Этапы реализации проекта Великий шелковый путь в Азербайджанской Республике

В сентябре 1998 года в Азербайджане был проведен Международный форум по восстановлению и развитию Великого шелкового пути, в котором участвовали представители 42 стран мира. Как отметил Гейдар Алиев, Бакинский саммит сыграет свою историческую роль в развитии сотрудничества, обеспечении мира, благополучия и процветания в каждой стране и на всем евразийском пространстве.

Следует отметить, что географическое положение Азербайджана и, соответственно, его роль в Великом Шелковом пути являются ключевыми, если учесть еще и то, что в республике достаточно хорошо развиты все виды транспортных средств и магистралей (воздушный, железнодорожный, морской и автомобильный).

Туристический сектор Азербайджана развивается в свете «Государственной программы по развитию туризма в Азербайджанской Республике», утвержденной Указом президента Гейдара Алиева, а также «Государственной программы по социально-экономическому развитию регионов». , осуществление которых позволило создать благоприятные условия для построения богатой инфраструктуры и заложить основу интеграции Азербайджана на международный рынок туризма. Приобретенный социально-экономический опыт создал новые возможности для превращения туризма в одну из важнейших отраслей экономики.

Подготовка к проведению в столице Азербайджана престижного международного конкурса «Евровидение-2012» создали новые предпосылки для увеличения потока туристов со всего мира, а также придали мощный импульс развитию отечественной индустрии туризма. В частности, было открыто немало новых отелей в туристических районах, благоустроены и отремонтированы дороги в направлении исторических и культурных заповедников, памятников специального назначения, установлены туристические дорожные знаки, ускорены работы по строительству туристического комплекса «Шахдаг», проведены работы по созданию туристической инфраструктуры в культурно-исторических заповедниках Шабран и Лагич. Также осуществлен проект навигационной системы GoMap, которая включает в себя данные о туристических зонах, памятниках и других ориентирах страны.
В результате принятых государством мер в стране создана современная гостинично-сервисная инфраструктура, налажена подготовка кадров для туриндустрии, сформирована разветвленная сеть турагентств (более 200 туристических фирм), успешно работают информационно-рекламные структуры, создано и апробировано множество туристических маршрутов по Азербайджану, пролегающих по самым живописным и благодатным регионам.
Азербайджан быстро учится и набирается опыта. В стране ежегодно проходит Международная выставка «Туризм и Путешествия» AITF.

Ежегодно Азербайджан принимает более 2 млн. иностранных туристов, поэтому в столице и других туристических зонах появляется все большее количество отелей с высоким уровнем обслуживания. Сегодня их число уже превышает 500. Среди наиболее популярных столичных гостиниц можно назвать сетевые брендовые отели — Four Seasons Hotel Baku, Hyatt Regency, JW Marriott Absheron Baku Hotel, Jumeirah Bilgah Beach Hotel, Grand Hotel Europe, Hilton Baku, Kempinski Hotel Badamdar и др.

Отели, зоны отдыха, развлекательные и спортивные центры действуют и в регионах Азербайджана, — сеть отелей Qafqaz и парк аттракционов Gabaland в городе Габала, грандиозный зимне-летний туристический комплекс «Шахдаг» в Гусарском районе, более 15 олимпийских спортивных комплексов, располагающих необходимой инфраструктурой и для приема туристов по всей стране и др.

Из выступления президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева на заседании «Эффективность Шелкового пути».

(Всемирный экономический форум, Давос, 19 января 2017 года).

Азербайджан вложил прямые инвестиции в реконструкцию относящегося к нам сегмента Шелкового пути, а также, придав импульс инициативам, способствующим региональному сотрудничеству, оказал данному проекту еще и политическую поддержку. Если говорить о региональном сотрудничестве, то это – достаточно широкое сотрудничество, так как оно охватывает политический, экономический и другие секторы. Поэтому мы всегда стремимся начинать проекты и участвовать в проектах, которые могут быть спланированы в регионе, принесут пользу странам, людям, способствуют повышению стабильности и создадут для всех проживающих в нашем регионе равные возможности. Поэтому Азербайджан всегда играл активную роль в реконструкции относящегося к нам сегмента Шелкового пути.

Надеемся, что в текущем году мы вместе с нашими партнерами в Грузии и Турции завершим очень важный железнодорожный узел Шелкового пути в этих трех странах между Баку, Тбилиси и Карсом, что позволит нам использовать этот проект на протяжении многих лет. Новое ж/д полотно сократит маршрут из Китая в Европу с 30-35 до 14 дней. Это будет самый короткий, но, конечно, не самый дешевый маршрут. Сегодня мы работаем с нашими партнерами над тем, чтобы сделать данный маршрут привлекательным и с коммерческой точки зрения, а также приведением тарифов в соответствие с общим уровнем. Пока события в этом направлении развиваются весьма позитивно, как только этот проект завершится, мы сможем получить выгоду от значительного передвижения грузов.

В настоящее время Шелковый путь функционирует в тестовом режиме. В минувшем году первый контейнерный поезд отбыл из Китая и прибыл, пройдя через Центральную Азию, Каспийский регион, Азербайджан, Грузию и Европу. Мы работаем над привлекательностью этого пути для поставщиков.

Одновременно мы инвестируем в морской порт. В настоящее время мы строим крупнейший в Каспийском регионе морской порт, который будет принимать более 25 миллионов тонн грузов в год.

Кроме того, Азербайджан работает также над проектом «Север-Юг», который соединит Индию, Иран, Азербайджан, Россию, Северную Европу и Ближний Восток. Часть маршрута, относящаяся к нашей территории, завершена. Надеемся, что в ближайшие два года данный проект будет интегрирован в Шелковый путь и позволит открыть новую транспортную ветвь.

Мы счастливы оттого, что все страны, расположенные вдоль Шелкового пути, поддерживают хорошие рабочие отношения друг с другом и взаимные связи. Это способствует созданию уникальной формы сотрудничества,  считаю даже — новой модели мира. Для Азербайджана это важно, мы вкладываем крупные инвестиции в вопрос межкультурного диалога. К примеру, минувший год был объявлен в Азербайджане «Годом мультикультурализма», а нынешний год – «Годом исламской солидарности». Мы одновременно являемся одной из немногих стран-участниц Совета Европы и Организации исламского сотрудничества. Наше географическое положение между Европой и Азией ко многому обязывает.

Думаю, что данные проекты также сыграют важную роль в увеличении числа туристов. Мне кажется, что для их привлечения все страны должны осуществлять сотрудничество в определенной форме. Конечно, можно подумать о совместных местах туризма или недельной программе, реализующей поездки в несколько стран.

Недавно в Азербайджане стартовал новый проект, именуемый системой электронной визы. В настоящее время любой человек, желающий посетить Азербайджан, может, не выходя из дома, в течение 3-х дней получить визу для въезда в страну.

Итак, Шелковый путь свяжет не только компании, страны, но и людей. Это сделает наш регион еще более стабильным.

Сегодня многие страны уделяют внимание различным сегментам Шелкового пути. Мы знаем, что Шелковый путь – это глобальный проект. Поэтому мое предложение заключается в организации встречи министров всех стран-участниц проекта ВШП для повторного рассмотрения проекта и принятия конкретных решений, связанных с тем, когда и что необходимо сделать; графиком, целями, реализацией, создании координационных структур между всеми странами, ежегодном проведении встречи и осуществлении контроля за исполнением проекта.