Лучшее в Шлиссельбурге
Обычно в Шлиссельбурге туристы не задерживаются. В лучшем случае, видят ансамбль Красной площади по пути от парковки до причала, дальше – крепость Орешек и все!
У нас нынче, в рамках инфотура «По местам Александра Невского», была запланирована ночевка в центральной гостинице «Атлантида» и целый свободный вечер, чтобы исследовать этот город мостов и каналов.
Нас поселили на 4-м мансардном этаже, откуда открывается вид на устье Невы и крепость Орешек. Пожалуй, это самое высокое место города, почти смотровая площадка. Очень захотелось попасть в крепость, но после 16 часов катера туда уже не ходят, а найти частника для обычной водной прогулки вокруг крепости или по каналам, оказалось невыполнимой задачей.
Цель нашего визита в Шлиссельбурге – барочный Благовещенский собор, построенный на месте деревянной церкви, заложенной по приказу Петра I после освобождения от шведов. Именно в ней в течение года находились мощи Святого Благоверного князя Александра Невского. Увы, деревянные конструкции быстро прогнили, и в 1725 году церковь была разобрана. Сегодня на Красной площади Шлиссельбурга красуется целый комплекс, состоящий из трех храмов: собора Благовещения Пресвятой Богородицы, храма святителя Николая Чудотворца и часовни в честь Казанской иконы Божией Матери.
В утренние часы шлюзы Староладожского канала лучше всего смотрятся с Петровского моста. Каменные основания шлюзовых камер, построенные в 1730 году перед самым выходом в Неву стали главной достопримечательностью Шлиссельбурга, ныне – памятник регионального значения.
Можно сказать, что строительство Петром I канала вдохнуло новую жизнь в небольшое поселение у крепости Орешек и превратило его в город (считается таковым с 1780 г.).
Староладожский канал называют третьей по масштабности стройкой Петра I, уступающей только Санкт-Петербургу и Кронштадту. Он проходит вдоль берега Ладожского озера, соединяя Неву и Волхов, Шлиссельбург и Новую Ладогу (протяженность 117 км).
Кстати, лучше всего сохранился именно приневский участок старинного гидротехнического сооружения, которое сегодня изрядно заросло и никак не используется. Тем не менее, Староладожский канал включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО!
Другое дело – Новоладожский канал, живописно огибающий Шлиссельбург со стороны крепости и Ладоги. Вдоль него можно идти бесконечно долго и любоваться тихими заводями, проплывающими моторками всех мастей, причалами, романтичными парочками, современными особняками, похожими то ли на крепости, то ли на маяки… А вдалеке над всем этим, как мираж всплывают очертания крепости.
Новый канал (1866 г.) прорыли рядом с озером так, что их разделяет всего лишь узенький перешеек. Он получился более функциональным и до сих пор используется для движения малых судов, крупные – приходят сюда на отстой. Если идти от центра по улице Староладожский канал, то можно обогнуть весь город, при этом, все время мечтая перебраться на перешеек. Это можно сделать только в одном месте – в районе улицы Леманский канал. Здесь наведен единственный понтонный мост, через который местные жители попадают на самый популярный пляж Шлиссельбурга. Днем, по мере накопления отдыхающих, мост наводят, а если подходит судно, то его просто откатывают в сторону. За переход взимается плата 50 руб. с человека.
С западной стороны города на Фабричном острове расположен Музей истории города Шлиссельбурга – маленький, но очень емкий. Он занимает историческое здание – памятник промышленной архитектуры позапрошлого столетия. К нему ведет мостик с Красного проспекта через протоку, ее правая набережная испещрена лодочными гаражами и причалами, оттуда постоянно выныривают какие-то суденышки.
Раньше этот остров, отделенный от Невы протоком Малая Невка назывался Екатерининским. В начале XVIII в. на нем был построен деревянный путевой дворец, в котором останавливались Петр I, Екатерина I, Анна Иоанновна, Екатерина II.
По указу последней в этом списке царицы остров был отдан во владение купцам Сириусу и Лиману, основавшим на нем в 1760-х гг ситцевую мануфактуру. В конце XIX века деревянные постройки заменили новые кирпичные корпуса (арх. Ф.И.Габерцеттель). Текстильная фабрика функционировала здесь вплоть до Великой Отечественной войны. Потом весь остров заняли цеха Невского судостроительно-судоремонтного завода.
Сегодня в витринах Музея истории города Шлиссельбурга хранятся образцы тканей и платков производства местной ситцево-набивной мануфактуры, фотографии рабочих, полицейское дело о краже на производстве, предметы мещанского гардероба и прочие вещи ушедшей эпохи. Многие экспонаты подарили шлиссельбуржцы.
Впечатляет витрина с кирпичами XIX века. На каждом стоят разные клейма. Дело в том, что в городской округе работало более 30-ти сезонных артелей, выпускающих весьма прочный строительный материал, на который не стыдно было поставить фирменную печать.
Самые ценные экспонаты музея – 65 мм бронзовая пушка и ядра XVII века, а еще – деревянная свая с металлической заточкой, служившая для укрепления берегов Ладожского канала и шлюзовых камер.
Первый зал оборудован качественными мультимедиа с экраном и выдвижными витринами, дабы наиболее полно представить историю города у стен старинной крепости Орешек. В витринах можно увидеть подлинные находки новгородского и шведского периодов, реконструкцию атрибутики Ладожского канального батальона, планы крепости и города, литографии, на которых запечатлен ход работ по перестройке шлюзов в 1820-х годах.
На площадке перед лестницей посетителей встречают манекены жениха и невесты малой народности ижора, издавна населявшей невские берега. В судьбе этой народности крепость Орешек сыграла особую роль. Как известно, в результате Ореховецкого мирного договора 1323 года были разграничены владения Швеции и Новгородской земли, что способствовало обособлению двух народов – ижоры остались во владениях Новгорода, а карелы западной части Карельского перешейка оказались на шведской территории.
На стенде представлены дореволюционные фотографии мужчин и женщин в традиционных костюмах за разными занятиями, проживавших в окрестностях Шлиссельбурга.
Здесь же, между чудно одетыми свадебными персонажами организована сэлфи-зона, и позволено фотографироваться.
Второй этаж музея посвящен современной истории города, которая самым тесным образом связана с морем и деятельностью Невского судоремонтного и судостроительного завода. Яркие акценты экспозиции – мощный водолазный костюм, корабельный штурвал, макеты различных судов и шхуна под алыми парусами в проеме окна.
Музей истории города Шлиссельбурга появился на карте Ленинградской области в 1995 году, и сегодня считается одним из самых современных, с точки зрения оборудования, малых музеев региона. Здесь также имеется небольшая сувенирная лавка с достойным выбором продукции и уютная, ухоженная площадка для сбора групп перед входом.
Музей открыт в будни с 10:00 до 18:00. Билеты: 60/30 руб, дети – бесплатно.
Самое оживленное место Шлиссельбурга – площадь у Петровской пристани. Ее венчает памятник Петру I работы скульптора М.М. Антокольского (1872 г.), установленный в 1957 году. Между прочим, именно этот монумент украшает купюру достоинством 500 рублей. В сквере вокруг памятника любят гулять местные жители и туристы, отбывающие/прибывающие с крепости Орешек, на берегу канала летом появляется импровизированный пляж, а с исторических шлюзов мальчишки устраивают соревнования по виртуозным прыжкам в воду.
Атмосферу расслабленного отдыха поддерживает открытая терраса ресторана «Берега» на первом этаже торгового комплекса, где удобно перекусить и отдохнуть между экскурсиями.
Хочется отметить, что подобные места, а также – музеи, каналы и мосты придают Шлиссельбургу особый шарм. В целом, у меня сложилось очень приятное впечатление о городке! Несомненно, он обладает огромным туристическим потенциалом, пока до конца не раскрытым.