после 10 лет службы им начислялась пенсия в размере 2х тыс. рублей. Русским артистам пенсию не платили вовсе.

После реконструкции 1859 года в театре чаще всего давали французские оперетты, иногда – оперные спектакли от мариинской труппы. В разные годы на сцене Михайловского выступали: оркестр под управлением Иоганна Штрауса, Люсьена Гитри, Матильда Кшесинская, Федор Шаляпин, труппа Сары Бернар. Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский.

После революции иностранные артисты разъехались, а придворный театр советская власть использовала для экспериментальных революционных постановок. Со временем на сцену Михайловского вернулась русская классика. Сегодня – это значимый Санкт-Петербургский ордена Ленина государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского.

Михайловский театр на пл. Искусств. Санкт-Петербург, 2021г.

Итак, наша театральная экскурсия, длившаяся целый день, включала: посещение Александринского театра и Музея русской драмы, Мариинского-2, Шереметьевского дворца и Музея музыки, обед в ресторане и обзорку «Театральный Петербург» с остановкой на площади Искусств. Бывшая Михайловская площадь считается рекордсменом по концентрации театров Северной столицы – Михайловский, Санкт-Петербургская Государственная Филармония, Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской, театр Музыкальной комедии, театр-кабаре «Бродячая собака».

Все они вписали славные страницы в историю русского театра и заслуживают отдельной экскурсии, мы лишь прогулялись рядом.

Заключительным аккордом программы «Петротура», своеобразной «вишенкой на торте» стал Шереметевский дворец – музей музыки – один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

За роскошным дворцом, построенном на пологом берегу реки Фонтанки архитектором С. И. Чевакинским, еще в XVIII веке закрепилось название «Фонтанный дом». При Шереметевых это был известный великосветский салон Петербурга, со своей культурой театральных вечеров и красивой историей про русскую золушку – крепостную актрису Прасковью Ковалеву- Жемчугову, ставшую женой графа Николая Петровича Шереметева.

Экспозиция Музея музыки в Шереметевском дворце.

Сейчас в Шереметевском дворце воссоздана анфилада парадных залов, рассказывающих о славном дворянском роде, приверженности его представителей к театру и музыке. Как известно, в графской усадьбе была замечательная домовая церковь и домашний театр. Ныне в залах Фонтанного дома можно увидеть портреты всех Шереметевых, а также произведения живописи и декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX столетий, поступившие в музей за последнюю четверть века.

На первом этаже дворца размещена экспозиция Музея музыки – крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов разных эпох и народов, включающее редкие и особо ценные экземпляры, например, скрипку Страдивари или инструменты императорской коллекции: виолончель Николая II, олифанты Николая I, флейты Александра I, медные корнеты Александра III.

Неожиданный финал – это оживший и зазвучавший интерактивный симфонический оркестр из сотни инструментов, которые занимают все стены отдельной комнаты от пола до потолка.

Надеваешь наушники и улетаешь! А потом замечаешь интересную особенность – когда рассматриваешь определенный инструмент, и он как будто начинает звучать у вас в ушах. Удивительный эффект!