Музей и проблемы культурного туризма. Время сохранять мосты
В Эрмитаже состоялся XX Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма», где музейщики России обсудили актуальные вопросы деятельности учреждений культуры в непростых условиях пандемии и глобальных ограничений.
По мнению генерального директора ГЭ М.Б. Пиотровского, сейчас мы попадаем в какое-то новое время с новыми ориентирами. Многим кажется, что спокойнее жить отдельно. Но вот культуру изолировать нельзя. Потому что она лучшее лекарство от вражды!
Также считает Аннабель Бирни (Выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды). По ее словам, значение искусства особенно возрастает, когда времена становятся тяжелыми. «Настоящие художники стоят в стороне от политики и экономики. Искусство само по себе является мостом, соединяющим профессионалов в сфере культуры разных стран. Оно позволяет нам смотреть друг на друга открытым взглядом, расширять его, строить новые связи. Нам нужен мост! Хоть маленький, может, не очень прочный, по которому даже страшно идти, но его надо сохранять, потому что значение искусства, культуры чрезвычайно важно! Надеюсь, придет время, когда по нашему мосту можно будет ходить свободно, и я со своей стороны буду делать все возможное, чтобы он был прочным», сказала г-жа Бирни. Полностью поддержал свою коллегу и Альфредо Рончи (EC MEDICI Framework, Милан, Италия), подчеркнув спасительное значение культуры в современных реалиях.
Надо отметить, что из всех заявленных иностранных спикеров мероприятия отказался в нем участвовать лишь один представитель музеев Ватикана (запретило руководство), представитель Kunsthistorisches Museum (Вена, Австрия) не смог по семейным обстоятельствам. Зато все, кто присоединился к российским коллегам, верят в независимость искусства, которое несет свои собственные ценности и имеет свою силу – это то, к чему должны стремиться музейщики, художники, профессионалы во всем мире. Ибо отменить само существование и взаимообогащение культур невозможно!
«Пандемия изменила реалии музейной жизни, но не смогла ее отменить (изменить ее кардинально). Открываются новые экспозиции, временные выставки, количество виртуальных посетителей во много раз превысило посещаемость даже по сравнению с временами избыточного туризма. Музейные конференции все так же собирают участников, интересных большой аудитории», – прокомментировала итоги прошедшего года начальник Отдела туризма и специальных программ Службы развития Государственного Эрмитажа Ольга Архипова.
На ХХ Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма» было подано 48 докладов, в его работе (в гибридном формате) приняло участие более 130 специалистов – сотрудники музеев и представители туристической отрасли, высших учебных заведений, журналисты, сотрудники Эрмитажных центров в России и за рубежом.
Спикеры поделились опытом своей работы в условиях пандемических ограничений, онлайн и оффлайн форматами, примерами использования новых технологий, дали анализ трасформации традиционных форм музейной работы в новых условиях, монетизации музейных продуктов, креативных индустрий в целом.
География Круглого стола постоянно расширяется. В 2022 году это были: Азербайджан, Казахстан, ДНР, Италия, Нидерланды, Австрия, Республика Коми, Азов, Астрахань, Белгород, Владимир, Казань, Калининград, Кронштадт, Кунгур, Москва, Невьянск, Новосибирск, Петрозаводск, Самара, Тула, Тверь, Тобольск, Уфа, Череповец и пр.
По словам председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, Сергея Корнеева, культурно-познавательный туризм остается наиболее популярным мотивом для путешествий среди российских туристов – 48,2% прибыли в Санкт-Петербург в 2021 году именно с культурно-познавательными целями.
Среди новых трендов чиновник отметил так называемую «музейную азбуку» – быстрое и доступное донесение информации до посетителя. Это особое умение знающего человека простым языком изложить сложный и объемный материал широкой аудитории. Это язык соцсетей, и многие музеи его с успехом освоили. Еще один тренд – «музейное гостеприимство», – искреннее желание музея заинтересовать современного посетителя, увлечь его, получить обратную связь и не потерять этот интерес.
Эффективно работает совместное проведение событийных мероприятий, когда музей и регион объединяют усилия в подготовке тематических фестивалей, исторических реконструкций, привлекающих большое количество гостей. Музеи в данном случае рассматриваются как уникальные объекты показа каждой конкретной территории, являясь своеобразной прививкой от глобализации.
Сергей Корнеев считает, что музеи XXI века должны быть доступными и гостеприимными, разнообразными и живыми, чтобы посетители получали удовлетворение, чтобы у них было желание оставлять позитивные отзывы и рекомендации в сети. Главная задача экономики туризма – увеличить процент возвратных туристов разных категорий и превратить дестинацию в направление всесезонного интереса.
Интересные размышления о будущем музеев привел в своем докладе эксперт из Италии Альфредо Рончи (EC MEDICI Framework).
Как известно, недавняя пандемия оказала влияние не только на здоровье и мировую экономику, но и помешала людям пользоваться культурными объектами, что подтолкнуло их к поиску онлайн-возможностей, освоению цифровых технологий. Единственная возможность, оставшаяся у культурного сектора, как и у многих других, заключалась в том, чтобы заново изобрести себя, используя перспективные цифровые технологии. Музеи отреагировали на карантин, организовав виртуальные экскурсии, тематические онлайн-лекции, вебинары и пр.
По мнению г-на Рончи, современные технологии движутся к новой эре, когда пользователи будут воспринимать мир и взаимодействовать с ним новыми инновационными и эффективными способами. Последние инновации включают: машинное обучение (ML), искусственный интеллект (AI) и его различные разновидности, виртуальную и расширенную реальность, Блокчейн и многое другое.
На гребне волны – иммерсивные технологии, которые создают у пользователей впечатление погружения в синтетический, физический и компьютерный миры, и теперь активно проникают в Культурное наследие. Достаточно вспомнить такие проекты как: Виртуальный опыт Уффици (2016), Ван Гог (2020-2021), Клод Моне (2019), Опыт Смурфа (2018-2019), Густав Климт (2021).
Типичным примером влияния новых технологий на искусство и культуру является NFT – расшифровывается как Non-fungible token, невзаимозаменяемый токен. По-простому, это уникальный набор зашифрованных данных, который лежит в какой-то таблице. Считайте, что это цифровой эквивалент «уникального предмета», то есть тот особый тип криптографического токена, равноправный и децентрализованный цифровой ресурс, который нельзя обменять, это уникальный и неповторимый виртуальный объект. С юридической точки зрения, его характерной чертой является разделение между материальной покупкой и покупкой права собственности на произведение искусства: тот, кто покупает произведение, связанное с NFT, приобретает не саму работу, а возможность демонстрации права на произведение. Все это гарантируется с помощью смарт-контракта, IT-протокола, который, как указано в самом термине, облегчает переговоры и выполнение рассматриваемого контракта. Эта новая технология привела к важному нововведению на арт-рынке. Правда, она не имеет прямого отношения к культурному туризму, но, безусловно, связана с экономикой культуры и почему бы не с музейными магазинами разных товаров?
Таким образом, продолжает свою мысль итальянский эксперт, пришло время подумать о будущей организации системы учреждений культуры, воспользовавшись накопленным опытом и приняв наилучшие решения для создания устойчивой инфраструктуры. В любом случае, в качестве позитивных моментов продолжающегося кризиса, можно извлечь различные выгоды: прежде всего, ускорение перехода к отдаленному использованию культурного наследия на пути к повышению устойчивости культурной экосистемы, расширение возможностей передачи и приобретения знаний. Все эти технологии и услуги не направлены на то, чтобы заменить физическое общение с культурным наследием, но они призваны углублять знания и понимание, стимулировать интерес к будущему очному посещению музея.
В ходе XX Круглого стола «Музей и проблемы культурного туризма» прозвучали доклады музейщиков, подтверждающие вышеозвученные тренды: Иммерсивная музейно-городская программа «Екатерининская миля» как ресурс для повышения туристической привлекательности столицы Верхневолжья (Тверская областная картинная галерея); Инклюзивный проект «Цвет звучащий» в Астраханской картинной галерее…
«АR-технологии в музейном туризме» представил Институт международных отношений Казанского федерального университета.
Или вот – что такое креативные индустрии, и зачем нужно формировать нематериальные активы? Эту тему поднял Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
Согласно классификации UNCTAD к креативным индустриям относятся отрасли, которые основаны на создании и использовании интеллектуальной собственности, включая изобразительное искусство, ремесла, музеи, галереи, библиотеки.
По разным оценкам, в развитых странах нематериальные активы (НМА – результаты интеллектуальной деятельности) обеспечивают от 17 до 37% роста производительности труда. Таким образом, НМА становятся одним из основных источников конкурентных преимуществ и успеха учреждений в условиях экономических трансформаций. В РФ компании креативного сектора пока проявляют слабую активность в регистрации интеллектуальной собственности и учете НМА (за исключением кино и медиа), но картина быстро меняется.
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник поведал о перспективах развития экскурсионной деятельности в рамках открытия Тобольского аэропорта «Ремезов».
«Откуда в Донбассе предметы русского промысла?» выяснил Художественный музей «Арт-Донбасс», сподвигнув жителей Донецка принять участие в формировании экспозиции. Они принесли свои домашние раритеты: гжель, хохлому, палех, бересту, вологодские кружева, павлопосадские платки и т.п. В декабре 2021 года в небольшом пространстве удалось собрать более 150 предметов, которые ярко демонстрировали 20 видов русских промыслов. Кроме того, сотрудники музея записали воспоминания владельцев этих вещей, указав города, откуда они переехали в Донбасс с 1945 по 1970 годы, которые войдут в памятный буклет выставки.