Просветительская миссия Феодоровского собора

Храм Феодоровской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга, построенный в память 300-летия дома Романовых перед самой революцией с фрагментом Кремлевской стены должен был символизировать единение 2-х столиц.

Храм этот совершенно нетипичный и особенный для Петербурга. Внешне он напоминает допетровские церкви Верхневолжья. И место выбрано странное – на задворках Николаевского вокзала, но именно здесь располагалось подворье Феодоровского Городецкого монастыря. В этом монастыре в Нижегородской области когда-то хранилась чудотворная икона Богоматери, которой в 1613 году инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила — первого Романова на российском престоле.
Здание выполнено из железобетона по проекту архитектора Степана Кричинского.
Его закладка состоялась 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича. По традиции, высокие гости после молебна бросали в приготовленное углубление монетки, а великий князь, по свидетельствам очевидцев, опустил денежку времен царя Михаила Федоровича. Символично.


В начале 1913 года юбилейный храм-памятник освятили – верхний храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Михаила Малеина, (небесного покровителя первого царя Романова Михаил Федоровича), нижний – посвятили святому благоверному великому князю Александру Невскому – небесному покровителю Санкт-Петербурга и императоров Александров.
В советский период Феодоровский храм был упразднен, перестроен и превращен в молокозавод. Возвращение в лоно Русской православной церкви началось в 90-е годы. Процесс передачи затянулся почти на полтора десятка лет, однако вновь образованный приход оказался очень активным и настойчивым. В 1998 году на территории храма на средства благотворителей была построена очень интересная по своей архитектуре часовня, со ступенчатой крышей по проекту петербургского архитектора Георгия Васильева. Ее освятили, как храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.


Глобальная реставрация Феодоровского собора началась в 2007 г. и продлилась шесть лет. Масштабный проект стал одним из главных пунктов программы «Историческая память» всероссийской политической партии «Единая Россия», лидером которой в те годы был Борис Грызлов. Он-то и возглавил попечительский совет.
Реставрационные работы ежегодно финансировались из разных источников: государственных (федеральный и городской бюджеты), и частных. Попечительский совет смог привлечь крупных жертвователей, благодаря которым удалось провести целый комплекс работ, не предусмотренных государственными программами.
Весной 2011 года завершилась реставрация колокольни, на которую подняли точную копию ансамбля «Романовского звона» начала XIX века. Осенью того же года в нижнем храме под руководством архимандрита Зинона (Теодора) были сооружены: мраморная алтарная композиция, мраморный баптистерий и расписаны стены в апсидах.
Необычно оформили пол нижнего храма – в виде лабиринта из черных и белых плит, символизирующий непростой путь человека к Богу. Подобными лабиринтами украшались храмы в средневековой Европе.


Среди икон современного письма, размещенных на стенах и столбах нижнего храма есть одна старинная. Это список Феодоровской иконы Божией Матери XIX века, подаренный собору в 2009 году председателем Попечительского совета храма Борисом Грызловым.
Обретение Феодоровской иконы стало важнейшим событием для храма-памятника Романовых. Перед главной фамильной святыней российских государей принимали православие вступающие в династический брак иноземные невесты, нередко при этом получая отчество «Федоровна». С этой иконой семья последнего императора Николая II не расставалась вплоть до расстрела в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.
Подлинная Феодоровская икона Божией Матери ныне пребывает в новом кафедральном соборе Костромской епархии – Богоявленском соборе, восстановленного из руин Богоявленско-Анастасинского монастыря.
Кстати, список Феодоровской иконы письма 1256 года специально привозили в Санкт-Петербург на торжества по случаю освящения Феодоровского храма сто лет назад.
В настоящее время в приходе Феодоровской иконы Божией Матери находится несколько новых списков чтимого образа.


В отличие от нижнего храма, оформленного в древнерусском стиле эпохи А. Невского, верхний храм представляет собой стилизацию под православные храмы Московской Руси начала XVII века, то есть времени воцарения Романовых. Он был воссоздан, практически в том виде, который имел при постройке.
После 73-летнего перерыва в праздники Успения и Феодоровской иконы Божией Матери, здесь впервые прошла Божественная литургия.
В центре просторного и светлого храма на четырех цепях висит ажурное бронзовое паникадило диаметром 6,5 метра в форме «Шапки Большого наряда» (царского венца Михаила Федоровича), также воссозданное по сохранившимся фотографиям.
Многие утраченные сегодня предметы убранства и утвари Феодоровского храма являлись копиями хранившихся в Оружейной палате реликвий XVI–XVII веков, поэтому их можно продублировать.
Производит впечатление и пятиярусный иконостас, воссозданный в соответствии с уничтоженным прототипом – резной и позолоченный. 47 из 118 икон сохранились благодаря экспозиции Государственного музея истории религии, где они выставлены до сих пор.


Все работы в Феодоровском соборе, включая возвращение майоликовых и мозаичных образов на белокаменные фасады храма, были завершены в 2013 году, к 400-летию дома Романовых.
Успели даже полностью благоустроить территорию. За живописной оградой появился уютный уголок со старинной брусчаткой, скамейки, ели, декоративные кустарники, аккуратные клумбы. В сквере приятно отдохнуть и погулять вокруг храма, рассматривая резной орнамент на стенах – мифического единорога, птицу феникс, двуглавого орла, льва, райскую птицу сирин. На восточном фасаде хорошо видны вырезанные в стене древнерусские кресты.
Завершающим аккордом воссоздания всего архитектурного ансамбля, который разработал С. Кричинский вокруг Феодоровского собора, стал Дом причта в стиле московских палат XVII века. Его построили заново на сохранившемся фундаменте. Теперь дом носит еще одно, более актуальное в наши дни название «Просветительский центр», тем самым внося важную составляющую в благовестническую миссию, ради которой и был возрожден Феодоровский собор.
Отреставрировали также краснокирпичную «кремлевскую» стену, примыкающую к колокольне собора, которая атмосферно очень дополняет ансамбль. Кстати, по замыслу архитектора, ее следовало бы облицевать белым камнем, но не успели.


Я редко встречала храмы, где бы так лояльно относились ко всякого рода ротозеям и «нехристям», более того, терпеливо занимались бы христианским просветительством. На стене Феодоровского собора я заметила объявление «Открытые Евангельские группы. Мы читаем Библию вместе. Феомолодежь – общается, действует, занимается с детьми, говорит на английском, путешествует, развивается, реализует свое призвание…». Отрадно, что РПЦ старается стать ближе к народу и работает с молодыми прихожанами.
Феодоровский просветительский центр стал логичным продолжением и результатом просветительской деятельности (катехизации, воскресной школы, лектория), начавшейся вместе с возрождением прихода в 1990-е – 2000-е годы.
Здесь организованы религиозно-просветительские курсы, проводятся тематические лекции по искусству, истории, богословию, концерты духовной и классической музыки. Открыта школа библейской филологии по изучению языков Писания. Работают группы взаимопомощи наркозависимых. Например, в канун Рождества состоялась музыкально-литургическая лекция-комментарий протоиерея Александра Сорокина для всех желающих с толкованием цитат Библии о Рождестве Христовом, устава праздника, богослужебных текстов, рождественских песнопений.


В Феодоровском соборе действует экскурсионная служба.
Каждую субботу в 14.00 настоятель храма или его коллеги проводят безвозмездную экскурсию, знакомя посетителей с удивительной историей храма: его строительство и первые служители, закрытие и годы забвения, восстановление и возрождение прихода. В программе экскурсии – посещение верхнего и нижнего храмов, документальной экспозиции с историческими документами, ответы на все интересующие вопросы.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миргородская 1 ВА, станция метро «Площадь Восстания».