Водная «Одиссея» в цирке Чинизелли

Манеж превратился в бассейн, артисты – плавают, ныряют, выпрыгивают из воды и даже ходят по ней. Мытарства главного героя поэмы Гомера представлены в виде циркового мюзикла с элементами вокала, синхронного плавания и лазерного шоу.

На предваряющей премьеру пресс-конференции создатели спектакля заверили, что у них получилось реализовать качественно новый цирковой проект. По словам первого заместителя гендиректора Росгосцирка Татьяны Бушковой, он начинался еще прошлым летом, в сентябре прошла обкатка первой версии программы в Омске, потом второй – в Екатеринбурге и вот, третья версия приехала в Санкт-Петербург.

На сегодняшний день в России действуют два водных шоу, но петербургское – уникальное в своем роде, поскольку это первый в стране цирковой мюзикл на воде!

Специально к премьере фойе знаменитого цирка Чинизелли было оформлено в стиле древнегреческих мифов: портики и колонны, Одиссей со своим кораблем, боги и богини… «Мы стремились создать нужную атмосферу и заставить зрителей вспомнить кто есть кто из обитателей Олимпа», – прокомментировала эту идею исполнительный директор Санкт-Петербургского цирка Валерия Макаровская.

Цирковой мюзикл «Одиссея» – это режиссерская работа ученицы романа Виктюка Виктории Коноваловой, которая до этого занималась театральными постановками.

«Наша «Одиссея» – это удивительное морское путешествие героя в поисках счастья. Каждый человек мечтает быть счастливым. Этой историей мне очень хочется напомнить зрителям о неизменных ценностях, поступках настоящих героев, погрузить их в прекрасный мир Древней Греции, соединив нити времен. Главное – утвердить в каждом человеке веру в любовь, счастье и важность оставаться самим собой при любых обстоятельствах», – сказала Виктория Коновалова.

Композитор Святослав Мелик специально для этой постановки написал девять музыкальных произведений.

Впервые главную роль в цирковом спектакле исполняет приглашенный артист – вокалист Алексей Коновалов. Живой вокал сопровождает почти все цирковые номера. «Это был новый опыт для меня и могу сказать, что семь из девяти арий довольно сложные в певческо-театральном плане. Кроме того, необходимо было встраиваться в непривычные декорации манежа… В итоге, нам удалось найти общий язык с цирковыми и все получилось», – сказал А.Коновалов.

Одиссей встречает гостей уже на входе в цирк, приглашая с собой в грандиозное путешествие, где на пути ему встречаются русалки, Нептун, силач Циклоп, Медуза Горгона, увитая змеями, огненный Прометей, Троянский конь…

Программа представляет собой некую карту мифов.

Главный герой древней истории должен пройти сквозь время и показать людям дорогу к счастью. Все номера самодостаточны, и в то же время подчинены интересной сюжетной линии: клоунада – «Дух амфоры», «Хронос» – акробат в колесе, «Шторм» – воздушная гимнастка на полотнах, «Миф об Икаре» – акробаты на роликах, «Миф о созвездии Любви» – акробат на мачте, «Миф о богине Афродите» –  воздушная гимнастка в кольце, «Орфей и Эвридика» – акробатический баланс, «Юность Дня» – эквилибрист на свободной проволоке.

Любимец публики – клоун Итаки (по сюжету, дух старой амфоры), постоянно сопровождает Одиссея, и при этом, любит пошалить, выбирая в зрительном зале кого-нибудь из публики для каждой из своих проказ…

Все очень зрелищно и красиво, возможности водной стихии в шоу использованы на 80%.

Восхитительно смотрятся разновеликие струи переливающейся воды и водный занавес прямо из-под купола!

А еще в представлении принимают участие попугаи и еноты, дикобразы и павианы, шимпанзе и морские котики.

«Одиссея» станет первым цирковым спектаклем, который смогут «увидеть» незрячие и слабовидящие жители Санкт-Петербурга. Росгосцирк запускает проект «Цирк на ощупь». Он стартует в Петербурге и в дальнейшем будет масштабирован на ряд других филиалов компании. Цирки оснастят специальным оборудованием для тифлокомментирования, с помощью которого юные зрители смогут узнавать, что происходит на манеже.

Во время премьерного показа в зале присутствовал тифлокомментатор. «Специалист должен посмотреть спектакль и создать лаконичное описания того, что происходит на манеже. Так незрячие и слабовидящие смогут «увидеть «Одиссею» в мельчайших деталях. Точную дату первого представления с тифлокомментариями в цирке Чинизелли объявим позже», – рассказала журналистам Валерия Макаровская.

Цирковой мюзикл на воде «Одиссея» – это уникальный проект, созданный на средства частного циркового продюсера при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и при содействии Росгосцирка. Компания планирует в дальнейшем развивать практику государственно-частного партнерства в деле разработки новых цирковых программ.

 

По замыслу создателей музыкально-водной феерии «Одиссея», помимо развлекательной, у нее есть образовательная цель – проявить интерес у детей к древнегреческим мифам, к серьезному диалогу на общечеловеческие темы, о вечном противостоянии добра и зла.

«Как мама и режиссер, я считаю, что с детьми можно разговаривать на взрослом языке, в хорошем смысле этого слова. Наверное, у каждого из нас была в детстве книга «Мифы и легенды Древней Греции», и когда мы слышали имя Одиссей, то сразу представляли себе долгое путешествие, полное испытаний. В нашем путешествии мы хотим открыть детям мир мифов и хорошей серьезной исторической основы, и благодаря нашей общей вере в успех, сегодня мы надеемся на обратный отклик и одобрение. Если так оно и окажется, то в дальнейшем мы будем счастливы создать еще что-то интересное», – резюмировала Виктория Коновалова.

Кстати, водного цирка не было в Петербурге с 2013 года. Нынешний проект «Одиссея» продлится на манеже цирка Чинизелли до сентября 2022 года.

Для справки. История водных пантомим.

Со времени основания Гаэтано Чинизелли цирка на Фонтанке, он стремился удивлять публику все новыми идеями и зрелищными цирковыми спектаклями.

Неизменно в современных шоу присутствуют переклички с номерами прошлых лет, и это придает всему цирковому искусству особую атмосферу преемственности.

С 1880-х годов ни одного сезона не прошло без постановки пышной по оформлению пантомимы. Речь идет о цирковом театрализованном представлении с определенным сюжетом, объединяющим номера разных цирковых жанров, где характер действующих лиц и содержание действа выражены жестом, мимикой, телодвижениями, трюками.

Если говорить о водной пантомиме, то первые фонтаны в петербургском цирке появились в 1881 году в пантомиме «Крысолов». Один из них бил лилово-серебристыми струями над головой Королевы фей. Газеты писали, что «характерные и живописные костюмы, разноцветное, эффектное электрическое освещение, и наконец вся картина, взятая целостью, залита золотисто-мягким светом электричества, сладко ласкает взор публики, и вот почему цирк теперь полон».

В 1891 году зрители впервые увидели водяную пантомиму «Четыре стихии или цирк под водой». Вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных частях арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Нередко публику в первых рядах окатывали водой как из душа, и дамам в барьерных ложах рекомендовали являться «с непромокаемыми макинтошами, резиновыми калошами, и несмываемыми белилами».

В 1896 году порядка 5 минут зрителям показывали фонтаны, переливающиеся электрическими огнями в постановке «Волшебные фонтаны или фантастический мир чудес» с живыми картинами.

 

В «Ролинкорском магарадже» (1910-е годы) струи фонтанов били под самый купол, а сверху сыпались бенгальские огни. По свидетельству современников, это была «одна из тех пантомим, на которую дирекцией цирка Чинизелли время от времени затрачиваются большие денежные средства, масса труда и энергии. Пантомима в 3-х отделениях поражает роскошью костюмов, сложностью декораций и очень эффектным огненным фонтаном, в котором нефть, переливаясь с водяной струей, пылает красивыми огненными языками».

В 1928 году в Ленинград привезли романтическую пантомиму в 5-ти картинах «Черный пират» в постановке парижского цирка.

В 1930 году из Москвы приехала другая водная пантомима «Гуляй-Поле» или «Махновщина». Трюковые аттракционы подхлестывали развитие сюжета: выезд паровоза с железнодорожными платформами, водопад, взрыв моста, гроза, фонтаны, фейерверк, а еще под купол взлетал 12-ти метровый дирижабль над двухмачтовым кораблем в центре манежа-бассейна. Поистине грандиозное зрелище!

Не менее впечатляла  постановка 1935 года «Люди Морского дна». ЭПРОН (экспедиции подводных работ особого назначения). Арену занимал огромный стеклянный бассейн, вмещающий 9 тыс. кубометров воды. В этом аквариуме показывали, как происходит спуск водолазов в воду, где велись работы по подготовке к подъему модели затонувшей подлодки.

В последующие годы в цирке неоднократно ставились яркие и талантливые спектакли на воде, с упором на зрелищность и оформление номеров, при этом, рассказывающие злободневные истории цирковым языком. И это всегда невероятно интересно!

                                      Купить билеты.