Духовная мощь Успенского Николо-Васильевского монастыря
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь в Донецкой области – самая большая из вновь основанных обителей на Украине. Его золотые купола хорошо видны издалека. Настоящее чудо в степи!
Здесь все пропитано благодатью и вечной памятью о великом старце и прозорливце Зосиме, который обладал харизмой праведника и талантом возрождения церквей, его слово помогало людям, молитва – спасала и творила чудеса. К нему шли со всех концов Украины и России, он с одинаковым вниманием относился к богатым и бедным, мог запросто беседовать на ступеньках храма с какой-нибудь бабушкой или президентом. Его душа болела о каждом человеке.
О проповедях отца Зосимы ходили легенды. В нулевые стройными рядами в село Никольское тянулись автобусы с группами паломников. Конечно, в связи с последними событиями поток посетителей резко упал, но обитель продолжает жить молитвами схимника.
Я посетила Успенский Николо-Васильевский монастырь в осенний солнечный день – в праздник Иверской иконы Божией Матери, и оказалась почти экзотической гостью. После обедни бродила по монастырскому каре совсем одна и дивилась размаху и великолепию построенного совсем недавно комплекса.
На одной из дорожек случайно встретилась и разговорилась с матушкой игуменьей Анной, по ее благословению инокиня Злата провела для меня замечательную экскурсию. открыла все храмы и часовни, рассказывая про удивительного настоятеля.
Оказывается, самого батюшку Зосиму и его монастырь очень многое связывает с Санкт-Петербургом.
Прежде всего, учеба. В 1968 году тогда еще мирянина Ивана Сокура сразу зачислили на второй курс Ленинградской духовной семинарии. Окончил он ее со степенью кандидата богословия, написав работу по истории Русской Церкви «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение». В 1975 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим постриг студента четвертого курса академии в монашество в честь Савватия Соловецкого.
С детства Иван Сокур боготворил Иоанна Кронштадтского. Какое-то время жил с матерью у родственницы – монахини Антонины, бывшей духовной дочери о. Иоанна Кронштадтского. На биографических примерах этого святого и его книге «Моя жизнь во Христе» формировался внутренний мир мальчика. Во время учебы в Ленинграде он посетил многие святые места, но самое сильное впечатление на инока Савватия произвела Валаамская обитель, которая определила тему его дипломной работы и впоследствии стала прообразом для строительства монастыря в селе Никольское. Как известно, в плане обитель представляет собой каре из келейных и подсобных корпусов, а в центре – главный храм. Этот принцип воспроизведен в Николо-Васильевском монастыре, где незримо витает дух оптинских старцев, тоже высоко чтимых отцом Зосимой, и запечатленных на многих росписях и иконах здешних храмов.
Созидательный талант старца проявился довольно рано и был успешно применен во многих храмах Украины, где он служил и сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Современников поражала его отважная активность. Батюшке удавалось создавать новые престолы в тот самый период, когда церкви в СССР неизбежно закрывали или разрушали. По тем временам это было настоящим подвигом.
Нельзя сказать, что Николо-Васильевский монастырь возник на голом месте. В 1912 году здесь на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм с шатровой колокольней над входом, освященный в честь Святителя Василия Великого. После революции 1917 года в селе Никольское жили монахини — изгнанницы из Крымских монастырей. Они молились и совершали церковные обряды в храме и возле источников. В годы атеистических гонений власти пытались прекратить эту практику, засыпали родники землей, цементировали, методично стирая народную память, но вода вновь и вновь пробивала себе дорогу.
Пострадала и церковь, но в 1950-х она была вчерне восстановлена, и с тех пор больше не закрывалась.
В 1986 году иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) застал Васильевский храм в плачевном состоянии, без иконостаса, а рядом – обгоревший сарай вместо священнического домика. Его трудами церковь постепенно поднялась, дополнилась крестильней с настоятельскими покоями и паломническим корпусом, трапезной. В 1990 году игумен был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году – пострижен в схиму с именем Зосима.
Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличилось. В 1997 году он взял в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где устроил богадельню по уходу за немощными и престарелыми людьми. Годом позже был построен братский корпус, что явилось окончательным шагом в основании Свято-Успенского Николо-Васильевского мужского монастыря. А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское также был присвоен статус монастыря. Так они вместе и существуют – с одной стороны ворот братский корпус, с другой стороны, внутри каре – сестринский. В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь.
Насельники и насельницы гармонично дополняют друг друга.
Как обычно, с одним видом работ лучше справляются братья, с другими – сестры. Хозяйство в монастыре немалое (всевозможные мастерские, коровы, птица, пасека, сады и огороды), надо постоянно поддерживать порядок в богадельне, паломнической гостинице, трапезной, так что посильных послушаний хватает на всех.
Я нигде не встречала таких открытых, доброжелательных и общительных представителей монашеского сообщества. Куда бы мы ни заходили с инокиней Златой, с кем бы ни общались в Святой день, все были максимально приветливы. Видимо, сказывается воспитание отца Зосимы, его высокочтимые проповеди: «Бог на суде нас о чем спросит? Накормил ли ты голодного, принял ли ты нищего или странника, посетил ли ты в темнице находящегося, сироту пригрел ли? Вот о чем нас спросит Господь на суде – о добрых делах… Спешите делать добро – жизнь коротка!»
По завету старца, до сих пор в трапезной монастыря бесплатно кормят вкусным завтраком, обедом или ужином любого путника, любого нуждающегося, а в паломническом центре обеспечат бесплатный ночлег в течение 3-х дней.
Можно остаться в обители и дольше, то необходимо получить на это благословение наместника или игумении, и обязательно определиться на послушание.
В 1990-е годы деятельность старца Зосимы, его духовная жизнь, проповеди и нужные слова снискали монастырю добрую славу, в село Никольское потянулись паломники. Примерно в это время началось его общение с будущим президентом Украины Виктором Януковичем. В одном интервью донецкий чиновник вспоминал: «Тогда я впервые в своей жизни исповедался… Ни до этой исповеди, ни после я так никогда не плакал… Спросил отца Зосиму: почему мне так тяжело живется? А он ответил: это Бог дал тебе такой крест…»
В Никольской обители помнят, как за месяц до своей кончины отец Зосима позвонил Януковичу, попросил приехать, и тогда напророчил ему возвышение в Киеве, а потом страшные испытания. Испытание «оранжевой революцией» 2004-го президент выдержал, но другие…
Старец грозно обличал страсти и пороки современного мира, обращая свой праведный гнев на раскольников-автокефалистов, раздирающих Христов хитон. Он горячо призывал православных твердо стоять в вере.
Еще отец Зосима предвидел своею грядущую кончину: «Когда увидите икону св. пр. Иоанна Кронштадтского с кропилом, значит, настала пора мне уходить». Сие казалось невозможным, но однажды некие благотворители из России принесли в дар батюшке икону дореволюционного письма на двух шпунтованных досках, изображавшую Иоанна Кронштадтского, держащего в руках кропило. Тогда все поняли, что час пробил…
Схиархимандрит Зосима (Сокур) умер в 2002 году, его похоронили в маленькой часовне на территории обители, украсив ее стены росписями, резным крестом и мраморным надгробием, где золотом выведена памятная надпись. Здесь всегда живые цветы и горящие свечи. Сегодня – это сердце монастыря.
Батюшка завещал приходить к нему за помощью, как к живому, молиться и исповедоваться, как у живого. «Я все услышу и помогу!», – обещал он своей пастве. И говорят, держит обещание.
К сожалению, игумен Зосима не дожил до окончания строительства главного храма монастыря – Свято-Успенского собора, который является точной копией Успенского собора Московского Кремля. Схимник неоднократно говорил, что освящать этот престол приедет никто иной, как предстоятель Русской православной церкви.
Так оно и вышло. Летом 2009 года во время своего визита на Украину, село Никольское посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий, который и совершил обряд, напророченный старцем.
Сегодня, глядя на этот величественный собор, его роскошный интерьер, иконостас с иконами в стиле Рублева, даже не верится, что все это создано в сельской местности, почти на краю света…
Еще при жизни сбывались многие пророчества отца Зосимы. Например, он предрекал, что в 2000 году прославится в лике святых царская семья Романовых. Сегодня в самом старом храме монастыря – Свято-Васильевском одну из стен украшает выразительная фреска с группой убиенных последних представителей императорской фамилии в древнерусских одеяниях.
К 2000-летию Рождества Христова на территории Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря был открыт трапезный храм Всех Святых, в Земле Русской просиявших, завершено строительство колокольни с надвратной церковью Иверской иконы Божией Матери. В 2004 году в богадельне обители освятили домовой храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца, а в доме священника – домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» для совершения богослужений в зимний период. Сегодня монастырь, буквально, сияет законченной красотой и благодатью.
К его святыням неоднократно припадал сам о. Зосима, и всегда призывал это делать свою паству. Речь идет об иконе – прижизненном портрете Иоанна Кронштадтского, подаренной о. Зосиме духовными наследниками, списке иконы святого Пантелеймона и списке иконы Божией Матери «Скоропослушницы».
В настоящий момент мужскую часть Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря возглавляет архимандрит Амвросий (Скобиола), а женскую – игуменья Анна (Морозова). Под их духовным окормлением подвизается более 200 насельников и насельниц. Нынешние прихожане – это жители окрестных сел и Волновахского районного центра.
За белоснежными воротами с золотым ликом Богородицы территория монастыря выглядит как рай на земле. Через тенистый и ухоженный парк проложены удобные дорожки, разбиты цветники, высажены редкие растения, созданы зоны отдыха. Напротив трапезной устроен фонтан, на камнях которого монахи вылепили из глины макет монастырского комплекса святой горы Афон. В парковой зоне есть также показательный птичник с яркими фазанами и павлинами. Не удивительно, что монастырь стал излюбленным местом душевного покоя и отдыха для многих донбасских семей.
В монастыре действуют пекарня, библиотека, медицинская амбулатория, мастерские (столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, керамическая, иконописная, мебельная). Самые изысканные произведения монастырских умельцев украшают ныне интерьеры храмов и часовен. Многочисленные предметы посуды с православной символикой, иконки, бальзамы, золотошвейные изделия, печатная продукция, имбирные пряники можно увидеть в ассортименте Сувенирной лавки. Все только местного производства и отличного качества!
Когда глубже знакомишься с жизнью обители, понимаешь, что место это творческое и чрезвычайно креативное, хотя для монастыря, наверное, уместнее сказать – «намоленное». В Никольском присутствует и то, и другое!
Несомненная святыня монастыря – Святой источник, вырытый на указанном батюшкой месте. Говорят, воды здесь никогда не было, но стоило досточтимому старцу помолиться, как она чудесным образом забила ключом. Вскоре возле Свято-Васильевского храма вырос оформленный камнем кладезь с деревянным навершием, освященный в честь Зосимы и Савватия Соловецких. Возле него схимник продолжал молиться, дабы Господь даровал воде целительную силу. Говорят, горькая вода со временем стала необыкновенно приятного, сладковатого вкуса. Я попробовала – действительно, сладковатая! Паломники берут ее, как святыню, и часто убеждаются в полезных свойствах.
Было интересно посетить и хозяйственную часть обители чуть в стороне от главной усадьбы, где несут свое послушание скромные иноки. Эконом монастыря – отец Диодор произвел на меня сильное впечатление. Добрейший человек, взявший под опеку мальчика-сироту Сашу, который помогает ему ухаживать за животными, чинить технику и вообще, всегда хочет быть рядом. Пока мы беседовали, десяток коров чинно прошествовали на вечерний выпас, а своенравная лошадка Канди с удовольствием угощалась яблочками и сладкой свеклой из наших рук.
Батюшка, оказывается, тоже бывал в Санкт-Петербурге и с благоговением вспоминает его святые места. Божий промысел привел его в Никольское, монастырь лег на душу, здесь пригодились его организаторский талант и хозяйский глаз. Сейчас о. Диодор мечтает о строительстве нового коровника, вместо прохудившегося старого. Он уповает на милость Божью, но будет рад любой помощи (Вайбер +380951110667).
Все публикации о Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре обязательно содержат духовное завещание схиархимандрита Зосимы, и моя не исключение, потому что без этого невозможно понять силу этой обители, вектор ее развития.
В 2013 году она открыто выступила против «Обращения Церквей и религиозных организаций к украинскому народу» «по поводу дискуссии о европейских ценностях», под которым оказалась подпись главы УПЦ митрополита Владимира. Община самого влиятельного на востоке Украины Никольского монастыря отказалась подчиниться призыву своего предстоятеля, дав понять, что курс на «европейскую интеграцию» чужд истинным представителям Украинской Православной Церкви.
Всю свою жизнь отец Зосима призвал братию и сестер строго держаться Русской Православной Церкви, а предчувствуя скорую кончину написал:
«В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или «законная», – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность».
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.
Адрес: Украина, 85720, Донецкая область, Волновахский район, c. Никольское.