Особенности посещения Большого дворца в Петергофе

– Останавливаться нельзя! Быстрее проходите!
– Почему? Я же одна, за мной и впереди никого нет.
Этот диалог происходил у меня со смотрителем на Парадной лестнице. Такая же история повторилась и перед другими залами дворца, дескать, сюда вы можете только заглянуть, сфотографировать интерьер с порога и быстренько шагать дальше, не останавливаясь.
– Смотреть-то по сторонам можно? – спрашивают люди, заплатившие по 600 рублей за билет.
Гиды объясняют странные требования музея особым температурно-влажностным режимом. Но одно дело, когда нон-стопом идут группы туристов, и другое – когда по дворцу гуляет всего десяток посетителей…

Если честно, я никогда не была в Большом дворце Петергофа и не очень-то стремилась, потому что летом больше хотелось наслаждаться парком и фонтанами, а там – вечные очереди, толпа, духота… И вот в благословенный низкий сезон случилось! Конечно, дворец прекрасен, интерьеры восхитительны, но установившаяся система «прогона посетителей скорее на выход» несколько разочаровывает…


Тем не менее, мне удалось запечатлеть для вас самое интересное в «закрытых» Западном и Восточном китайских кабинетах Большого дворца. Здесь задают тон китайские лаковые ширмы и миниатюры, привезенные в Россию еще при Петре I. Много позже, по приказу Екатерины II архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот встроил их в интерьер «лаковых камор» и дополнил фигурными печами, щедро декорированными образцами мебели, золочеными драконами, люстрами-фонариками. Нашлось место и для и коллекции старинного фарфора Поднебесной…
Как известно, мода на Китай периодически возвращается. Самое повальное увлечение стилем шинуазри Европа пережила в конце XVII века. Правда, тогда он назывался des Indes, то есть «из индий» – эдакая обобщенная фантазия европейских художников на тему экзотического Востока. Тогда в интерьерах дворцов стали появляться диковинные китайские предметы и создаваться целые китайские комнаты, павильоны.
В Петергофе это еще Китайский садик, в Ораниенбауме – Китайский дворец, в Царском Селе – Китайская деревня.
После разрушений Петергофа во время Великой Отечественной войны, Восточный и Западный китайские кабинеты были заново воссозданы по сохранившимся рисункам и фотографиям лучшими реставраторами знаменитой Ленинградской школы.
Китай по-прежнему вдохновляет художников и декораторов Санкт-Петербурга. В сувенирном магазине Большого дворца сегодня выставлены эксклюзивные тканые чехлы на подушки с ручной вышивкой по китайским мотивам царских резиденций. Смотрится такой текстиль очень эффектно!

Если выйти из дворца и повернуть налево, то сразу глаза упрутся в красивую доминанту – здание напоминающее церквушку с золотой луковкой. Это так называемый, “Корпус под Гербом”, который появился еще при императрице Елизавете Петровной в результате перестройки петровских Нагорных палат в гостевой флигель по проекту Растрелли. Название связано с тем, что купол здания увенчан флюгером в виде геральдического двуглавого орла. Поскольку флигель предназначался для проживания знатных гостей и членов императорской семьи, то в разное время в его уютных апартаментах любили жить коронованные особы – наши и заезжие. Здесь также начинались торжественные шествия императорской семьи в сопровождении свиты придворных по анфиладе парадных залов в придворную церковь, расположенную в восточном флигеле дворца. Здесь наряжали царских невест перед церемонией венчания, и готовили младенцев перед совершением обряда крещения.
С 2003 года в Корпусе под Гербом действует музей драгоценностей и императорских реликвий. Художественное серебро, церковная утварь, парадные костюмы, наградные подарки, которые в большом количестве заказывались царской семьей ведущим ювелирам: кубки, табакерки, броши, портсигары, часы, перстни, серьги. Причем, блеск бриллиантов не затмевает изысканную красоту некоторых лаконичных вещиц. Большинство экспонатов – мемориальные, когда-то они украшали дворцы Петергофа, наряды их обитателей, входили в приданое принцесс… Роскошные осколки ушедшей эпохи.


Известно, что в Корпусе под Гербом очень комфортно себя чувствовали две императрицы – Елизавета Петровна и Екатерина II. Приезжая в Петергоф, они предпочитали останавливаться именно здесь. Сегодня в музее воссозданы личные покои Екатерины: кабинет, спальня и туалетная комната. В интерьере по моде конца XVIII века много ее личных вещей: одежда, табакерки, веера, книги. Кстати, в одной из витрин находится каталог коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, которая была приобретена полностью и легла в основу собраний Императорского Эрмитажа.
Интересный факт: в Корпусе под гербом Екатерина принимала своего двоюродного брата – шведского короля Густава III летом 1777 года, и получила от него в подарок рубин величиною с куриное яйцо, так называемый «Рубин Цезаря» из королевской сокровищницы Швеции. Увы, сегодня он хранится не в Петергофе, а в Алмазном фонде Кремля.
Попасть в “Особую кладовую” в западном флигеле Большого петергофского дворца сегодня не проблема. Билет можно купить в день посещения на сайте или в кассе музея. Цена в апреле 2022 года составляла 350 рублей (для иностранцев – 600 руб.).

Цена билета в Большой дворец – 600 руб. для россиян и 1500 руб. для иностранцев.