Концепция «Один пояс – один путь» КНР

Концепции Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века представляют собой новую внешнюю стратегию Китая на ближайшую историческую перспективу. В 2013 году оба проекта объединены под общим названием «Один пояс – один путь».

Принципы, структура, а также приоритетные направления и механизмы сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь» были четко сформулированы в марте 2015 года в ходе Боаоского азиатского форума. Обнародованный документ, в разработке которого принимали участие Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции КНР, получил название «Концепция и план действий по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Заявленная цель этого крупномасштабного проекта – создание новых механизмов экономического развития, которые будут способствовать более эффективному распределению ресурсов в регионе и укреплению рыночной интеграции между государствами Европы, Азии и Африки.

Идея Морского Шелкового пути XXI века заключается в создании двух маршрутов. Один из них соединит побережье Китая и Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан, второй – выведет Китай в Южно-Тихоокеанский регион – опять же через Южно-Китайское море, которое становится одним из ключевых участков этого морского проекта.

Экономический пояс Шелкового пути рассматривается как крупномасштабный экономический проект, нацеленный на развитие Западного Китая, а также на расширение связей с зарубежными государствами, особенно со странами Центральной Азии. Суть его  – в создании трансевразийского сухопутного моста и развитии трех экономических коридоров: Северного (Китай – Монголия – Россия), Центрального (Китай – Центральная Азия – Ближний Восток) и Южного (Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма, а также Китай – Пакистан). Дальше эти экономические коридоры можно смело тянуть до Западной Европы и Африки.

Опубликованный план действий по совместному строительству «пояса и пути» призывает к координации политических усилий, развитию инфраструктурного взаимодействия, свободной торговле, коммерческой интеграции и укреплению связей между людьми. В одной только сфере инфраструктурного строительства, к которой относятся создание автомобильных и железных дорог, прокладка нефтепроводов и линий электропередач, сооружение мостов и портов, зарождаются огромные финансовые возможности. Эксперты Азиатского банка развития прогнозируют, что к 2020 году потребность в инвестициях в эту сферу составит 8 трлн долларов США.

В документе отмечается, что данный проект, открытый для всех стран, международных и региональных организаций, создает значительную инклюзивную платформу для объединения китайской экономики с интересами вовлеченных государств. Как заявил председатель КНР Си Цзиньпин, выступая перед участниками Боаоского азиатского форума в марте 2015 года: «Инициатива «Один пояс – один путь» – это не соло Китая, а симфония заинтересованных сторон». Китай, отмечают авторы концепции, готов вместе с другими странами работать над улучшением содержания инициативы, разрабатывать графики реализации проектов и многосторонние форматы сотрудничества, а также призывает к многополярности и равноправным переговорам по международным вопросам.

Разработчики концепции попытались в едином документе представить подробный план действий практически по всем аспектам экономического взаимодействия. Это достаточно трудная задача, учитывая, что проект охватывает несколько десятков стран, в которых проживает более 60% населения планеты, а объем возможного экономического взаимодействия оценивается в 21 трлн. долларов США. Механизмы сотрудничества предполагают многоуровневые платформы и многосторонние консультации, подписание меморандумов о взаимопонимании, выработку совместных дорожных карт и запуск двусторонних пилотных проектов.

Также предлагается в полной мере задействовать потенциал уже имеющихся двусторонних механизмов взаимодействия – объединенных комитетов, совместных комиссий и координационных групп, созданных с участием Китая и других государств, прежде всего – соседних стран. Для усиления коммуникационной составляющей сотрудничества и привлечения новых стран предусматривается использование возможностей существующих международных площадок – ШОС, АСЕАН плюс Китай (10+1), АТЭС, Форума «Азия — Европа», Азиатского диалога по сотрудничеству, СВМДА, ЦАРЭС. Конструктивная роль в развитии инициативы отводится также международным выставкам и форумам на региональном и субрегиональном уровнях.

Выдвинутая Китаем инициатива, отражающая идеалы и ценности всего человеческого сообщества, — попытка поиска новой модели международного взаимодействия, которая даст положительный импульс мировому развитию и будет способствовать поддержанию всеобщего мира на планете. Китай не претендует на экономическую гегемонию и не заявляет о своей исключительности. Теоретические основы, на которых базируются главные положения концепции, согласуются с основными целями Устава ООН и пятью принципами мирного сосуществования. Проект полностью открыт для участия всех членов международного сообщества и не ограничивается территорией, исторически относящейся к древнему Шелковому пути.

Анализ предложенного варианта действий по совместному строительству «пояса и пути» показывает, что от реализации проекта Китай ожидает расширения масштабов своей открытости внешнему миру и укрепления взаимовыгодного сотрудничества со странами-участниками. Не менее важную роль в проекте играет и реализация  геополитических целей КНР, а именно – расширение взятых Пекином на себя политических обязательств и международной ответственности в соответствии со своими экономическими способностями. В общих положениях концепции прямо указано, что Китай готов вносить более весомый вклад в развитие всего человечества.

Структурная составляющая китайского проекта – применение такого формата сотрудничества, при котором выиграют все участники. При этом китайское правительство готово давать гарантии многосторонней открытости, способствовать практическому взаимодействию во всех сферах и тем самым формировать «сообщество общей судьбы». Кстати, программная речь Си Цзиньпина на церемонии открытия Боаоского азиатского форума так и называлась: «Шаг к сообществу общей судьбы, создание нового будущего Азии».

По мнению разработчиков концепции, страны, расположенные в регионе «пояса и пути», обладают уникальными ресурсами, их экономические базы дополняют друг друга, и у подобного сотрудничества есть огромный потенциал и пространство для развития. С этим трудно не согласиться, но необходимо учитывать, какие из стран получат наибольшую пользу от подобного взаимодействия. Если говорить о России, то ей участие в проекте принесет развитие инфраструктуры, дальнейшую диверсификацию направлений поставщиков энергоносителей и укрепление инвестиционного сотрудничества с КНР. Страны Центральной Азии обладают большим транзитным потенциалом. Казахстан за счет своего географического расположения в центре Евразии может стать оптимальным наземным транспортным звеном в цепочке Европа – Россия – Китай. Узбекистан получает возможность стать крупным логистическим центром для грузопотоков из Туркмении, Афганистана, Ирана и получать доходы от транзита грузоперевозок. Пекин же сможет усилить свои позиции в Центральной Азии и замкнуть на себе грузопоток из Юго-Восточной Азии на Европу. Его дополнительное преимущество – значительные финансовые ресурсы.

В заключительных разделах концепции отмечается, что в течение полутора лет, прошедших с тех пор, как Си Цзиньпин впервые анонсировал стратегическую инициативу, правительство Китая занималось активным воплощением в жизнь этого грандиозного проекта. Концепция обсуждалась с лидерами зарубежных государств и на международных встречах, новый Шелковый путь становился главной темой ряда симпозиумов и форумов, были подписаны меморандумы о взаимопонимании и согласованы планы экономического взаимодействия, была оказана коммуникационная поддержка по ключевым проектам сотрудничества. Выдвинутое Китаем предложение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути уже приносит первые результаты. К АБИИ, уставной капитал которого, скорее всего, будет увеличен до 100 млрд долларов, помимо азиатских стран присоединился и ряд ведущих западноевропейские государств – Германия, Франция, Италия, Великобритания. Из 40 млрд долларов уставного капитала Фонда Шелкового пути
10 млрд уже поступили на счет и будут направлены на реализацию инвестиционных проектов.

В концепции и плане действий по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века ясно прописаны принципы и структура будущего объединения, обозначены приоритеты и механизмы сотрудничества. Теперь ученым и экономистам предстоит определить критерии, позволяющие относить конкретные проекты двустороннего и многостороннего сотрудничества к инициативе «Один пояс – один путь», а участвующим в проекте странам – разработать общий план действий на основе заявленных принципов, механизмов и приоритетов.

Китайская инициатива «Один пояс – один путь» —  долгосрочный проект, нацеленный на содействие интеграции международного сообщества. Она хорошо вписывается во внеблоковый характер внешнеполитических отношений Китая, не ставит целью создание какого-либо альянса против одной или группы стран, а с точки зрения экономического взаимодействия, – обеспечивает прозрачность и открытость. Китай готов будет совмещать эту инициативу со стратегией развития других сторон и координировать ее с имеющимися региональными механизмами сотрудничества.