Бренды Петербурга. Марина Седова и Музей шляпного мастера
Каждая стильная петербурженка знает кто такая Марина Седова, ее салону не требуется реклама, сюда приходят люди, которым нужна авторская шляпа. Целевая аудитория неизменна – это интеллигенция (артисты, учителя, врачи, экономисты), для которых головные уборы – элемент культуры. А толщина культурного слоя, как считает Марина, не зависит от толщины кошелька: «Мои клиенты – не состоятельные люди, но они хотят носить шляпы, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, следовать определенному имиджу». Скромная самооценка! На самом деле, Марина Седова давно является не только петербургским, но признанным во всем мире шляпным мастером, постоянным участником международных выставок индустрии моды, автором книг по истории шляп и аксессуаров. Ее работы находятся в коллекциях современного костюма многих музеев, включая Государственный Эрмитаж.
В 2003 году, в рамках мероприятий к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга Марина Седова открыла в своем салоне Музей шляпного мастера, который был включен в число объектов культуры. В основу легла ее личная коллекция, насчитывающая 1500 единиц старинных головных уборов и аксессуаров 1860-1960-х годов. Увы, в витринах представлена всего ее десятая часть – на все попросту не хватает места!
Музей шляпного мастера – уникальное и «живое» место Санкт-Петербурга, где рядом с коллекцией старинных шляп ежедневно происходит чудо рождения новой модели, которая сразу же занимает место в ряду сотен оригинальных головных уборов разнообразных расцветок и отделок на любой вкус. Судя по отзывам туристов, место это весьма притягательное, прежде всего, из-за творческой атмосферы, царящей здесь.
В первое время Марина Седова даже проводила экскурсии по экспозиции, но в последние годы перестала – это занимает слишком много ее времени. Дело в том, что музей расположен в частной мастерской, где она работает и принимает клиентов, а это налагает определенные ограничения.
Музей, действительно, очень камерный, требующий сегодня определенных усилий, чтобы в него попасть, и уж тем более – услышать комментарии к коллекции маэстро. В постоянном потоке здесь не заинтересованы. Однако, по предварительной записи, собрав небольшую группу, – можно попробовать. Нам удалось!
В музее Марины Седовой представлена коллекция шляп, которую она собирает с 1975 года. Зачем? Потому что шляпы – это ее призвание, работа, высокое мастерство, а для мастера важно знать разные технологии.
М.С. – Для меня каждая шляпа коллекции представляет интерес. Посмотрите на эту замечательную модель (1900 года), украшенную так называемым «бантом ножами», его концы должны были торчать в разные стороны. Даже специально вставлялись проволоки для крепления. Или вот, шляпы-устрицы (носились в 1910-1920 гг.), из них ниспадали цветы или фрукты, что всегда очень хорошо смотрелось. В другой витрине – шляпки в стиле великого Гэтсби, или работы знаменитой Эльзы Скиапарелли (1830-е гг.), довоенные «менингитки». Есть здесь шляпки а-ля Одри Хепберн и шляпки-шарики в стиле Элизабет Тейлор, огромные диоровские шляпы (1950-1960 гг.) и псевдовосточные чалмы, словом, самые разнообразные формы с немыслимым декором.
Со временем менялась и манера носки шляп: если в начале века их надвигали на лоб, то после войны шляпки переместились на затылок.
Эта чудная шляпа-таблетка Pill Box отсылает нас к образу Жаклин Кеннеди. Дело в том, что у нее была очень крупная голова 61 размера, и американский мастер Фокс просто попал в десятку, придумав для первой леди Америки форму, выравнивающую пропорции.
А вот, совсем небольшой, но очень сложный в исполнении головной убор невесты в виде ракушки, выложенной рапсовой лентой. Я как-то попыталась повторить этот шедевр и поняла, насколько это трудоемкая вещь!
Клондайк для коллекционера – блошиные рынки и лавки старьевщика, где всегда можно отыскать старинные шляпки. Чрезвычайно богатыми на улов были 70-е годы прошлого века – время великого расселения ленинградских коммуналок в малогабаритные квартиры, когда много старинного добра шло в комиссионки или на помойку.
М.С. – Одна забавная история связана у меня с шляпкой черной соломки, которую я случайно обнаружила в секонд-хенде Гринвича (район Лондона). Это была работа нашего ленинградского ателье. Конечно, я ее приобрела! А в 2015 году, когда к нам приезжал великий Филипп Трейси, после пресс-конференции, я подошла к нему, рассказала эту историю и подарила на память ту самую шляпку-путешественницу. Он был немало удивлен такому подарку!
Филип Трейси – признанный во всем мире современный британский и ирландский модельер-шляпник, эксцентричный гений, обладатель безграничной фантазии и утонченного вкуса, любимый мастер звезд мирового шоу-бизнеса. Он дважды приезжал в Санкт-Петербург, и, кстати, считает, город на Неве — идеальным местом для ношения шляп.
Наш разговор с Мариной Седовой заходит о соломенных шляпках. Оказывается, все они делались из стебля пшеницы, но самого изящного, тонкого плетения достигали мастера из Ливорно, именно их работы называли «итальянской соломкой», а после Второй мировой войны все перешли на «широкую солому». Современный материал, пришедший на смену соломке – это синамей – полупрозрачное полотно, выполненное на ручном текстильном станке, в основном, из волокон Musa textilis (текстильный банан). Из синамей Марина делает летние шляпы или подиумные экземпляры, в сотрудничестве с дизайнерами одежды для определенных коллекций.
На нижних полках и на шкафах салона Марины Седовой не менее эффектно смотрится также коллекция деревянных форм-колодок, и особенно выделяется – отполированная наполеоновская двууголка.
М.С. – Да, это из театральной серии. Знаете, Наполеон был очень модным человеком и сам придумал для себя такую форму. У нас двууголки носили или хотя бы в них позировали для портретов генералиссимус А. Суворов и император Павел I.
М.С. – Каждая шляпка из моей коллекции – это тема для тысячи разработок. Невозможно в точности использовать ту или иную форму, ее нужно разложить на составляющие, как эпюру, посмотреть, что откуда выходит и куда заходит, умножить на наше время, потому что способность воспринимать пространство у нас за последние 20 лет изменилась. Мы не можем скопировать в чистом виде старинную вещь, и носить ее как новую. Нет, ее надо переосмыслить и пересчитать. Эскиз – это еще не шляпа. Легкой ручкой набросать можно все что угодно, а вы попробуйте реализовать картинку на практике, учитывая форму головы и посадку. Вот тут-то начинается технология и конструирование в чистом виде. Меня этому учили, а сейчас – уже нет!»
Марина Седова окончила Высшую Петербургскую школу моды по классу модельер-технолог головных уборов, который набирался раз в 16 лет. Проходила практику на советских фабриках и в ленинградских ателье (тогда работало 36 шляпных ателье, которые все закрылись с 1995 по 2000 гг.). Она объездила почти весь мир и стажировалась у многих знаменитых мастеров. Сегодня Марина Седова очень переживает, что в российских вузах обучают только дизайнеров широкого профиля, а шляпного курса нет уже более 30 лет. Многие занимаются обувью, сумками, а шляпы, как отдельная отрасль, осталась за бортом.
М.С. – Думаю, это временно, ибо Россия находится в такой климатической зоне, где без головного убора жить невозможно. Рассказываю вам, как преподаватель университета технологии и дизайна. Мне приводят студентов, и за 45 минут я на пальцах должна рассказать им всю шляпную технологию. Выручает одно – конкретные примеры работ старых мастеров. И тут моя коллекция как нельзя кстати!
Как только дама надевает пальто, то сразу возникает вопрос шляпы. Правда, Марина считает, что ее шляпки легко подойдут и к пуховику-дутику и к собольей шубе. В контексте современного лука, это могут беретные формы, кепи, фантазийные колпачки…
Однако в салоне представлен весь ассортимент: шляпы с большими полями, шляпы клоши, Стэтсон, Борсолино, котелки, канотье, таблетки, пилотки, свадебные и крестильные шляпки, костюмные «Арбузные дольки», треуголки, тюрбаны и т.д.
Любой фетровый колпак в руках Марины приобретает уникальную форму, которая пойдет совершенно конкретной клиентке, под которую он задумывался. «Каждая шляпа уникальна, и я смогу ее повторить пока вижу, потом это будет уже другая интерпретация». Обычно, Марина долго беседует с человеком, чтобы понять его предпочтения, а потом идет и делает то, что нужно! Часто превосходит ожидания.
М.С. – Для меня главное, чтобы вы себе нравились в моей шляпке. Я работаю только с натуральными материалами: фетр, велюр из натуральной шерсти, на лето делаю немного соломки. Не работаю с мехом, хотя считаю, что мех на плечах великолепно сочетается с изящной фетровой шляпкой. Обычно мои клиенты заказывают себе новую шляпку один раз в 2-3 года, а вообще, они прекрасно носятся до 10 лет! Модели, практически, трехсезонные – надеваются осенью, замечательно выдерживают наши зимы и сохраняются в гардеробе до апреля. Я практичный человек, родившийся в Ленинграде, и хорошо знаю цену добротным вещам.
Но вернемся к Музею шляпного мастера. В его экспозиции, помимо собственно шляп, представлены старинные зонты, перчатки, шкатулки, вот, например, эта ужасно удобная вещь – шкатулка-перчаточница с боковой крышкой. Это для того, чтобы не перерывать все перчатки сверху вниз, а вынуть из стопки именно ту пару, которая необходима.
При нашей скорости жизни очень многие симпатичные аксессуары стали не актуальны, как и чудная сумочка-сейф для перевозки ценных вещей или помолвочные кошелечки из бисера…
В своем салоне Марина тоже периодически проводит выставки. Например, экспозиция гравюр 1856 года, так называемых, модных картинок, которые выполняли знаменитые художники. Они комплектовались в отдельные папки и выпускались каждый месяц в Париже, Вене, Лондоне, Санкт-Петербурге. Это были первые журналы мод XIX века.
В витринах салона на Лиговском проспекте, д. 27/7З представлен только фрагмент коллекции Музея шляпного мастера, остальное – непрерывно путешествует по музеям России. Были выставки в Москве, Ханты-Мансийске, Омске, Мурманске, Калининграде.
Может, пора подыскать для музея более просторное помещение?
М.С. – Я не вижу смысла создавать отдельный музей. Мне кажется, распределить коллекцию по многим музеям страны будет более разумно и полезно для народа. И я умышленно делаю акцент на провинциальные музеи, так как у столичных – огромные фонды и они редко экспонируют аксессуары. Знаете, в Санкт-Петербурге последняя выставка старинных головных уборов была 28 лет назад в Этнографическом музее, а эрмитажная коллекция вышивки, собранная бароном Штиглицем (кстати, лучшая в мире) выставлялась 20 лет назад! В этом смысле провинциальные музеи более мобильны, и устраивают очень живые выставки, где я периодически провожу какие-то задорные мастер-классы. Мне такой формат нравится больше!
Шляпный салон Марины Седовой находится рядом с площадью Восстания (Лиговский пр., д.27/7).
Часы работы: Вторник — пятница с 13.00 до 19.00.
Воскресенье, понедельник — выходной.
Суббота – идеальный день для посещения музейно-выставочной экспозиции с 12 до 18 часов. Предварительная запись: тел. 8 (911) 188-61-16